К предпринимателю по-хорошему

В новом составе Волгоградской областной думы - новый председатель комитета по малому и среднему бизнесу. Какие задачи поставили перед ним товарищи по думе и по партии «Единая Россия», Роланд ХЕРИАНОВ рассказал «ДП».

С чистого листа

- Задачи на самом деле очень большие, серьёзные, даже глобальные. Мы слышим сигналы из Москвы: президент и премьер-министр говорят, что 60-70% населения страны должно быть задействовано в малом и среднем бизнесе, это значит, что будущее страны, его опора - предприниматели. Вот такая государственная задача: государство опирается на малый и средний бизнес, бизнес опирается на государство. Наша задача - воплотить в жизнь эти идеи. К сожалению, сигналы из Москвы до нашего региона доходят очень трудно. У нас всё те же административные барьеры. Мы даже на 10% не продвинулись к цели, которую ставят перед нами президент и премьер-министр. Это недопустимо. Моя задача - добиться, чтобы все структуры - и государственные, и органов местного самоуправления - в области работали так, как необходимо для развития предпринимательства. Вот тогда мы будем вправе требовать от предпринимателей социальной ответственности. Должно быть так: государство идёт навстречу бизнесу - и бизнес откликается.

- Вы сами никогда предпринимательством не занимались. Знаете ли вы его проблемы? - Не занимался только в том смысле, что сам не был предпринимателем. Зато получил хороший опыт отношений с бизнесом, когда исполнял обязанности главы города в 2006-2007 годах. Тогда мы начали диалог с чистого листа. То есть все проблемы в отношениях, все взаимные претензии отбросили. И сумели не повысить арендную плату за землю, за нежилые муниципальные помещения. За счёт этого 30 тысяч предпринимателей города реально получили поддержку. Вспомните злополучные 12% отчислений от строительного бизнеса, которыми все были так недовольны. Я собрал строителей и сказал: мы пошли навстречу предпринимателям, не повышаем арендную плату, я готов решать проблемы строительных фирм, чтобы они в городе строили. И если кто-то из вас не хочет исполнять взятые на себя ранее обязательства, никаких претензий к вам не будет. Лишь одна строительная организация расторгла соглашение, но через две недели директор пришёл и сказал: неудобно, что я один такой оказался. И он заключил с городом новое соглашение. Я тогда работал с предпринимателями с 9 вечера до полуночи, потому что в рабочее время собирать такие большие совещания было очень сложно. Мы получили очень хороший отклик: бизнес вложил в социальную сферу города 450 миллионов рублей. В садики, детские поликлиники, детские площадки. Это в два раза больше, чем за предыдущие 15 лет взаимодействия бизнеса и власти в городе.

При позитивном отношении к предпринимателю мы всегда получим положительный отклик. Был такой случай, когда мы открывали центр для детей-инвалидов. Предприниматель, который финансировал его, плакал на открытии. Он сказал: я теперь могу с гордостью говорить своим детям, что мы живём не только для себя, но ещё и помогаем людям, я впервые вижу, что мои деньги идут на такие вот благие цели. Вот такого позитивного отношения хочется достичь в идеале и в регионе, чтобы предприниматели видели в нас не власть, которая хочет их обобрать, а власть, которая хочет реально помочь людям. Это в идеале.

За снос барьеров

- Каким образом вы планируете достичь своего идеала?

- В первую очередь - убрать административные барьеры, которые стоят на пути у бизнеса. Моя мама - предприниматель, у неё маленький магазинчик в Советском районе, доход магазина 20 тыс. руб. в месяц. В феврале налоговая инспекция оштрафовала её на 30 тыс. за то, что не было трёх ценников. Мама же не сказала, чья она мама... Но она пыталась объяснить, что если её оштрафуют на 30 тыс., она не сможет заплатить ни зарплату, ни налоги. Они говорят: идите в суд и объясняйте всё это, а мы должны выполнить план. Типичный случай, правда? Нам придётся менталитет менять: проверки нужны не для штрафов, а для профилактики. Так вот, если через год предприниматели скажут, что проверок стало меньше, а жить - легче, значит, первый этап своей задачи мы выполнили. С этой точки зрения мы рассматриваем Административный кодекс Волгоградской области. Нужно проанализировать, какие штрафы по кодексу собирает субъект федерации. Если, как я подозреваю, поступления незначительны, система не работает. Дешевле договориться с проверяющими и заплатить не 10 тысяч штрафа, а 1,5-2 тысячи в руку. И если мы штрафы снизим в 10 раз, т. е. никого нельзя будет оштрафовать больше, чем на 500 руб., никто не будет связываться, и проверок станет меньше. Такая мера будет полезна: казне и так мало толку от штрафов, а предпринимателю будет легче. Будем сотрудничать с прокуратурой, с другими силовыми ведомствами. На некоторые федеральные структуры мы не можем влиять напрямую, значит, будем влиять через правоохранительные органы. Если они будут проверять предпринимателей необоснованно, будем просить прокуратуру проверять их самих.

- На какие структуры вы намекаете? Я спрашивала предпринимателей, какое ведомство для них самое страшное. На первом месте стоит Ростехнадзор.

- Ростехнадзор себя дискредитировал. Всё, что там происходило в последний год, говорит о том, что туда шли не работать на благо страны, а наживаться. С этим нужно бороться. И не только с этим. Уверен, что каждая проверка должна проходить в несколько этапов. Нашли нарушение - сначала предписание, затем предупреждение, а вот если ничего не изменится - тогда штрафовать. Если штраф по сумме равен работе, которую предприниматель обязан провести, он штраф заплатит, а сделать ничего уже не сможет. Вот это основная наша задача. Она в большей степени даже политическая, чем законодательная. Другая наша задача - помочь местным товаропроизводителям в реализации их продукции. В конкурсах и аукционах, которые проводят государственная и муниципальная власти, наш товаропроизводитель практически не участвует. Даже молоко к нам возят из Краснодарского края. Мы собираем подробную информацию о том, как наши товаропроизводители участвуют в конкурсах, как они выходят (или не выходят) на соседние рынки, что мешает, почему товаропроизводители из других регионов так активны на нашем рынке. Потом примем решение.

Давайте выращивать предпринимателей

- Волгоградская область впервые сумела привлечь большие федеральные средства на поддержку предпринимательства.

- Это успех областного управления по развитию предпринимательства. Впервые выделяется 500 млн руб. на три направления поддержки предпринимательства. Раньше у нас вся региональная программа была 35 млн руб., а теперь - 500. Есть разница? В городе Волжском создали бизнес-инкубатор. В Волгограде такого нет. Полтора года управление по предпринимательству просит у местных властей помещение. Теперь уже и я ищу помещения под два бизнес-инкубатора. Хотя, к сожалению, в бюджет этого года их финансирование не заложено, но к будущему году мы обязательно подготовим всю документацию, чтобы два таких центра в Волгограде открыть.

- Сейчас предприниматели борются со своими муниципалитетами, которые в свою пользу трактуют закон о преимущественном выкупе арендаторами муниципальных площадей. Чем вы можете помочь?

- Во многих муниципальных образованиях - Фролово, Михайловке и, что особенно не радует, в Волгограде - закон 159 игнорируется. В законе есть оговорка, что этим правом может воспользоваться предприниматель, который надлежащим образом исполнял свои обязанности арендатора. Каждая администрация по-своему это всё трактует, не учитывая главное: закон направлен на поддержку предпринимателя, а не муниципальной власти. И если есть сомнения, то сомнения должны решаться в пользу предпринимателя, а не муниципалитета. Более 900 предпринимателей в Волгограде не могут воспользоваться своим правом. Они уже готовы выйти на улицу, чтобы заявить протест. Я попросил у них время, чтобы подготовить обращение областной думы к главам муниципальных образований. Я считаю, что признать предпринимателя «ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности» можно только на основании решения суда, вступившего в законную силу. Причин просрочки платежа может быть множество: заболел, например. А вот если муниципалитет вынужден был обратиться в суд, значит, довели... Не так много было таких судебных процессов, поверьте. Недопонимает местная власть, что все налоги, которые платит малый бизнес, остаются в регионе. Нам выгодно, чтобы предпринимателей было как можно больше, чтобы они росли и развивались.

- Волгоградская область одной из последних в стране отреагировала на призыв федеральной власти снизить налоги для бизнеса. Причём отреагировала умеренно. Будете ли вы развивать тему?

- И не только в плане налогов. Например, я предлагаю администрациям городов механизм создания новых рабочих мест через магазины шаговой доступности. Из частного сектора, чтобы подстричься, купить хлеб и анальгин, едут в центр своих районов, тратят деньги и время. Если мы позволим предпринимателям создавать магазины шаговой доступности и так называемые социальные дома быта, где будет магазин, парикмахерская и другие бытовые услуги, плюс аптечный пункт, представьте, сколько рабочих мест можно создать. Если в Волгограде в каждом районе создать два-три таких центра, это даст около 1,5 тысяч новых рабочих мест. В моём округе уже есть обращения предпринимателей, которые хотят что-то такое построить, и деньги есть, но единственная проблема - не дают земли. Будем заниматься. А для села мы постараемся найти механизм, который позволит некоторые виды бизнеса освободить на несколько лет от налогов. Мы всё время говорим: надо привлекать инвестиции. Но сначала нужно привлечь инвестора. То есть его заинтересовать. Освобождение от налогов - очень хороший способ. Будет некая свободная экономическая зона. Да, у нас не будет налогов, зато будут рабочие места.

- Многие предприниматели считают, что областной думе нужно инициировать внесение поправок в закон N94 о госзаказе - чтобы он позволял учитывать качество продукции или услуг.

- Совещание по ФЗ-94 было одним из первых, которое мы провели в комитете. Мы хотели понять, сможем ли мы сами сформулировать изменения в закон, которые можно предлагать Госдуме. Или нам нужно обратиться в Госдуму и обозначить 15-20 пунктов, которые нас серьёзно волнуют. Я склоняюсь к тому, что мы не сможем сами придумать механизм, который бы удовлетворил все субъекты РФ. Поэтому, скорее всего, предложим депутатам Госдумы заняться проблемой с учётом этих обстоятельств и мнений других субъектов РФ.