Генеральная уборка

Привычная для российской столицы картина, когда в плотном потоке легковых машин глаз обязательно приметит один, а то и несколько эвакуаторов, для Волгограда пока нетипична. Однако будущей зимой с подачи коммунальщиков и мэрии она может стать обыденной. Избыточное число машин на дорогах ухудшает качество городской жизни, снижает скорость автопотока, увеличивает аварийность и затрудняет работу гаишников и коммунальных служб. В мэрии Волгограда уже готовы закупить эвакуаторы, но на создание собственной службы разгрузки дорог потребуется немало времени и денег.

Дорогая царапина

Первый толчок развитию рынка автоэвакуации в Волгограде дал стремительный рост частного автопарка, а также владельцев, которые, столкнувшись с нештатной ситуацией на дороге, скорее вызовут профессионалов-эвакуаторов, чем начнут вызванивать друзей на помощь. В Волгограде работают несколько фирм, оказывающих услуги по эвакуации, - «Автоцентр АБ», «Российское автомобильное товарищество», «Спасавто», центр «АСБ», «VMавто», «Звезда Поволжья» и ещё 15-20 предпринимателей. В стоимость их услуг входит цена погрузки и доставки автомашины в нужное место. Итоговая цена варьируется от 1,5 до 3 тыс. рублей по городу и увеличивается по километражу в случае выезда за его пределы. Самые серьёзные вложения - на этапе организации бизнеса. Покупка эвакуаторов и кранов-манипуляторов обойдётся в 0,7-1 млн руб. и 2-4 млн руб. соответственно. Директор «Автоцентра АБ» Андрей Барамия рассказал «ДП», что сначала эвакуаторский бизнес у них был организован в дополнение к имеющемуся автосервису, но со временем он начал окупаться:

- Мы выезжаем на вызовы в основном по городу. В месяц осуществляем порядка 50-60 вызовов, зимой, в сложных погодных условиях - в 4-5 раз больше. Нередко нас вызывают женщины-водители. С ними чаще случаются курьёзные случаи - дверь захлопнули, с места тронуться не могут. Зимой водители эвакуаторов работают ещё и спасателями - в лютый мороз на трассе они первым делом водителя в кабине отогревают и только потом машину вызволяют. Предприниматель Сергей Пантелеев говорит, что задумал заняться эвакуаторским бизнесом после того, как сам на грузовой машине попал в аварию на финской границе. Та ситуация разрулилась благодаря питерским эвакуаторам, а годом позже волгоградец купил сделанный на заказ эвакуатор и начал работать на дорогах Волгограда. «Пока вызывают не каждый день. Надо давать больше рекламы, чтобы люди знали мой телефон, - говорит С. Пантелеев.

- Я специализируюсь на выездах за пределы города, поэтому строгих тарифов у меня нет, слишком разноплановые ситуации случаются». Собеседники «ДП» сходятся в том, что большая часть машин сегодня эвакуируется по требованию сотрудников ДПС. Но сами коммерсанты с принудительной эвакуацией дел иметь не желают. «Не хочу, чтобы имя моей фирмы ассоциировалось с негативом. Я лучше буду не торопясь набирать обороты в своей сфере, буду для автолюбителей помощником, а не врагом», - говорит А. Барамия. И добавляет, что цивилизованным рынок станет, когда владельцы эвакуаторов начнут в обязательном порядке страховать ответственность. Ведь приходится работать с дорогими машинами.

Летом город встанет

Последние полтора года власти и ГИБДД начали предпринимать практические действия по разрешению грозящего городу транспортного коллапса. В Волгограде устанавливают новые светофоры, обустраивают особые режимы движения, выделяют для общественного транспорта первые полосы на дорогах. На такой специально обозначенной полосе частные машины парковать нельзя. Горожане к таким запретам ещё не привыкли, поэтому ДПСники этой зимой всерьёз взялись за нарушителей, паркующихся в первом ряду по ул. Рабоче-Крестьянской, пр. Ленина и ул. Краснознаменской. 24 машины были эвакуированы на штрафстоянки в январе 2008 года, 215 - в феврале и 126 - в марте. И дальше, как объясняют в областном управлении ГИБДД, количество улиц со специально выделенной автобусам и троллейбусам полосой - будет увеличиваться. Как объясняет замначальника отдела дорожно-патрульной службы и розыска областного УГИБДД Александр Ефремов, основанием такой эвакуации является статья Административного кодекса «за нарушение правил остановки и стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств». Также основанием для эвакуации частного автомобиля может быть управление без документов, в нетрезвом состоянии, с неисправными тормозной или рулевой системой. В первые три месяца этого года принудительной эвакуации в Волгограде подверглись около 2,4 тыс. автомобилей. Можно с уверенностью сказать, что их увозили эвакуаторами фирмы «АБС», которая работает с органами внутренних дел с 1997 года. Директор «АБС» Владимир Лавриков рассказывает «ДП»:

- С одной стороны, работа по договору с ДПС - это гарантированный объём работы. С другой - сложности, технические, материальные и юридические. Машину мы увозим порой в отсутствие владельца, с трудом выцепляем её из плотного ряда придорожной парковки, потом разбираемся с автовладельцами, по суду оформляем машины, за которыми никто не приехал. До последнего времени наши цены были ниже, чем у коммерческих структур. А сегодня предприятие на грани банкротства. До 16 марта прошлого года наши тарифы считались и утверждались исходя из затратной части и 10%-ной рентабельности. Мы брали 1,5 тыс. рублей за погрузку и доставку, 400 рублей - за оформление. Первые три часа машина стояла на штрафстоянке бесплатно, потом - за 40 рублей в час. С марта 2006 года расчётом стоимости наших услуг занялось управление по региональным тарифам. Применив одну из рекомендованных федерацией методик, они утвердили нам тарифы исходя из 100 рублей за километр доставки, а выгрузку-погрузку и вызов вообще не стали учитывать. В таких условиях пришлось работать в убыток. Недавно продали три эвакуатора - чтобы дать сотрудникам зарплату. Мы пишем письма губернатору и мэру Волгограда, показываем затраты, вместе с ГИБДД доказываем, что при таком подходе некому будет заниматься этой работой, а они никак не решат - из какого бюджета возмещать убытки. А с 1 июля по Административному кодексу первые сутки хранения на штрафстоянке будут бесплатными. В таких условиях коммерческим фирмам в этой отрасли делать нечего. А муниципалитетам, чтобы её организовать, понадобится немало времени и денег. И 1 июля движение на дорогах Волгограда может встать.

Припаркованный вдоль магистралей транспорт мешает движению пешеходов, автомобилей и общественного транспорта, препятствует работе коммунальных служб. На каждой планёрке в департаменте городского хозяйства говорят о том, что надо срочно покупать эвакуаторы - от шести до восьми единиц. Так что следующей зимой, когда припаркуете свою машину в неположенном месте и потом не найдёте её, не спешите звонить в милицию. Сначала проверьте по телефону диспетчера в «АСБ» 41-00-00, не увезли ли её на штрафстоянку, и поспешите выручить. Даже по новым тарифам промедление может дорого обойтись.

Татьяна ТАРАКАНОВА