Плата за парковку: за забором дороже

План по поступлению земельного налога, принятый муниципальными образованиями Волгоградской области на 2006 год, был исполнен в целом по области на 78,9%, а план по сбору арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на 121%. Поступления земельного налога и арендной платы в консолидированный бюджет Волгоградской области за 2006 год составили соответственно 1,04 и 1,44 млрд рублей.

Заместитель председателя комитета по управлению госимуществом Волгоградской области Наталья Чудина рассказала о том, как была организована работа по начислению и сбору арендной платы за землю. По ее словам, вплоть до 2001 года на территории Волгоградской области отсутствовали единые подходы к определению базовых ставок арендной платы за землю, применялись формы договоров аренды земли, не соответствующие гражданскому и земельному законодательству. Тогда всем районам области была предложена единая методика, утвержденная губернатором, которую органы местного самоуправления дополнили коэффициентами. «Результат налицо, говорит Наталья Чудина, в 2001 году сумма арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, составляла 153 млн рублей, а в 2006 году уже 1,44 млрд рублей». В общую сумму арендной платы за землю наибольший вклад вносят городские округа. Например, в общих 1,44 млрд руб. доля Волгограда 757,6 млн рублей. По итоговым цифрам сразу видно, где муниципалы сработали хорошо. Это администрации Михайловского, Жирновского, Светлоярского, Киквидзенского, Октябрьского районов и другие. Главными причинами недобора земельного налога заместитель главы администрации Волгоградской области Александр Плотников назвал (цитируется по пресс-релизу обладминистрации) «некачественную и необъективную оценку земель. Много нареканий у органов местного самоуправления вызывает работа налоговых органов и управления Роснедвижимости по Волгоградской области. До сих пор часть участков не прошла кадастровую оценку, налоговыми органами несвоевременно представляются извещения на уплату земельного налога, количество уведомлений не соответствует числу плательщиков, которым они должны быть вручены». Одной из проблем, влияющей на полноту сбора земельного налога на территориях муниципальных образований, является наличие значительного количества земельных участков, в отношении которых не проведена процедура постановки их на государственный кадастровый учет. Проблема заключается в отсутствии в государственном земельном кадастре сведений по значительному количеству фактически используемых земельных участков, например, под домами многоэтажной либо индивидуальной жилой застройки. Указанные земельные участки не сформированы как таковые (границы земельных участков не описаны и не удостоверены в установленном порядке) и, следовательно, не могут быть учтены для целей определения их кадастровой стоимости, т.е. по ним не могут быть подготовлены извещения на уплату земельного налога. По словам Натальи Чудиной, в ближайшее время органам МСУ предстоит осуществлять муниципальный контроль, что позволит значительно увеличить доходы местных бюджетов. Ведь именно органы местного самоуправления знают ситуацию на местах. К примеру, у Петрова 5 машин, которые при всем желании во дворе своего дома он не разместит. Он ставит их за забором. Значит, нужно оформлять аренду земли и начислять арендные платежи или земельный налог. Или Сидоров использует 25 соток, а аренду платит за 10 соток опять недобор в бюджет. Ведь арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распределяется поровну между районом и поселением, а земельный налог 100% остается на территории. Напоследок Наталья Александровна прокомментировала «ДП» идею создания муниципального залогового земельного фонда в целях помощи сельхозпроизводителям в получении банковских кредитов. Она рассказала, что в их управлении подготовили разъяснение о невозможности такого механизма: - В связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон от 16.07.1998 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее по тексту закон). До их внесения статьей 63 закона был установлен запрет на ипотеку земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В новой редакции в закон введена статья 62.1., которой установлены случаи, когда предметом залога по договору об ипотеке могут быть земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, но только, если такие земельные участки предназначены для жилищного строительства или для комплексного освоения в целях жилищного строительства и передаются в обеспечение возврата кредита, предоставленного кредитной организацией на обустройство данных земельных участков посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Решения об ипотеке указанных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, принимаются органами местного самоуправления. Указанные земельные участки орган местного самоуправления может передать в залог в обеспечение своих обязательств, а также выступать залогодателем в обеспечение обязательств иного должника (пункт 1 статьи 1 закона). Вторым случаем, установленным законом, является залог прав аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, арендатором такого земельного участка. При этом залог прав аренды допускается в пределах срока договора аренды с согласия собственника земельного участка. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет залог права аренды допускается без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

Татьяна ТАРАКАНОВА