Левый поворот

При наличии больших денег отгородиться от мира нетрудно: дом за забором, по магазинам ходит домработница, дети с няней, микроклимат позволяет не замечать погоды... Но, несмотря на то, что «чем круче тачка, тем главнее дорога», в пути реальность возьмет свое: в пробке крутые тачки стоят, как все. Поведение россиян на дорогах дает психологам основание опровергать миф о нашем коллективистском менталитете в дороге каждый прорывается в одиночку, какая уж тут община. Попытки навести порядок на дороге предпринимаются, но временами они экзотичны, а порой бессмысленны. Хотя когда в Волгоград приезжал президент, то правила парковки соблюдались неукоснительно. Но только один день.

Жесткое в мягком исполнении

Госдума рассмотрела в первом чтении проект изменений в КоАПП РФ, ужесточающий ответственность за нарушения Правил дорожного движения. Документ лоббируется единороссами в разгар борьбы с коррупцией в ГАИБДД, но ограничивает не мздоимцев, а водителей. Документ не решает основной задачи: эффективно, как известно, не то наказание, что сурово, а то, что неотвратимо. Но и это не все. Важнее предупредить нарушение, а не наказать за него. Спрятавшиеся в кустах гайцы с радаром вышли на охоту не за порядком, а за денежным довольствием. Зато открыто установленная на мостовом переходе через Волгу камера видеонаблюдения напоминание водителям, что здесь есть ограничение скорости. Здесь скорость снижают: «улыбнитесь, вас снимает камера». Цель достигнута, не так ли? В Волгограде придуман и еще один оригинальный способ. Впервые в России для патрулирования дорог привлекли женщин, молодых и симпатичных. Как объяснял начальник ГУВД по Волгоградской области Михаил Цукрук, женщины в инспекции решение проблемы коррупции, поскольку они меньше подвержены мздоимству. Ссылались на опыт Перу, где магистрали тоже патрулируют женщины и взяток не берут. Пока женский взвод из 25 человек учится и изредка практикуется на дорогах Центрального района. Им еще не выдали красивую форму, и выглядят гаишницы на своих боевых постах, как армейские салаги: ушанки до глаз, мужские куртки на несколько размеров больше нужного. Как признаются автолюбители, этим девушкам хочется дать денег на горячий чай с бутербродом. Ждут, что летом депээсницы преобразятся.

Человек-свисток за все в ответе

Но, конечно, внешний вид гаишников полдела. Расстановка в городе дорожных знаков и применение правил это песня без слов. Некоторые знаки тут получили свою трактовку. Например, знак «Полоса, выделенная для маршрутных транспортных средств» обозначает место для парковки. Особенно выразительно это рядом с постом ДПС. И ведь нельзя сказать, что порядком на дорогах не занимаются. Организованное этой зимой круговое движение на площади Парадов сначала вызвало шок у водителей, подкрепленный двумя вариантами разметки один поверх другого. Первое время на перекрестке наблюдались дивные картины хаотичного движения по встречке, да и сегодня можно увидеть группу желающих повернуть налево точно у знака, предписывающего движение направо. Тем не менее, водители заметили, что перекресток наконец-то оформлен грамотно. То же самое было с разметкой Рабоче-Крестьянской неудобно, но логично, потому что поток нужно как-то упорядочивать. Волгоградская ГАИБДД пытается советоваться с горожанами совместно с фондом «Статус» второй год подряд реализует проект «Дороги Волгограда». Нам предлагается направлять в информцентр милиции идеи, связанные с дорожными знаками, разметкой, светофорами... В прошлом году от волгоградцев пришло более 500 обращений, в нынешнем, хотя акция не закончена, чуть больше 300. По словам начальника отдела дорожного надзора ОГАИБДД г. Волгограда Валерия Кузнецова, люди неправильно поняли акцию: «Они решили, что за все в городе отвечает ГАИ. Много вопросов по внутриквартальным проездам и придворовым территориям. Удивляются, когда мы объясняем, что эти вопросы в компетенции городской и районных администраций. Наша ответственность автодороги и придорожные полосы. Но мы все равно принимаем обращения по благоустройству и передаем их в департамент городского хозяйства». Лет 10-15 назад ГАИ еще справлялась со всем, что касается отношений человека и автомобиля. Но автомобилей ежегодно становится тысяч на десять больше, и гаишникам стало не до машин, оставленных на газонах или детских площадках. В штате городского ГАИ несут службу 264 автоинспектора. Патрулируют они 1617 км волгоградских дорог, а помогают им 7 тысяч дорожных знаков. Запрещающих, по словам гаишников, не так много, как кажется. Ограничивающие скорость и вовсе устанавливают только в очагах аварийности, а гиблых мест в городе официально значится 81. С каждым годом на улицах Волгограда снижается скорость. На основных пересечениях: пр. Жукова ул. Землячки; ул. Невская ул. Рокоссовского; ул. Ардатовская ул. Череповецкая поток вырос в 6 раз. От Краснознаменской до 13-й Гвардейской машины идут со скоростью 5 км в час. Как рассказывает Валерий Кузнецов, когда в городе работала автоматизированная система «зеленая волна» лет 10-15 назад скорость на этом участке превышала 50 км в час. Восстановить утраченное не позволяет дефицит финансов.

Три семерки и тузы

В прошлом году на должность начальника УГИБДД ГУВД по Волгоградской области назначили Флорида Салимьянова многие связывают с его активностью наведение порядка в органах ГАИ, в том числе борьбу с коррупцией. Одним из последних событий той же направленности называют недавнюю смену руководства МРЭО 5, где регистрировали иномарки. Пока в ГУВД кадровые изменения не комментируют: говорят, презумпцию невиновности никто не отменял, служебные разбирательства еще не окончены. Обещали сообщить о результатах после завершения следствия. В ГАИ уверяют, что раз и навсегда покончено с блатными номерами. Номерной фетиш, как и спецсигналы для депутатов, ушел в прошлое. Теперь «три семерки» выдаются исключительно в порядке очередности. Увидеть их в ближайшей перспективе можно будет хоть на цементовозе, хоть на катафалке. По городу ходят упорные слухи, что владельцев козырных номеров рекомендовано тормозить для проверок чаще прочих. Кстати, Михаил Цукрук в прошлом году признался «ДП», что отказал даже митрополиту Герману в просьбе обозначить машину особыми номерами. Еще одна уравнивающая мера уже применяется на дорогах Волгограда. Работники ГАИ начали штрафовать водителей за парковку в неприспособленном месте и те организации, которые не оборудовали себе стоянку. Есть нормы расчета стояночных мест: офис или банк должен иметь 5-7 парковочных мест на 100 сотрудников. План по парковочным местам перевыполнил, как сообщили в ГАИ, только «Парк-Хаус», организовавший вместо 700 нормативных мест более 1200. Бурное строительство подземных гаражей-паркингов в городе стартовало, но мучиться нам еще придется долго.

Елена СИЛАНТЬЕВА, Галина БЕССАРАБОВА