Брызги шампанского

На минувшей неделе в Волгограде подписано соглашение между администрацией области и Всероссийской общественной организацией «Деловая Россия». ОТ «ДР» соглашение подписал председатель организации Борис Титов - предприниматель и политик, считающийся одним из самых эффективных лоббистов в России. О методах предпринимательского лоббизма и своём винном производстве в Абрау-Дюрсо Борис ТИТОВ рассказал «ДП».

Лобби изнутри и снаружи

- Борис Юрьевич, в «Деловом Поволжье» была опубликована ваша запись в живом журнале по поводу налогов и пенсий. Все мысли здравые. Но каким образом предприниматели внушают эти свои мысли власти? Временами складывается впечатление, что пока предприниматели не выходят на митинги, их не видят и не слышат.

- Это не совсем так, потому что многого удаётся достичь переговорами. Мы только что провели через Госдуму два пакета законов по гуманизации законодательства. Теперь бизнесменов, обвиняемых по экономическим преступлениям, не могут сажать в СИЗО на стадии предварительного следствия. Если по первому закону речь идёт о налоговых правонарушениях, то по второму - уже о большем числе статей. В рейдерских атаках стали активно использовать силовой ресурс. Предпринимателя сажали за решётку, а потом начинали с ним разговаривать: почём будет стоить выкупить у тебя бизнес за две копейки? Для бизнеса это реальный прорыв. Предприниматели уже не так боятся, как раньше. Ещё пример. Только что во время встречи с вице-премьером Игорем Шуваловым обсуждали проблемы приватизации компаний, где имеют пакеты государство и бизнес. Как правило, у государства миноритарный пакет. При приватизации таких пакетов на аукционе их может купить тот, кому всё равно, будет там или не будет трава расти. Часто так и случается, что пакет приобретает спекулянт, специально для того, чтобы мотать нервы основному акционеру, в результате предприятие может вообще остановиться. Мы предложили ввести правило: отдавать сегодняшним акционерам право первой руки по прямому выкупу, без аукциона, но по рыночной цене. Не захочет выкупать - выставляйте на торги. Шувалов поддержал эту идею. Мы надеемся, что проведём это решение. По многим вопросам нас слышит власть.

- А какова всё же методика?

- Есть две методики влияния. Первая - через общественные организации предпринимателей как институтов гражданского общества, лоббирование изнутри. Это выстраивание постоянного диалога с властью - с исполнительной и с законодательной, с правящей партией. Нужно объяснять, что мы в одной лодке, и мы должны вместе плыть правильным путём. Мы рядом с властью и подсказываем ей: вот здесь ухабина, тут кочка, их можно обойти - здесь справа, здесь лучше слева. Вот так и дуем в уши. В «Деловой России» есть семь депутатов Государственной думы, которые лоббируют наши интересы. Причём четыре из них - заместители, а один - председатель комитета. Делороссы состоят во всех общественных советах, в каких только можно: при всех министерствах, где они есть, включая прокуратуру, МВД и таможню. Мы состоим в правительственных советах, например, по конкурентоспособности, в президентских советах, советах по национальным проектам. Практически во всех советах, где есть бизнес, участвуем. А что это значит? Это возможность прийти и обсудить свои вопросы. Кроме того, мы постоянно встречаемся с президентом. Совсем недавно была очередная такая встреча, где нам как раз и удалось поднять вопрос о гуманизации законодательства, и наша постановка вопроса признана правильной и тут же реализована в законопроектах. Это достаточно просто, но нужно быть представительной организацией, реально представлять бизнес, быть в нормальных, конструктивных отношениях с властью. Это не значит никогда не говорить ничего неприятного, но, тем не менее, выстраивать диалог. Тогда общественная организация становится инструментом эффективного лоббирования. Но есть и другой тип лоббирования. Нам не удалось договориться с властью по поводу повышения единого социального налога, хотя нас поддерживали и в «Единой России», и в Минфине, и в Минэкономразвитии. Тем не менее, принято решение повысить ЕСН. Это убийство бизнеса в стране. Мы, как в 90-е годы, уйдём в тень. В 1998 году в России в тени было 47% бизнеса, именно столько предприятий и предпринимателей выдавали зарплату в конвертах, к 2008-му нам удалось довести этот показатель до 26%. И мы опять повысимся до 40% как минимум, если примем это решение. Не может несырьевой бизнес в России платить такой налог. Поэтому у него два пути: закрываться или платить чёрную зарплату. Но доказать это власти мы не смогли. Значит, надо использовать другие инструменты - не внутри, а вне власти, привлекать общество в качестве третьей стороны, создавать общественное мнение. Это электоральные инструменты. Поэтому мы работаем с оппозиционными партиями, обращаемся к ним за поддержкой. Члены «Правого дела» общаются с коммунистами, со «Справедливой Россией». Этот инструмент лоббирования, может быть, более жёсткий. Иногда его называют облаиванием каравана. А что делать? Если, находясь внутри каравана, не удаётся его сдвинуть, то и такой инструмент мы тоже используем.

Интернет правее телевизора

- А ваши отношения с «Правым делом» не закончены? Вы же ушли в отставку с поста сопредседателя партии.

- Ушёл, но отношения с партией не закончены. Меня попросили остаться до съезда. И этот съезд будет. Мы его добивались с сентября. Сейчас уже большинство членов федерального совета партии поддерживают идею всё-таки проводить съезд. Мы убеждаем отказаться от сегодняшней системы руководства в партии, переходить к единачалию, к нормальному позиционированию, выстраиванию программы, то есть кардинально менять систему. В зависимости от того, что решит съезд, кого изберут лидером, и будем решать - продолжать отношения с партией или нет.

- Вы ведёте свой блог, хотя и не очень усердно, а «Деловая Россия» организует интернет-турниры. Почему интернет?

- Это для нас самый главный инструмент влияния на общественное мнение, сбора народа вокруг себя. Сейчас все партии борются за доступ к телевидению, требуют равного доступа на телеэкран, это, конечно, большой ресурс, но, мне кажется, уже не главный, особенно для правых. Люди, которые сидят в интернете, придерживаются более правых взглядов, чем те, кто сидит у телевизора. Это естественно: они более продвинутые. Интернет не менее важен, чем телевидение, и со временем его значение будет только увеличиваться. Настанет время, когда предвыборные сообщества будут складываться в интернете, формирование электората будет идти в интернете, агитация и пропаганда - тоже через интернет, кандидаты будут обращаться к избирателям через интернет и так же отчитываться о своей работе. Избиратель сможет не просто проголосовать за своего кандидата и с богом отпустить его до следующих выборов, а в онлайн-режиме контролировать его действия. Будущее за интернетом, и мы постепенно подходим к этому будущему, начиная с самого простого. И у «Деловой России», и у «Правого дела» есть сайты, хотя и не очень продвинутые. Интернет-турнир «Модернизация» - следующий этап. Для нас он важен не только как способ выявления молодых инноваторов (не только в бизнесе, там пять основных направлений), но и как способ собрать этих людей вокруг «Деловой России». Выявляя интересные проекты, мы не только засвечиваем их, увеличивая возможность найти финансирование, но и приглашаем авторов лучших проектов в город Креатово. Это подмосковный город Кратово, где руководитель московской организации «Деловой России» Левченко ещё в 80-е заработал свои первые два миллиона долларов. Сейчас у него большая строительная компания, он строит свой квартал, куда привлекает продвинутых людей, даёт им квартиры и деньги, даже рояли ставит для пианистов, - чтобы творили. В июле там будут проводиться деловые игры в рамках турнира, после которых виртуальные проекты могут превратиться в реальные. В сентябре на форуме «Деловой России» тоже будут деловые игры, и затем мы собираемся в Америку, в Силиконовую долину, где будет форум по хай-тек-технологиям, который мы проводим вместе с американским Деловым советом и большими корпорациями вроде Microsoft и другими. Но и это - не конечная цель. Следующий этап - это портал, который будет социальной сетью в полном смысле слова, объединяющей возможности социальной сети и ресурса типа Twitter. Задача - собрать вокруг себя людей, разбросанных по ЖЖ, Facebook и так далее, объединить тех, кто хочет тратить своё личное время на то, чтобы обсуждать политические и социальные проблемы страны. Модернизацию мы видим широко - как модернизацию не только экономики, но и всей системы, чтобы уйти от нефтяной зависимости и стать продвинутой страной.

Пастухи из Абрау-Дюрсо

- Вы владеете винным производством в Абрау-Дюрсо. В блоге Марата Гельмана я обнаружила видеоролик, в котором вы говорите, что хотите создать художественный музей. Какая связь между шампанским и искусством?

- Вообще-то там планируется несколько музеев. Мы комплексно развиваем зону Абрау-Дюрсо, понимая, что нужно развивать туризм. Кстати, Абрау-Дюрсо как объект винного туризма привлекает больше всех в мире гостей. В прошлом году за сезон посмотреть наше производство приехало 120 тысяч туристов. Это один из самых больших туристических объектов на юге России. Но сегодня к нам едут на один день, а отдыхают в Анапе, Геленджике и в Сочи. Поэтому наша основная задача - чтобы приезжающие оставались хотя бы на два дня, а то и на неделю, для нас это очень выгодно. Поэтому нам надо создавать инфраструктуру, которая бы обеспечила многодневное пребывание в Абрау-Дюрсо. Это не только гостиница. Туристам нужно предложить большой выбор занятий. Поэтому мы развиваем дегустацию, старое здание завода отреставрировали, там и кино показываем, и дегустации проводим. Показываем и новое производство, которое мы тоже полностью модернизировали. Сейчас начинаем туристов возить на виноградники. Предлагаем пешие маршруты. И ферму делаем лошадиную - чтобы верхом по виноградникам ездить и по горам. Кроме того - развиваем культурную часть. Например, мы сейчас строим амфитеатр и называем его именем Утёсова. Как оказалось, рабочая версия фильма «Весёлые ребята» называлась «Пастух из Абрау-Дюрсо». Ставим памятник Утёсову, в амфитеатре будем устраивать концерты. Хотим сделать здесь столицу российского джаза. Кроме того, мы хотим создать музей шампанского, постепенно и к этому подбираемся. А ещё - исторический музей. Ведь это же территория древней культуры - вплоть до амазонок, в Абрау-Дюрсо целая история связана с женскими племенами, которые убивали своих мужиков, отрезали себе одну грудь, чтобы не мешала стрелять из лука. Это не легенда, это было племя женщин-воительниц, которые перебрались сюда из Турции. Художественная галерея к сезону будет готова. Там мы будем выставлять картины, связанные с вином и виноделием, собирать коллекцию. А кроме того, будем продвигать местных художников. В Новороссийске есть интересные художники. Будем приглашать их на пленер, чтобы они писали наши виноградники.

Анна СТЕПНОВА