Кризис как идея

Две последние недели в Волгограде активно обсуждали программу антикризисных мер (АКМ) правительства России. Областная администрация на расширенном совещании с участием общественности и бизнеса, профсоюзы, Центр социально-консервативной политики, Волгоградский Государственно-патриотический клуб партии «Единая Россия» выразили свою поддержку программы. Программу обсудили и на заседании клуба политического действия «4 ноября» в Москве. В этом заседании принял участие член совета Волгоградского филиала клуба Алексей ХАВИНСОН, который рассказал «ДП» о дискуссии:

- Разговор вышел за пределы конкретного документа, и это объяснимо. Предлагая какую-то меру, нужно видеть не только цену вопроса, но и к каким результатам она приведёт, какими методами мы будем её осуществлять, кто будет её проводником. Если, как сказал один из выступавших, нынешняя экономическая формация - развитой бюрократический капитализм, это объясняет, почему малый и средний бизнес не является ни объектом, ни субъектом общественно-политической жизни государства. Зависимость от власти у бизнеса прямая, и права голоса он не имеет. Отсюда и феноменальная ситуация: президент и премьер требуют прекратить кошмарить бизнес, предлагают меры для его развития, но положение предпринимателя только осложняется. По наблюдению одного из лидеров «Единой России», до малого бизнеса доходит 1% принимаемых ради него решений. Поэтому и стремление регионов составлять собственные программы выступает в несколько ином свете. Местные программы должны быть встроены в общую, на общих условиях. Эта государственная системность должна чётко соблюдаться. Основа успеха АКМ - квалификация авторов и исполнителей. Приведён пример со строителями. Привыкнув к большой прибыли, они не хотят снижать цены, и правительство вправе немножечко придавить аппетиты строителей. То есть сверху должна пойти инициатива: в стратегических интересах отрасли давайте определим цену и вашу надбавку. Сейчас отрасль стоит только потому, что девелоперы ждут быстрого окончания кризиса. Для того, чтобы отрасль ожила, необходима политическая воля. Это не значит, что члены клуба предлагают душить строителей: здесь считают, что брать деньги за земельные участки под жильё в нынешних условиях неразумно.

Другая важная тема - удручающий избыток социальной составляющей в программе. Глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский считает, что «наша экономика слишком социальна». 45% бюджета АКМ предусмотрено на поддержку безработных: это дешевле, чем создавать новые рабочие места. Однако стратегически важно направлять деньги на то, чтобы люди могли зарабатывать сами. Общество недооценивает опасность моральной и технологической деградации вследствие массовой безработицы, проблем образования и культуры. Если кризис закончится за два года, социальная направленность АКМ поддержит имидж правительства. Но если кризис затянется, то и социальную направленность удержать не удастся. Законодателям нужно заботиться о промышленном развитии страны сегодня. Банки и предприятия наполняют деньгами, но цель - сделать их эффективными - не просматривается. Хотя кризис нам позволяет рассматривать предприятия именно с этой точки зрения. Зачем вкладывать 115 млрд руб. в «АвтоВАЗ», если это не увеличит его сбыт? Сбыт увеличится тогда, когда предприятие будет заниматься инновациями. Вот в них и надо инвестировать. Или дать эти деньги не заводу, а покупателям получится по 50 тыс. руб. на каждый автомобиль. Если кто-то решил купить «Ладу», государство добавит ему 50 тыс. руб. Завод их и получит, но не за сам факт своего существования, а как премию за спрос на его продукцию. Господдержка должна даваться под бизнес-план. Если он не выполняется, нужно пересмотреть условия выделения денег, сделав коммерческую процентную ставку. Банкиры должны понимать: если деньги выделены на производство, отправлять их в оффшоры невыгодно. Интересные идеи высказывались насчёт стимулирования спроса: например, сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин предложил кредитовать платёжеспособные государства для покупки нашего оборудования и технологий. СССР когда-то создавал в Индии производства, продукцией которых страна рассчитывалась с нами. Так мы поднимали экономику Индии. Теперь мы можем давать им кредиты на закупку нашего оборудования, но для этого оно должно соответствовать мировым стандартам. По мнению многих выступавших, в программе недостаточно говорится о развитии внутреннего рынка. Сопредседатель клуба «4 ноября» Валерий Фадеев считает, что мы можем сократить экспансию китайских товаров, которая уже дошла до того, что нам невыгодно производить самим. На начальном этапе внутреннему рынку развиться помогут налоговые льготы. А снижать налоги всем в равной мере - неэффективно. Эффективно снижение учётной ставки, потому что при 25% по кредиту никакое производство не будет рентабельным.

Очень ярко выступил президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. Он считает, что правительство делает свою работу, а общество свою - нет: обсуждение антикризисной программы политически сорвано. В программе спрятан принципиальный выбор: ориентация на социальный фактор. Общество не требует новых рабочих мест - оно их и не получит. Надо различать кризис как реальность и кризис как идеологию. Кризисная идеология стала реакционной и грозит стать идеологией контрреформ. Разговор часто возвращался к теме: зачем обсуждать программу? Мы доверяем команде Путина - значит, нужно поддержать АКМ или давайте настаивать на введении в правительство профессионалов, которым доверяем, и пусть они предлагают свои пути. Однако правительство инициировало обсуждение программы не для галочки: оно предлагает нам участвовать в её создании. Даже если профессионализм министров не ставится под сомнение, нужно понимать, что недостаток информации сделает программу менее эффективной. Знать о стране всё не может ни один министр. Кроме того, эксперты, которые примут участие в доработке программы, смогут и далее отслеживать её исполнение. А это очень важно в условиях, когда начинания федеральной власти не доходят до тех, кому предназначены, - как это постоянно случается с программами поддержки малого бизнеса. Общественный, партийный контроль за антикризисной деятельностью вертикали власти - вот в чём смысл инициированного правительством обсуждения программы АКМ.