Пошли на прорыв

Вместе с губернатором Анатолием Бровко, председателем облдумы Владимиром Кабановым, депутатами, чиновниками и председателем Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борисом Титовым волгоградские предприниматели искали - и нашли - точки роста и векторы развития региона. За круглым столом звучали предложения, куда идти самим и вести свой народ. Мнения власти, околовластного бизнеса и бизнеса как такового несколько разошлись, но добиваться общих целей обещали вместе. В подтверждение подписали соглашение о сотрудничестве обладминистрации и «Деловой России».

Наш человек, но не в космосе

Желающих попасть на расширенное заседание «Деловой России», чтобы увидеть губернатора и первого делоросса, было столько, что стояли не только в проходах между креслами зала заседаний облдумы, но и в коридоре. Атмосфера мероприятия сложилась добрая: искренне радовались, шутили. Задал тон В. Кабанов, отметив, что местные власти теперь не путают Бориса Титова с космонавтом Титовым и сыном бывшего руководителя Самарской губернии (тоже Титова), а знают его как «нашего» человека, который пользуется хорошей репутацией у регионального бизнеса и партии власти. Губернатор во вступительном слове назвал этот день знаковым. - Серьёзная площадка «Деловой России», которая объединяет предпринимателей из 70 регионов России, даёт им возможность плотно общаться с представителями региональной и федеральной власти, при их поддержке решать многие проблемы. Мы сегодня станем 71-ми, - с удовольствием отметил А. Бровко.

Ответом губернатору было поздравление Б. Титова с началом деятельности в новом качестве и с хорошим шансом начать новую страницу взаимоотношений между властью и бизнесом региона.

- К сожалению, мы переживаем не лучшие времена, - сказал Б. Титов. - Даже кризис 98-го бизнес прошёл легче. Но и из этого постепенно выходим, как показывает «Барометр «Деловой России» - общий анализ ситуации в стране. Однако выходим все по-разному. Сырьевой бизнес уже восстановился, а у всех остальных издержки только растут: проценты по кредитам остаются высокими, тарифы естественных монополий растут, инвестиционных ресурсов для ввода новых технологий взять негде, а в перспективе - повышение ЕСН, которое снова уведёт бизнес в тень, а зарплаты - в конверты.

Задачу номер один в поддержке бизнеса уже поставили президент и премьер, а напомнил председатель комитета облдумы по предпринимательству Роланд Херианов - к 2020 году увеличить процент населения, задействованного в малом и среднем предпринимательстве, до 60-70%. Для этого нужно не называть бизнесменами всех подряд, а создать благоприятные условия для их размножения. Часть этой работы, по словам Р. Херианова, уже сделана.

- Принимается много законов, направленных на поддержку предпринимателей - об ограничении проверок, о торговле, об отмене кассовых аппаратов, о выкупе нежилых муниципальных помещений, - перечислил Р. Херианов. - Что касается последнего, то нам пришлось серьёзно повоевать (хоть и в переносном смысле) с мэрами многих городов области, которые тормозили исполнение этого закона, но сегодня всё работает. Он отметил, что государство впервые начало помогать бизнесу реальными деньгами, а не только законотворческой деятельностью. Так, в прошлом году для спасения волгоградского бизнеса удалось привлечь из бюджета 450 млн рублей, хотя в благополучное докризисное время эта сумма составляла всего 35 млн. То есть бюджетная поддержка предпринимателей в кризис увеличилась в 15 раз!

Как сравнять нас с землёй

Общей мажорной тональности поначалу держался и директор НИИ общественных и гуманитарных наук ВАГС Виктор Пилипенко, который сообщил присутствующим, что Российский банк развития выделяет на поддержку малого и среднего бизнеса в Волгоградской области в 2010 году 800 млн рублей. А вот Москве с её огромным населением и таким же огромным количеством предпринимателей - всего на 200 млн больше - 1 млрд. Это свидетельство доверия к областной администрации, считает В. Пилипенко. Впрочем, есть проблемы, преодолевать которые самостоятельно не получается ни у бизнесменов, ни у властей. В. Пилипенко определил три направления для их совместной работы. Первое - создание, апробация и отладка системы поддержки малого и среднего бизнеса в масштабах не только региона, но и муниципальных образований. В последних многое зависит от личности мэра, позиции депутатов представительных органов местного самоуправления, от того, насколько они заинтересованы в этой поддержке. Например, в области федеральная и региональная поддержка осуществляется, а муниципальная выпадает. С этими словами В. Пилипенко передал Борису Титову в качестве сувенира документ - «Программу развития и поддержки малого и среднего предпринимательства администрации города Волгограда».

- Это методическое пособие для других мэров, как ни в коем случае не надо хозяйствовать, или как сравнять с землёй малый и средний бизнес, - отметил он. - В разделе «Материальная поддержка малых и средних предприятий» - красивые нули. Он пустой, непонятно, для чего он вообще там существует. Всё остальное идёт на содержание соответствующего комитета и проведение круглых столов, конференций и прочего. Второе направление - поиск конкретных субъектов в сфере бизнеса, близких к созданию реальных инновационных проектов. Минэкономразвития считает, что именно среднее и малое предпринимательство станет опорой экономического роста и выхода из нынешней тяжёлой ситуации, именно в нём будут закладываться основы будущих инновационных предприятий. Волгоградская область преуспела, сделав заявку на создание фармацевтического кластера, и теперь в его систему надо втянуть как можно больше малых и средних предприятий. Это будет выходом на новый уровень системной работы. Третье направление - информационная поддержка предпринимателей, создание положительного образа не просто бизнесмена-одиночки, а социально ответственного руководителя предприятия, отвечающего за судьбы и бюджет своих работников.

Уникальные огурчики-помидорчики

К проблемам конкретной сферы - торговле - обратился генеральный директор ГК «АС» Андрей Сукачёв. С наступлением кризиса стратегия поведения на рынке во многом изменилась, отметил он. Действия торговых сетей направлены уже не на территориальный захват рынка, а на привлечение большего количества клиентов. Однако торговля - как мелкая, так и крупная - остаётся крайне неэффективной: товарооборот низкий, цены высоки и неконкурентоспособны.

- Только у нас в радиусе 100 м может находиться 3 сетевых магазина, несколько киосков и павильонов, - заметил А. Сукачёв. - При этом никто не задумывается, что оборот всех этих торговых точек мог бы делать один магазин при тех же самых издержках. Мелкая розница должна работать в той местности, где нерентабелен формат сетевой торговли, - отметил А. Сукачев. - Либо работать с каким-то уникальным товаром, который не представлен в сетях. Но для этого надо развивать его производство: например, краснослободские огурчики или дубовское варенье. Чтобы люди ехали конкретно за этим товаром. Тут возникла полемика: Владимир Кабанов попросил предпринимателей назвать хотя бы одну торговую сеть, где есть отдел «Продукты Волгоградской области». И сам же ответил: «Ни одной». Он считает, что это показывает отношение торговли к нашим товарам. Анатолий Бровко сразу возразил, что удельный вес местных товаров на наших полках за два года вырос в полтора раза и достиг 52%. А Борис Титов рассказал, как экс-губернатор Красноярского края, ныне полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин возил в Москву красноярское мороженое и всех угощал, рекламируя местного производителя на федеральном уровне. Взяв пример с Хлопонина, Борис Титов преподнёс губернатору образец собственной продукции - эксклюзивную бутылку шампанского «Абрау-Дюрсо» в подарочной коробке. Она вызвала настолько живой интерес публики, что губернатор отдал её вице-губернатору С. Ильину, чтобы тот её унёс подальше от широких предпринимательских масс.

Заработать на Победе

По окончании заседания на пресс-конференции Борис Титов обозначил самые эффективные точки роста и направления развития для региона и страны в целом - туризм и строительство. Первая отрасль, по его словам, имеет самый высокий мультипликативный эффект, то есть оказывает влияние на развитие смежных отраслей. Каждый рубль, вложенный в туризм, тянет за собой 2,9 рублей инвестиций, вложенных в сопутствующие отрасли. И если вложить эти деньги, то параллельно начнут развиваться и строительство, и торговля, и производство, и другие отрасли.

- Только я что-то не слышал о подготовке Волгограда к празднованию 65-летия Победы, - отметил. Б. Титов. - На мой взгляд, Сталинград должен быть в это время главным городом в стране, центром празднования. Сюда можно было бы привлечь огромное количество человек, в том числе из-за границы. Вторая по своему мультипликационному эффекту отрасль - это строительство. Именно его «Деловая Россия» рекомендует правительству сделать главной прорывной отраслью, которая потянула бы за собой всю экономику страны. Правда, и с этой отраслью в нашем регионе есть проблемы. Но теперь-то регион заручился поддержкой московского коллеги из «Деловой России», который считается одним из лучших лоббистов страны, а значит, получили ещё один канал доступа на федеральный уровень власти.

Анастасия КУВШИНОВА