Изменения в законодательстве по НДС

Поправки, внесённые в НК РФ Федеральными законами от 26.11.2008 N 224-ФЗ и от 04.12.2008 N 251-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2009 года. Одно из самых существенных изменений заключается в том, что покупателю, перечислившему продавцу предоплату, предоставлено право принять к вычету НДС с данной предоплаты, не дожидаясь отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).

После получения от покупателя предоплаты (полной или частичной) продавец должен в течение пяти календарных дней выставить покупателю счёт-фактуру на данную сумму (п. 3 ст. 168 НК РФ), НДС при этом определяется по расчётной ставке (п. 1 ст. 168 НК РФ). Требования к счёту-фактуре на предоплату, выписываемому покупателю, перечислены в новом п. 5.1 ст. 169 НК РФ, согласно которому в нём должны быть указаны:

- порядковый номер и дата выписки счёта-фактуры;

- наименование, адрес и ИНН продавца и покупателя;

- номер платёжно-расчётного документа;

- наименование поставляемых товаров или передаваемых имущественных прав, описание работ, услуг;

- сумма предоплаты;

- налоговая ставка;

- сумма налога, определённая с учётом применяемой налоговой ставки.

При получении от продавца счёта-фактуры на сумму предоплаты покупатель получает право принять «входной» НДС с этой предоплаты к вычету (п. 12 ст. 171 НК РФ). Условия для вычета перечислены в п. 9 ст. 172 Кодекса: наличие счёта-фактуры, документов, подтверждающих перечисление предоплаты, а также договора, содержащего условие о предоплате. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) счёт-фактура выставляется продавцом в прежнем порядке - на полную сумму. И покупатель на основании такого счёта-фактуры вправе принять всю сумму налога, выделенную в ней, к вычету. Но при этом у него появляется обязанность в этом же налоговом периоде восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). Налог должен быть восстановлен в бюджет также в случае расторжения договора (либо изменения его условий) и возврата предоплаты продавцом. Следует отметить, что обязанности продавца (за исключением обязанности выставить покупателю счёт-фактуру на сумму предоплаты) остаются прежними: он, как и ранее, должен уплатить НДС в бюджет с полученных сумм предоплаты (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ), выписать самому себе счёт-фактуру на аванс, а при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) - ещё раз начислить в бюджет НДС со всей суммы отгрузки (п. 1 ст. 154, п. 14 ст. 167 НК РФ) и принять к вычету ранее уплаченный налог с суммы предоплаты (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Поскольку указанные изменения в ст.ст. 168, 169, 170, 171, 172 НК РФ вступают в силу с 1 января 2009 г. (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 224-ФЗ), новый порядок должен применяться в отношении сумм предоплаты, полученных продавцом, начиная с данной даты. Кроме того, бухгалтеры должны учитывать в своей работе, начиная с 2009 года, и ряд таких изменений, как:

- при проведении взаимозачётов, осуществлении товарообменных операций или использовании в расчётах ценных бумаг перечислять сумму налога отдельным платёжным поручением не нужно (отменены абз. 2 п. 4 ст. 168, п. 2 ст. 172 НК РФ);

- для подтверждения нулевой ставки НДС вместо таможенных деклараций налогоплательщик может представить их реестры (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ);

- по товарам, помещённым под таможенный режим экспорта в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., срок на подтверждение нулевой ставки НДС составляет 270 дней;

- НДС по строительно-монтажным работам для собственного потребления начисляется к уплате в бюджет и принимается к вычету в одном и том же квартале (абз. 2 п. 5 ст. 172, п. 10 ст. 167 НК РФ);

- при частичном отказе в возмещении НДС инспекция обязана вынести два решения: одно - об отказе в возмещении части суммы, другое - о возмещении оставшейся суммы налога (п. 3 ст. 176 НК РФ);

- при приобретении (получении) государственного (муниципального) имущества, не закреплённого за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, которое составляет государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования, покупатели признаются налоговыми агентами (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ);

- реализация лома и отходов чёрных металлов не облагается НДС (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- при реализации автомобилей, приобретённых у физических лиц, НДС уплачивается с разницы между ценой продажи и стоимостью их приобретения (п. 5.1 ст. 154 НК РФ).

Татьяна КОРСАКОВА, начальник отдел налогового аудита ИФНС России по Центральному району г. Волгограда