Главный козырь турбизнеса занятость населения

В 2006 году Волгоградскую область посетили 4 млн гостей, которые приезжали как на отдых, так и для решения деловых вопросов. Количество въезжающих в регион гостей почти в 2 раза превышает число его жителей. В то же время имеющиеся объекты туристической инфраструктуры Волгоградской области лишь на 20% обеспечивают реальную потребность. Такие данные приводит директор Волгоградского ГУ «Центр туризма» Игорь ШУВАРИКОВ.

В гости к индюку

В регионе сформированы готовые турпродукты велосипедные, пешие, водные, экскурсионные маршруты, не просто сформированные, а реально работающие. В основном на местах они развиваются за счет энтузиастов работников природных парков, директоров турбаз и кемпингов, сотрудников районных музеев. Но когда подключаются местные администрации, дела идут намного быстрее. На флаг тему туризма подняли в Ленинском и Светлоярском районах, главы которых сами занимаются рекреационным развитием территорий. Во Фроловском и Палласовском районах, городе Камышине при органах местного самоуправления созданы специальные структуры, подобраны кадры. Туристам есть куда и к кому обратиться. «В продвинутых муниципальных образованиях не верят в сказки о мгновенном увеличении налогов от развития туристической инфрастуктуры, считает Игорь Шувариков. Крупные объекты турбазы, дома отдыха собственники предпочитают регистрировать не на территории района. Но косвенная выгода, получаемая на местах, очевидна. Занятость населения вот главный козырь турбизнеса. Известная турбаза «Покровка» рассчитана на 40 мест, а обслуживают ее тоже 40 человек. Турбизнес очень трудоемок. И конечно, территории развиваются за счет денег туристов. На отдыхе их тратят с большей охотой». По мнению И. Шуварикова, практически все районы Волгоградской области обладают рекреационным потенциалом. Север это леса, реки: Хопер, Медведица, Бузулук и Дон. Восток уникальное озеро Эльтон, места, помнящие татаро-монгольское нашествие. Уникальная Волго-Ахтубинская пойма протяженностью 400 км, которую надо развивать бережно. Юг казачьи края, Цимлянское водохранилище, рыбалка, широкие возможности для исторического туризма. Центр области Ольховский район, по территории которого пролегал Великий шелковый путь, манящие пещеры и старые монастыри, водный отдых и туризм на реке Иловля. Повсеместно широчайшие возможности для развития экотуризма и агротуризма. Охота, рыбалка, общение с природой. «Во многих районах туристов готовы встретить в частных домах, разбудить на заре, предложить подоить корову. Хотите за вами индюк побегает. Если надо так и клюнет», говорит Игорь Шувариков. Уникальный Щербаковский парк вблизи Камышина Волгоградская область на днях представляла на международной турвыставке в Берлине. В мае в Волгоград приедут представители одной из международных экологических организаций для совместной подготовки заявки на грант по развитию этой территории. С одной стороны, из 160 турфирм области на въездной туризм работают чуть больше 10, остальные осваивают привычные выездные маршруты. С другой который год подряд волгоградские турбазы и санатории заполнены до отказа. Уже в середине весны мест в них не сыщешь. Количество въезжающих в регион гостей почти в 2 раза превышает число его жителей. В ГУ «Центр туризма» с помощью студентов провели опрос в районах области и подкрепили его данными статистики. Итак, в 2006 году в городских гостиницах проживали 400 тыс. человек, 1,6 млн человек приезжали в гости к волгоградским родственникам и знакомым, 1,2 млн экскурсантов ездили на экскурсии, проживая в домах отдыха, на турбазах и санаториях. И еще 900 тыс. человек предпочли отдых дикарями, поближе к природе.

Пейнтбол на шлюзе

В деле создания современной инфраструктуры турбизнеса региону надо решить несколько проблем. Пока нагрузка на турбазы, дома отдыха и санатории приходится на весенне-летний сезон, вторую же половину года они в основном пустуют. Увеличению времени эффективного использования объектов может помочь расширение спектра предоставляемых ими услуг. В идеале выручка туробъектов наполовину должна быть обеспечена платой за проживание и наполовину экскурсиями, дополнительными сервисами и возможностями для отдыхающих. Игорь Шувариков приводит удачный пример такого сочетания: оборудованный частным инвестором пляж «Причал» на 5-м шлюзе Светлоярского района. На территории «Причала» есть детская площадка, кафе, пейнтбол и гуси-утки, которых многие городские дети видят впервые именно здесь. В «Центре туризма» также считают нужным соединить инфраструктуру, создаваемую усилиями региональных и местных властей (те самые экскурсионные маршруты) с объектами частного бизнеса, включать готовые современные турбазы в существующие маршруты к взаимной выгоде сторон. «Репино», «Покровка», «Пересвет», «Донская вольница»... В области появляются современные цивилизованные объекты, в которых обеспечивается комфортное проживание, натуральное питание, санитарные нормы и правила. Инвесторы готовы инвестировать в турбизнес и довольно быстро отбивают свои деньги. В этом году в Кумылженском районе частные инвесторы один из Волгограда, один из района открыли гостевой дом на 25 человек, деревянный изнутри, кирпичный снаружи. Сами обеспечивают доставку гостей из Волгограда и их трехразовое питание. К желающим приставляют егеря для охоты и инструктора для рыбалки. Продумали и уникальное предложение по соседству с гостевым домом есть фермерское хозяйство с табуном лошадей. Кататься можно хоть целый день за отдельную плату. Вложенные 5 млн рублей инвесторы надеются отбить за 3-4 года. Тем не менее, в регионе сохраняется дефицит зеленых стоянок, оборудованных пляжей и кемпингов. Игорь Шувариков говорит: - Если инвестор хочет строиться на новом месте, то его главными проблемами действительно будут земля и коммунальные сети. На этапе подготовки к конкурсу на право аренды земли надо вложить в формирование участка и проектирование объекта немалые деньги. В Астраханской области решили эту проблему, и турбизнес пошел в гору. Губернатор за счет бюджета сформировал земельные участки и без проволочек раздал их бизнесменам. Те мгновенно отстроились, и отрасль заработала. Мы, совместно с облкомитетом по физкультуре и спорту с трудом, но убедили в это м году Волгоградскую облдуму выделить 2 млн рублей на формирование земельных участков. Их хватит всего лишь на десяток площадок. Но с чего-то надо начинать. Будем распределять их по конкурсу. И уже сейчас готовы посоветовать инвесторам, где конкретно размещать объекты. Скажем, пройти вдоль реки Дон и найти участки, где больше всего мусора. Значит, туристам там было хорошо и уютно. В следующем году они туда вернутся и большинство из них будет готово платить за сервис.

Татьяна ТАРАКАНОВА