Кладбище инициатив

Размышлять о том, как сделать культурную сферу близкой и интересной народу, можно сколь угодно много и часто. Жаловаться на отсутствие денег тоже. Но без средств к существованию театры и музеи города действительно не выживут. Можно дать им денег, а можно предоставить возможность зарабатывать самостоятельно. Но для начала они сами должны выдвинуть идеи, от которых властям или спонсорам будет невозможно отказаться.

Вирус перемен

Круглый стол с участием вице-губернатора пятничным вечером - наглядное подтверждение нового формата жизнедеятельности областной администрации: работать с 8 утра и до победы. Хотя для деятелей культуры, также участвовавших в мероприятии, это обычное рабочее время. Тема дискуссии - «Стратегическое направление использования ресурсов в сфере «Культура» - звучала громко и долгожданно. Культурная жизнь Волгограда, много лет финансируемая по остаточному принципу и оттого хромающая на обе ноги, давно требовала вмешательства. Но ничего принципиально нового ни представители власти, ни работники культурной сферы друг другу не сказали. Во вступительном слове вице-губернатор Сергей Ильин констатировал острую потребность области в переменах. Часть из них он назвал сам. Например, вновь изложил свою идею установить на дорогах области баннеры с указанием на уникальные памятники региона. Так будут обозначены около 40 исторических объектов - столица российской провинции Урюпинск, монастыри, меловые горы, святые источники и т. п. - Наша область богата историческим, природным и культурным потенциалом, который мы не замечаем и эффективно не используем, - отметил Сергей Ильин. Сегодня Москва переполнена волгоградцами - все заметные, умные, практически знаменитые. Надо сделать так, чтобы таланты не уезжали отсюда, и попытаться вернуть остальных. У жителей и гостей города должно быть ощущение эмоциональной сопричастности к окружающему, люди должны быть заражены вирусом перемен. Но власть, какой бы умной она ни была, ничего не изменит. Измените только вы. Шагом к этим высоким целям будет создание Агентства культурных инициатив - площадки для молодых и креативных. Об этом сообщил председатель комитета по культуре администрации области Виктор Гепфнер.

40-летие кресла

Деятели культуры не заставили себя ждать с жалобами и мечтами. Директор ГУК «Волгоградский музей изобразительных искусств» Елена Орлова так обозначила роль своего музея: «Музей должен выполнять функцию градостроительной доминанты, привлекая посетителей уже одним своим видом». По её словам, первоочередные задачи властей и самого музея - ремонт здания, сохранение и комплектование музейного фонда, создание электронного каталога и виртуальной экспозиции, которая позволит зрителям познакомиться с произведениями из запасников музея (сегодня в залах доступны только 7,7% коллекций музея). Для города важно позиционирование музея как ведущего научного центра по изучению творчества волгоградского художника Ильи Машкова, тем более что музей обладает третьей по величине - после Русского музея и Третьяковской галереи - коллекцией произведений художника. Для начала надо присвоить музею имя И. Машкова и открыть постоянно действующую экспозицию его картин. А в дальнейшем - создать виртуальную экспозицию произведений с привлечением музеев других городов. В заключение выступления Е. Орлова предложила внести свежесть в «победный» облик города накануне празднования круглой даты: дополнить привычные флажки-фонарики баннерами с картинами на военную тему. По словам директора музея, это украсит город и популяризирует коллекцию музея. Идея была поддержана вице-губернатором. О том, что делать волгоградским театрам, рассуждали директор ТЮЗа Альберт Авходеев и художественный руководитель НЭТа Отар Джангишерашвили. Первый перечислил достоинства и лишения своего театра: в этом году ТЮЗу 40 лет и столько же - театральным креслам в з рительских залах, которые в силу возраста оставляют неизгладимые следы в душах и на телах посетителей театра; зарплата артистов 7-9 тыс. рублей, а ремонт в театре идёт уже 10 лет. Но ТЮЗ не сдаётся: в прошлом году, например, выиграли грант президента и организовали фестиваль современной драматургии.

Но диалога с властью, по мнению А. Авходеева, как не было, так и нет. Он сравнил театры с лошадью, которой хозяин каждый день давал меньше еды, чтобы она научилась обходиться совсем без неё. Только лошадь сдохла, а театр жив... Пока. В ответ Сергей Ильин посоветовал сильно не надеяться на бюджет, так как даже федеральные программы в ближайшее время будут секвестрированы, а предлагать другие решения. По словам же О. Джангишерашвили, за последние 20 лет город превратился в кладбище инициатив:

- Чтобы выжить в таких условиях, нам придётся научиться зарабатывать деньги, играть по рыночным условиям. Но мы можем организовать международный фестиваль экспериментальных театров, создать грандиозное фестивальное движение на Мамаевом кургане с участием музыкальных оркестров и творческих коллективов, проводить театральный фестиваль городов-героев СНГ, приглашая театры Белоруссии, Украины. Как тогда о нас заговорят! Для этого, по его мнению, необходимо восстановить международные связи, допустить к ним самих деятелей культуры, позволить им быть в авангарде этих контактов. В общем, идей за круглым столом было высказано много, но как их реализовать - пока не ясно.

На вольных хлебах

У культуры есть варианты: некоторые учреждения готовы отправиться в самостоятельное плавание. Например, музей-заповедник «Старая Сарепта» давно пытается стать автономной некоммерческой организацией - АНО.

- Такой статус дал бы нам возможность самостоятельно распоряжаться 28 зданиями, находящимися сейчас в оперативном управлении, - часть их сдать в аренду, а деньги вкладывать в реставрацию и развитие музея, его инфраструктуры, доплачивать сотрудникам стимулирующие надбавки, - рассказал «ДП» директор музея-заповедника «Старая Сарепта» Михаил Табаков. - Мы могли бы самостоятельно заключать договора с предпринимателями. Например, у музея есть здание под гостиницу, которое можно сдать в эксплуатацию. Или открыть колбасный цех и готовить продукцию по старинным технологиям. Зарабатывать деньги здесь и так умеют: в отдельных зданиях, которые не представляют исторической ценности, организовали хозяйственные подразделения, которые приносят прибыль. Например, бильярдный клуб. Подобной хозяйственной деятельностью музей-заповедник зарабатывает около 1,5 млн рублей в год, но тратить их может только на основную деятельность. Уж точно не на колбасный цех. Статус АНО открыл бы новые возможности. Но памятники «Старой Сарепты» - федеральная собственность, и согласие на организацию АНО должны выдать Минкульт и Роснедвижимость, а инициатива должна исходить от субъекта федерации. Уже второй раз руководство музея подготовило пакет документов, но в областном комитете культуры они лежат без движения.

О талантах должны знать везде

Ещё один вариант - идти к бизнесу. У него деньги есть, надо только убедить его поделиться. В итоге можно, например, реализовать идею, озвученную на последнем заседании клуба «4 ноября»: пополнить музейный фонд за счёт предпринимателей. Волгоградские бизнесмены могли бы взять за пример возвращение в Россию яиц Фаберже, и собрать коллекции известных художников, скульпторов, ювелиров и т.д. Но готов ли бизнес вложиться в пополнение фонда городских музеев, в театральные постановки, фестивали? Практически все успешные бизнесмены так или иначе ведут благотворительную или меценатскую деятельность. Причём у некоторых учреждений культуры такое сотрудничество получается успешным: Русский Южный банк спонсировал постановку в Молодёжном театре спектакля «Три сестры», а ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» устраивает для театра гастрольный тур ко Дню Победы по городам России и Белоруссии со спектаклем «У войны не женское лицо». И хотя такие примеры - не редкость, чаще бизнес ограничивается менее масштабными акциями. Руководитель группы компаний «Статус» Руслан Шарифов считает, что не обязательно затевать грандиозные проекты, а можно заниматься поддержкой культуры на любом уровне: в школах, детсадах, районах.

- Для людей важно иметь возможность показать своё творчество другим, - сказал Р. Шарифов. - В прошлом году я был одним из организаторов детского конкурса «Звёздочки» в Красноармейском районе. Такими мероприятиями мы тоже увеличиваем наше культурное богатство. Если бы мне предложили купить картины Машкова, я бы принял участие в этом проекте. Но только если это действительно нужно горожанам, и картины будут открыто демонстрироваться, а не прятаться в запасниках. Поддерживать наиболее значимые проекты в сфере культуры, искусства, спорта и социальной жизни готов и президент корпорации «ВОЛМА» Александр Малашкин.

- Каждый в зависимости от уровня развития своего бизнеса выбирает, в каком направлении и насколько он может помочь, - считает А. Малашкин. - Наша компания принимает активное участие в социальных проектах. Мы стараемся не оставлять без внимания детские учреждения, больницы, спортивные школы, памятники, музеи, которые обращаются к нам за помощью. Всё зависит от уровня развития бизнеса и видения руководителя. Председатель совета директоров ОАО «Страховая компания «Царица» Людмила Бондаренко считает, что о талантливых людях области должны знать везде, поэтому компания оказывает содействие институту искусств им. П. Серебрякова в устройстве концертов, участии в конкурсах и фестивалях за пределами области. По просьбе гитариста-виртуоза Сергея Матохина поддержали Международный конкурс исполнителей на классической гитаре «Tabula Rasa». На конкурсе «Царицынская муза» вручили специальный приз художнику Глебу Вяткину.

- Идею возвращения в Волгоград работ Ильи Машкова года три назад предложили губернатору Максюте наши специалисты, - сказала Л. Бондаренко. - Фирмы могут вкладывать свободные денежные средства в акции, депозиты, ГКО, а могут - в произведения искусства. И активы растут, и эстетика города наполняется новым содержанием и смыслом. Вообще это мировая практика, когда город строит музей, а бизнесмены наполняют его своими коллекциями. В городе много коллекционеров антиквариата и современного искусства. Они бы с удовольствием демонстрировали свои коллекции. Бизнес активно участвует в культурной жизни города, но и его возможности небезграничны, на всех не хватает.

- Нужно предметно определиться с участием бизнеса в этой жизни, - считает генеральный директор ООО «УК «Ритм» Юрий Чехов. - Вопросов-то много: у Владислава Коваля юбилей, музыкальный театр едет на гастроли в Сочи, ему нужно 2 млн рублей, у «Конкордии» нет своего помещения... Предприниматели везде участвуют, но у них много и своих проблем. Поэтому нужны правила игры. И более конкретные предложения.

Анастасия КУВШИНОВА