Боливар волгоградской экономики

Речь, разумеется, пойдёт не о герое освободительного движения в странах Латинской Америки Симоне Боливаре. И не о шляпе с широкими полями, в которой щеголял по бульвару пушкинский Евгений Онегин. Речь пойдёт о лошади. Точнее - о коне по имени Боливар из произведения О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Копытному другу двоих седоков было никак не выдержать. Так рассуждал всякий раз главный персонаж истории Додсон, собираясь отправить на тот свет очередного бизнес-партнёра.

Седок N1

Для Боливара малого и среднего бизнеса всегда есть как минимум два седока. Государственные органы власти и власть местная. Государство для предпринимателей в России в современных условиях - это не только налоги, проверки правоохранительных структур и прочие малоприятные проце дуры. Государство - главный источник поддержки в условиях экономического спада. Заинтересованность федеральной и региональных властей в поддер жке малого и среднего бизнеса очевидна: социальная и экономическая стабильность в тяжёлые времена становится самой важной задачей. Поэтому на 2010 год на программы его поддержки выделяются суммы, которые даже лет пять назад было бы сложно представить. Только через Российский банк развития по государственной программе поддержки малых и средних предприятий выделяются миллиардные суммы, распределяемые затем между субъектами федерации. К примеру, на Волгоградскую область в текущем году установлен региональный лимит в 800 миллионов рублей. Аналогичный лимит для Москвы - 1 млрд рублей, для Астраханской области - 148 млн, Ставрополья - 577 млн, Ростовской области - 704 млн. И на фоне соседних регионов, и даже гигантской Москвы наша область смотрится вполне прилично. А это хоть и косвенный, но реальный показатель действенности региональной государственной власти в данном направлении, признание федеральным центром эффективности и важности программ, реализуемых на территории Волгоградской области.

В 2009 году управление развития предпринимательства Волгоградской области трижды участвовало в конкурсах Минэкономразвития на выделение средств федеральной господдержки, по итогам которых было выиграно 290,9 млн рублей. Эти средства пошли на оказание 12-ти видов прямой финансовой поддержки малых предприятий: от возмещения затрат по банковским кредитам до оплаты энергосберегающего оборудования и образовательных услуг. Главный положительный результат - даже не в объёме выделенных и освоенных средств. Главный результат - в сохранении субъектов малого и среднего предпринимательства и, соответственно, рабочих мест. Если по сравнению с 2008 г. доля работников малых предприятий в общей численности занятого населения сократилась к концу второго квартала 2009 г. на 17%, то уже к началу четвёртого квартала негативная динамика снизилась до 13,7%. Но самое важное, что в течение всего прошлого года в регионе удалось сохранить сами предприятия. По данным, размещённым на официальном сайте Госкомстата, на территории области в 2009 году действовали 5 118 малых предприятий, и эта цифра с января до конца третьего квартала осталась неизменной. При этом число рабочих мест пусть немного, но увеличилось - с 129 тысяч в феврале до 134 тысяч в сентябре. По числу средних предприятий (от 101 до 250 работников) в прошедшем году также зафиксирована позитивная динамика - к 1 марта 2009 года их количество составляло 298, к 1 июля - 308, к 1 сентября - 312, к концу года 316. В 2010 году поддержка малого и среднего бизнеса государством в части размера предоставляемых субсидий усиливается дополнительно. Для начинающих предпринимателей размер субсидий увеличивается со 100 до 300 тыс. рублей; на арендные платежи за помещения, объекты капитального строительства, земельные участки - до 200 тыс. рублей; авансовый платёж по договору лизинга увеличен с 35% до 50%, а предельная сумма - до полутора миллионов. Для российского государства становится наконец-то очевидным, что на лошадке малого и среднего бизнеса надо не только кататься. Ей надо ещё создать условия, чтобы она смогла везти седоков. А в сложных условиях кризиса вообще неплохо бы с неё слезть и пойти рядом. И даже покормить.

Седок N2

С местной властью всё, как всегда, сложнее. С одной стороны, местная власть в большинстве случаев сама не имеет значительных финансовых ресурсов субсидирования малого и среднего бизнеса. Да и государственные программы их поддержки работают на территории каждого субъекта РФ вне зависимости от места «прописки» хозяйствующего субъекта в том или ином муниципальном образовании. С другой стороны, именно от органов местного самоуправления зависит атмосфера, в которой работает средний и малый бизнес. Атмосфера в данном случае - не фигура речи. Благоприятная для бизнеса атмосфера складывается из тысячи важных мелочей. Она зависит от возможности на льготных условиях арендовать муниципальные земли и помещения, от уверенности в том, что конкурс на муниципальный заказ пройдёт честно и выигранный подряд будет вовремя и полностью оплачен, от оперативной работы муниципальных служащих по оформлению бумаг и даже от простой благожелательности в обращении с людьми. Да и сами предприниматели живут не в Волгоградской области «вообще», а, в частности, в Волгограде, Волжском, Урюпинске или, допустим, в хуторе Вертячем. Рабочие места, которые они создают, - это занятость населения конкретного города или посёлка и благополучие семей работников. Развивающиеся предприятия малого и среднего бизнеса - это развитие инфраструктуры муниципального образования. Да и про налоги забывать нельзя: налог на доходы физических лиц - основной источник пополнения муниципальных бюджетов. Доля налогов, поступающих от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджете Волгограда, около 15%.

Простой здравый смысл должен подсказывать, что мэры и депутаты местного уровня должны быть кровно заинтересованы в поддержке малых и средних предприятий. Не из филантропических побуждений, а исключительно из банального прагматизма. И переговоры с предпринимателями вести не как с бизнесменами-одиночками, а как с людьми, от деятельности которых зависит благосостояние работников и их семей. А ведь они все ещё и избиратели... Да, с финансами у муниципалитетов сейчас не лучшая пора. Но у них есть масса косвенных рычагов, использование которых в созидательном, а не разрушительном русле может давать положительный эффект. Это и информационная поддержка муниципальных СМИ, и политика по предоставлению льгот на осуществление хозяйственной деятельности, и, наконец, участие в федеральных и региональных программах поддержки малых и средних предприятий на условиях софинансирования с федеральным и региональным бюджетом. И здесь очень многое зависит и от личности мэра, и от активности депутатского корпуса, от их заинтересованности в конечном результате своей деятельности, от умения взаимодействовать с государственной властью в регионе. Но если взять областную столицу - Волгоград, то картина будет прямо противоположна здравому смыслу. Волны информационных кампаний о «конструктивном» взаимодействии волгоградских бизнеса и власти разбиваются о рифы нелицеприятных фактов. Можно подписать сколько угодно соглашений с предпринимательскими общественными организациями, можно регулярно под прицелом телекамер проводить совещания всевозможных общественных советов с участием малого и среднего бизнеса, но в отличие от слов, цифры очень упрямы. В прошедшем 2009 году (по итогам 1-3 кварталов) при реализации государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса соответствующим предприятиям было выделена прямая финансовая помощь в размере 113,6 млн рублей, примерно 40% от общего объёма субсидий по региону (в отдельные периоды эта доля доходит до 50%). Из этой суммы 88,6 млн рублей - федеральные средства, 25 млн - из областного бюджета. Это - только непосредственный вклад государственной власти в поддержку малого и среднего бизнеса Волгограда и благосостояние его жителей.

Но если посмотреть на вклад самой муниципальной власти в то же благое дело, кроме недоумения ничего не возникает. Вот с официальной веб-странички комитета по предпринимательству администрации Волгограда на нас смотрит документ под очень правильным названием: «Муниципальная целевая программа «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде на 2009-2011 годы». Там много красивых слов. И очень некрасивые, неприлично маленькие цифры: на весь 2009 год на реализацию данной программы было запланировано 1,5 млн рублей, на текущий год - 1,6 млн с копейками. Не менее странное впечатление производит приложение N1 к данной программе с указанием конкретных мероприятий и пунктов расходов. Все запланированные суммы предназначены на мониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства, информационную поддержку, выставки и полиграфическую продукцию. Самая крупная статья расходов муниципального бюджета на поддержку Боливара малого и среднего бизнеса - проведение конференций и круглых столов по проблемам малого и среднего бизнеса в Волгограде (по полмиллиона рублей в год). Ещё один удар ожидает читателя этой «целевой» программы в разделе N3 «Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предп ринимательства, занятым в инновационной деятельности, промышленном производстве...». На всё направление на все три года приходится... 0 рублей 0 копеек. Даже непонятно, зачем этот раздел надо было включать в официальный (!) документ, вывешенный на сайте администрации на всеобщее обозрение? Окончательный ступор наступает при прочтении отчёта по реализации данной программы в 2009 году. Согласно отчёту программа была профинансирована на 1 млн рублей (на 66%), у муниципалитета остались неоплаченные договоры на сумму 522,8 тыс. рублей. При этом даже была экономия муниципальных средств по итогам года - целых 3,1 тыс. рублей. Раздел N4 названного отчёта «Софинансирование мероприятий за 2009 год» состоит из одного абзаца, согласно которому никакого софинансирования и конкурсов не было, так как соответствующее постановление администрации Волгограда было подписано 9 ноября (!) 2009 года, хотя Волгоградской городской думой программа была утверждена 24.12.2008 (N14/411), т. е. почти на год раньше.

Но есть в программе и светлые моменты. Например, запланированное на 2009 год изготовление «презентационного стенда о предпринимательстве Волгограда» за 150 тыс. рублей. Содержание этого стенда в 2010-2011 годах муниципальному бюджету будет обходиться в скромные 50 тыс. рублей ежегодно... О судьбе презентационного стенда об ударниках капиталистического труда Волгограда в отчёте за 2009 год ничего не сказано. Попал ли он, несчастный, под дважды п роведённое мэром Волгограда секвестрирование целевой программы (сначала на 350, потом ещё на 150 тыс. руб.)? Если этот монументальный стенд за 150 тысяч ещё не изготовлен, как член ВРО Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» вношу свое му пока ещё коллеге по данной организации Р. Г. Гребенникову деловое предложение. Изобразить на данном стенде коня - Боливара. Как символ волгоград ского малого и среднего бизнеса. С одним седоком, государством, у Боливара волгоградской экономики всё более или менее в порядке. А вот второго он явно не выдержит.

Виктор ПИЛИПЕНКО, директор НИИ общественных и гуманитарных наук Волгоградской академии государственной службы