Бизнес против политики

31 марта Волгоградское отделение Общероссийской организации «Деловая Россия» проводит расширенное заседание. Ожидается прибытие представительной делегации делороссов во главе с председателем организации Борисом Титовым. О том, зачем «Деловой России» потребовалось созвать такое совещание в Волгограде, «ДП» рассказал председатель регионального отделения организации, член бюро регионального совета «Деловой России» Роман СОЗАРУКОВ:

Успех не всем по карману

- В регионе сменилась власть, пришёл новый губернатор, человек, который из чиновников такого ранга лучше всех знает проблемы предпринимательства - и малого, и среднего, и крупного. Анатолий Григорьевич Бровко был директором крупнейшего завода, на протяжении нескольких лет как вице-губернатор курировал развитие предпринимательства и инвестиционные проекты в области, он очень хорошо знаком с бизнес-элитой региона. До сих пор у «Деловой России» не было соглашения с администрацией области, и все контакты были эпизодическими. Нас приглашали на мероприятия, которые часто проводились для галочки, всё сводилось к светскому общению с вице-губернаторами - попили кофе, поговорили о погоде и разошлись. Но мы заинтересованы в том, чтобы наше сотрудничество было плодотворным и полезным - и не только для «Деловой России». Поэтому на своё расширенное заседание мы приглашаем представителей предпринимательских объединений - РСПП, ТПП, «Опора России», ассоциации предпринимателей. Это хорошая площадка для того, чтобы предприниматели могли рассказать губернатору о своих проблемах и предложить пути их решения. Об этом разговоре узнает и федеральное руководство, поскольку Борис Титов и члены генерального совета «Деловой России», которые с ним приезжают, входят во всевозможные советы и комиссии при правительстве и администрации президента, регулярно встречаются с высшим руководством страны. Например, 29 марта Б. Титов будет встречаться с вице-премьером Игорем Шуваловым по проблемам исполнения ФЗ-159 - о льготном выкупе помещений для арендаторов. Премьер-министр Владимир Путин на днях сообщил о решении продлить срок действия этого закона на три года. «Деловая Россия» и «Опора России» с конца 2009-го обращались с такой просьбой и к нему, и к президенту. Будем просить Б. Титова добиваться, чтобы в закон внесли поправки, запрещающие муниципалитетам отказывать в приватизации по ФЗ-159, как это сейчас происходит в нашей области и особенно в Волгограде, а также законодательно сократить сроки прохождения документов о приватизации.

- Мы публиковали данные мониторинга Минэкономразвития России: Волгоградская область лидирует в России по числу заключённых договоров на право преимущественного выкупа помещений по ФЗ-159: заключено 147 договоров. Немного больше лишь в Красноярском крае, в Московской области и в Чувашии - 150. Неплохо на общем фоне. Чем «Деловая Россия» недовольна?

- Давайте вспомним, что Волгоградская область инициировала принятие этого закона. Я занимался этим ещё в «Опоре России» с 2003 года, затем в «Деловой России». В документах, которые пошли в Государственную думу, разработчиками законопроекта значились региональные отделения «Опоры России», «Деловой России», «Единой России» и Волгоградская областная дума. Мы были не только застрельщиками, но и на всех площадках доказывали, насколько это необходимо предпринимателям.

- Как следствие: в Волгоградской области в развитие ФЗ-159 принят один из самых либеральных областных законов.

- Да, у нас самые лучшие условия для предпринимателей: под действие закона подпадают помещения площадью до 1000 квадратных метров и рассрочка до 6 лет под 2,8% годовых.

- Почему же тогда так мало договоров?

- В Волгограде получше, хотя бы даже потому, что здесь много муниципальных помещений, которые можно приватизировать. В некоторых районах области их нет совсем, всё распродано. Это объективный фактор. Но есть и субъективный: предприниматели обычно кидаются за поддержкой в последний момент. Хотя закон г ласит, что те, кто не успел подписать контракт до конца срока действия закона, то есть до 1 июля, остаются за бортом. Многие на самом деле не успеют.

- Это вина предпринимателей или причина в противодействии муниципалитетов?

- И то, и другое, потому что бюрократического застоя тоже хватает. Решения принимаются крайне медленно. Хотя явного противодействия со стороны муниципали тетов нет. У предпринимателей достаточно рычагов воздействия на местную власть - через областную власть, предпринимательские организации, прокурат уру. Но многие поздно спохватились, да и сама процедура длительная - от полугода до года.

- Было много споров по поводу оценки выкупаемого имущества, некоторые даже обращались в суд. Это широко распространённая проблема?

- Да, действительно очень часто муниципалитеты предлагали выкупать помещения по завышенной цене - без учёта нынешних рыночных цен. Полтора-д ва года назад 80-100 тыс. руб. за квадратный метр в проходных местах не считалось высокой ценой, а теперь 50-60 тыс. - очень дорого. Из-за кризиса обороты упали, и некоторые предприниматели отказывались от выкупа, потому что им это не по карману.

Капля камень точит

- «Деловая Россия» ведёт бурную переписку с областной и городской прокуратурой. Вы так активно с ними взаимодействуете потому, что они в последнее вр емя стали заниматься защитой интересов бизнеса, или это вы их понуждаете этим заниматься?

- Прокуратура реально и эффективно может помочь предпринимателю в защите его законных прав и интересов. Это по статусу. Хотя наша переписка продо лжается уже несколько лет в соответствии с пословицей «капля камень точит». Когда мы пишем по одной и той же проблеме пятнадцать раз, в прокуратуре начинают задумываться: если по одной проблеме приходит столько жалоб, наверное, тут что-то не так. Из последних наших достижений - прокуратура подала иск в арбитражный суд о признании недействительным решения комитета муниципального заказа администрации Волгограда по результатам аукциона на право заключения контрактов по реконструкции и капитальному ремонту нескольких улиц, когда ОГУП «Волгоградавтодор» не допустили к участию в аукционе. Аукцион будет проведён заново. К работе КМЗ администрации Волгограда нареканий не десятки, а сотни. Зато хорошо работает управление Федеральной антимонопольной службы, с его помощью предприниматели успешно оспаривают результаты аукционов и конкурсов, заточенных под приближенное к мэрии предприятие, заставляя КМЗ проводить их заново.

- А какое отношение ОГУП «Волгоградавтодор» имеет к предпринимательству?

- Какая разница? Это хозяйствующий субъект, права которого нарушены.

- Создаёте прецеденты?

- Создаём. Опираясь на них, предпринимателям проще отстаивать свои права.

- О работе общественного совета по предпринимательству при прокуратуре области наша газета неоднократно писала. При каких ещё органах существуют подобные советы?

- Природоохранная прокуратура, МЧС, Роспотребнадзор, ФАС, создаётся совет при СУ СКП. Есть общественный совет при ГУВД, но нас туда не приняли, и официального отказа мы ждём уже три месяца.

- Такие советы есть во всех регионах?

- Нет. Волгоградская область в этом плане - одна из лучших, даже по сравнению со столицами.

- Чем это объясняется?

- Активностью предпринимательского сообщества.

- А она откуда? Живётся хуже?

- Волгограду в последние годы очень не везёт с руководством. Предприниматели вынуждены заниматься не развитием, а защитой бизнеса. Там, где нет такого прессинга со стороны власти, нет и такой активности.

- Она даёт результаты?

- Один пример. В позапрошлом году после переоценки земли стоимость аренды у некоторых предпринимателей выросла не в 2-3, а в 20-30, а у кого и в 50, и даже в 80 раз. Мы участвовали в работе всех согласительных комиссий по этому вопросу, и результатом стала отмена повышения арендной платы задним числом.

Накануне коллапса

- Какая отрасль бизнеса в регионе самая проблемная?

- Строительная отрасль в Волгограде на грани уничтожения. Реальной поддержки со стороны власти нет, есть декларации, обещания, пиар-проекты. Если в ближайшее время региональная власть не примет мер, то у нас будут митинги обездоленных дольщиков, перекрытие дорог и прочие акции протеста, потому что люди, продав дома и квартиры, вложили деньги в строящееся жильё, а компании на грани банкротства. Реально им можно помочь только одним: покупать жильё для государственных и муниципальных нужд. В прошлом году администрация области решила дать госгарантии под кредиты двум строительным компаниям - ЖБИ-1 и «Юнижстрой». Но банки у них даже не берут документы на кредиты. Так что здесь необходимо личное вмешательство губернатора и серьёзная работа областной администрации. А муниципалитетам необходимо упростить оформление земельных участков. Сейчас эта процедура занимает в Волгограде 1,5-2 года. Администрация Волгограда выставляет на аукционы одни и те же участки, которые год не может продать, потому что цены взяты с потолка.

- Разве они не заинтересованы продать то, что выставляют на продажу?

- Не знаю, может, им надо не продать, а поставить галочку, что провели. Наш муниципалитет живёт в каком-то своём мире, оторванном от реальности. По нереальным ценам предлагаются участки, на которых нет вообще никакой инфраструктуры, никаких сетей. Голое поле. Вторая проблемная сфера в городе - ЖКХ. «МУПизация» коммунального сектора ни к чему хорошему не привела. Посмотрите на дороги - какие ещё аргументы против МУПов нужны?

- Горожане, которые получают по две квитанции на оплату коммуналки от двух разных управляющих компаний, не в силах понять, кто из них банкрот, а кто нет, и откуда вообще они взялись, эти УК, если сами жильцы их не приглашали.

- А это тоже заслуга нашего мэра, который создал на рынке управляющих компаний такой хаос, что разгребать это придётся года два. ООО «ЖЭК», которое управляло 80% жилья в городе, в состоянии банкротства, потому что городом управляет человек, который ничего не понимает ни в коммунальном, ни в дорожном хозяйстве. Под его руководством город идёт к коллапсу. Вспомните, сколько зимой было аварий на тепловых, электросетях? Это только начало. Такого не было даже в самые голодные послесоветские годы. А на все вопросы у городской администрации ответ один: денег нет.

- А может, правда нет? На аукционах ничего не продаётся, арендную плату вы заставили снизить...

- Если денег нет, значит, их нет. А в городском бюджете расходы на СМИ только увеличиваются.

- Что, суммы сопоставимы с тем, что надо потратить на ремонт теплотрасс?

- 70 миллионов рублей на полгода, которые выделяются на СМИ, - очень большая сумма. К ним можно прибавить то, что идёт на премии приближённым к мэру сотрудникам городской администрации, плюс командировки. Помните, как в прошлом году администрация слетала на форум в Сочи? Зачем? А в декабре, когда город завалило снегом, мэр уехал в Астрахань на КВН. Если всё сложить, хватит отремонтировать дороги если не целого района, то половины - точно. Копейка рубль бережёт. Если денег не хватает, нужно экономить на всём. Кстати, Анатолий Григорьевич, будучи вице-губернатором, в командировки летал эконом-классом, хотя по статусу мог бы и в бизнес-классе. Когда его спросили, почему, он ответил: жалко бюджетных денег.

- Поэтому область отказалась от участия в «Зелёной неделе», депутаты областной думы не ездили в прошлом году в Сочи...

- Если необходимости в их присутствии нет, зачем тусоваться, тратя кучу бюджетных денег? Любой хозяин соизмеряет свои расходы с доходами. А Гребенников у нас в этом плане уникальный мэр: он всю жизнь живёт на бюджетные деньги, самостоятельно ни копейки не заработал, поэтому не знает, откуда деньги берутся. Как они достаются - ему невдомёк. А что легко достаётся - легко и тратится.

Управление по телевизору

- Об этом говорят многие, но кто будет действовать? Городская дума?

- Дума - это подразделение администрации. Она делает только то, что ей скажет мэр. Большинство депутатов работают в сферах, прямо подчинённых администрации: здравоохранение и образование. Поэтому, например, они столько времени не могут принять правила землепользования и застройки: администрации это невыгодно. Если их примут, администрация не сможет так бесконтрольно, как сейчас, раздавать землю. Сейчас это регламентируется их собственным положением, в котором есть, например, такие нормы: при наличии двух или более претендентов на один участок администрация может сама, без аукционов, выбирать, кому его отдать.

- Партийные рычаги влияния тоже не действуют. Административных рычагов нет. Ждём следующих выборов? Но он их выиграет, если по телевизору так и будут рассказывать, как у нас всё замечательно. Плюс административный ресурс, это мы тоже уже проходили.

- Роман Георгиевич большой специалист в плане пиара и управления городом с экрана телевизора. Это у него получается отменно. Область на этом фоне выглядит бледно. Сравните областное управление развития предпринимательства и городской комитет по предпринимательству. Городской комитет за последние два-три года для поддержки предпринимательства не сделал ровным счётом ничего. Но пиар идёт такой, будто бы без мэрии предприниматели в Волгограде давно бы вымерли как класс. Через областное управление на поддержку предпринимателей идут огромные деньги, но у них нет не то что пиара - вообще информация об их работе есть только на их же собственном сайте. И так по любой сфере. Вся городская администрация заточена на пиар и рекламу. Действий нет, зато по каждому поводу есть какой-нибудь совет: то координационный по предпринимательству, то генеральный по стратегическому развитию, то институт бизнес-советников, то ещё что-нибудь. Их при мэрии развелось уже штук сто, наверное. Все работают по одной схеме: всё одобряют, во всех резолюциях написано «усиливаем и углубляем». Прошлогодние документы и выступления чиновников отличаются от нынешних только запятыми.

- Где выход?

- Отставка мэра. Политик в области должен быть только один - губернатор. Все остальные должны заниматься хозяйством. А если Гребенников, который называет себя политиком, хочет заниматься политикой, то пусть и занимается. А городское хозяйство оставит в покое. Он был неплохим спикером облдумы. По крайней мере, сумел продержаться два срока.

- Но при нём было выхолощено прогрессивное инвестиционное законодательство региона. Под предлогом совершенствования закон изменили так, чтобы всю инвестиционную активность поставить под контроль чиновников. Плоды этой реформы мы пока ещё не расхлебали.

- Это ещё раз подтверждает: всё, где требуются конкретные действия, - не для Гребенникова. Почему Бровко не занимается своим пиаром и пиаром своей администрации? Потому что он - хозяйственник. А Гребенников - гольный политик. Городом же должны управлять хозяйственники.

- А у нас есть на примете такие? И хотят ли они идти работать на такие должности? Ведь нагрузка и ответственность огромные, а полномочия и возможности - ограниченные.

- Есть люди, которые, достигнув высот в бизнесе, заняв положение в обществе, хотят что-то сделать для города и области. Вот из них и надо формировать исполнительную власть. Они не будут обогащаться за счёт бюджета, их цель - оставить о себе хорошую память.

- Как отличить одно от другого?

- Возрождать карьерные лестницы. При советской власти они были, сейчас и Путин, и Медведев пытаются их создать заново: «золотая сотня», «первая тысяча»... В нашем регионе тоже должна быть такая система: первая десятка, первая сотня кадрового резерва. И я не согласен с высказыванием нашего губернатора о том, что в администрации не должно быть людей из бизнеса. Если человек хочет чего-то добиться в жизни - куда он идёт? В бизнес или в политику. Если у него получилось в бизнесе, значит, умеет управлять, есть воля, внутренний стержень. Город - это тоже предприятие, только большое. И с очень большими социальными обязательствами.

Несостоявшиеся

- Однако про нашего предыдущего мэра Евгения Ищенко многие говорили, что его ошибкой было то, что он управлял городом, как акционерным обществом, не учитывая сплетения интересов разных групп, - это его и погубило.

- Зато при Ищенко бюджет города был профицитным. Хотя после избрания он получил город с совершенно пустым бюджетом. При нём убирались дороги, строились дома, торговые центры и те же дороги. Он не был политиком - и не надо бы, но все вокруг хотели видеть в нём политика, потому что привыкли видеть политика в мэре Чехове, который был не только политиком, но и хозяйственником. Просто Ищенко попал немножко не в своё время. И к тому же сделал несколько стратегических ошибок, за что и поплатился. Но многие говорят, что при Ищенко в нашем городе жить было гораздо комфортнее. Кроме того, он приехал в Волгоград на «мерседесе», на нём и уехал. Он к моменту прихода к власти был одним из богатейших людей в области и за время работы в мэрии богаче не стал. А посмотрите на Гребенникова и его команду? Опыт работы в производстве - ноль, опыт управления - ноль, популизм и пропаганда - десять баллов. Его окружение - за редким исключением несостоявшиеся. Несостоявшиеся врачи, учителя, юристы и разорившиеся предприниматели. Большая часть из них - это люди, которые не смогли себя найти в жизни, зато пристроились к бюджету и теперь произносят тосты за себя как за долларовых миллионеров. Хотя приходили в администрацию в застиранных рубахах. Посмотрите на другие города области. Волжский, Камышин, Урюпинск: там главы - хозяйственники, и города расцветают. В райцентрах, где бюджеты в десятки раз меньше волгоградского, и улицы убирают, и за порядком следят. Нет проблем это сделать. Но каждым делом должны заниматься профессионалы, заинтересованные в конечном результате. Государственная, муниципальная собственность неэффективна. Она нужна лишь в нескольких стратегических сферах, где бизнесу делать нечего. Всё остальное бизнес сделает лучше, если власть определяет правила. В каждой сфере есть несколько серьёзных игроков, между которыми нужно распределить обязанности и установить ответственность. Если ты строишь дорогу, ты пять лет отвечаешь за её состояние. Если поставляешь оборудование - гарантируешь его качество и бесперебойную работу.

- Знаменитый ФЗ-94 не позволяет учитывать ни стаж работы компании на рынке, ни качество, которое она может предоставить.

- ФЗ-94 одинаков для всей страны, однако в одних регионах дороги делают качественно, а в нашем - нет. Астрахань расцвела на глазах, а была - дыра дырой. Ставрополь уже похож на европейский, а не на среднероссийский город. Законы у нас одинаковые. Но там руководство заинтересовано в комфорте для горожан, а здесь - только для себя. В городе парализована система уборки улиц, ремонта дорог, не работает ливневая канализация, город на грани катастрофы с компаниями, управляющими жильём, и так далее. Ещё немного - и в городе начнётся отстрел, как в 90-е. Так что выход только один: смена руководства города. Губернатор должен понимать: каждый лишний день пребывания этой команды у власти - лишний месяц расхлёбывания последствий этого пребывания.

Анна СТЕПНОВА