Ни въезд, ни выезд

Туристические агентства подводят неутешительные итоги первого квартала - практически все направления показали 30-40%-ное падение спроса по сравнению с прошлым годом. Продажа туров на новогодние праздники провалилась, мартовские школьные каникулы надежд не оправдали, да и желающие провести начало мая где-нибудь за границей пока не торопятся бронировать места в отелях. Последняя надежда - на традиционно считающийся прибыльным летний сезон. По мнению экспертов «ДП», волгоградцы, привыкшие к качественному отдыху, могут снизить свои требования в вопросах звёздности гостиницы или насыщенности экскурсионной программы, но вряд ли поменяют отдых за рубежом на красоты родной природы.

Себя показать...

Едва ли не самое значительное падение отмечено в сегменте въездного туризма. Так совпало, что кризис пришёл после юбилейного года, когда вся область громко и красочно праздновала 65-летие победы в Сталинградской битве. В те дни турагентства жаловались, что приезжающих гостей негде размещать. На этом фоне сокращение количества туристов из-за кризиса выглядит особенно заметным - в основном, к нам ездили школьники и работники различных бюджетных организаций на групповые 2-4-дневные экскурсии. Новые цены заставили многих отказаться даже от запланированных поездок. - У нас было много предварительных заявок и на Новый год, и сейчас, на школьные каникулы, но практически все они были отозваны, - рассказала «ДП» председатель правления Волгоградского союза предприятий туриндустрии, генеральный директор компании «Лата Реал» Татьяна Власова. - Прежде всего, свою роль сыграли повысившиеся цены. Раньше проживание в гостинице эконом-класса для школьника стоило 350 рублей в сутки, и ещё 250 рублей уходило на питание, то сейчас отели просят минимум 550 рублей, а за питание нужно платить почти 400 рублей. Получается, что трёхдневный тур в Волгоград стоит почти столько же, сколько аналогичный тур в Москву. Гостиницы с ноября стоят полупустые, люди к нам не едут. Некоторое оживление будет в конце марта - когда в школах начнутся каникулы - а потом, скорее всего, опять будет спад. Раньше в это время мы уже вовсю продавали туры на майские праздники - в том числе и по корпоративным групповым заявкам. Сейчас таких заказов просто нет.

Схожая ситуация по турам выходного дня с выездом в соседние регионы или природные парки нашей области. Если год назад многие волгоградские турфирмы еженедельно отправляли свои автобусы на Домбай, в Кисловодск или Приэльбрусье, то сейчас даже несколько компаний не могут заполнить один автобус. В «Лата Реал», к примеру, есть заявка на Домбай на 26 марта для группы из трёх человек - и это пока единственный заказ по Волгограду. - Единственное направление, где снижения практически не произошло, - это санаторно-курортный отдых, - отмечает Татьяна Власова. - Даже в кризис люди копят деньги на лечение и не тратят их на что-то ещё. Санатории, которые вошли в федеральные целевые программы или не слишком сильно подняли цены, вообще оказались в выигрыше. У нас это Эльтон - сегодня мы продаём уже ноябрьские путёвки. Люди знают, что там очень качественное лечение, и поэтому готовы мириться с не самой лучшей инфраструктурой.

...и других посмотреть

Как раз из-за слабо развитой отечественной туристической инфраструктуры любители заграничного отдыха вряд ли переключатся на внутренний туризм. По мнению генерального директора волгоградского представительства сети агентств пляжного отдыха «ВЕЛЛ» Натальи Поступаевой, цены на российских курортах уже вплотную приблизились к зарубежным, а вот качество сервиса по-прежнему оставляет желать лучшего. Так что, если брать за основу оптимистичные прогнозы, за границу в этом году поедет примерно столько же волгоградцев, как и в прошлом. - Конечно, это можно считать стагнацией - после восьми лет ежегодного роста на 20-30%, - говорит Н. Поступаева. - Но если удастся сохранить позиции предкризисного года, будет просто прекрасно. Уровень требований снижается во всех сегментах - люди выбирают более дешёвые отели или ищут путёвки на более короткие сроки. Могут даже выбрать другое направление, но отказываться от отдыха за рубежом вообще мало кто готов. Нет экзотических запросов на круизы вокруг Австралии и Новой Зеландии, значительно упал спрос на Карибы, Индию, Таиланд - последние направления потеряли по 30-40%, но тут нужно учитывать ещё и напряжённую политическую обстановку в этих странах.

- Особенно сильное снижение спроса мы отмечаем на европейском направлении - из-за роста курса евро многие путёвки в страны Старого Света ещё два-три месяца назад стоили на 25-30% дешевле, - отмечает генеральный директор волгоградской турфирмы «ПОЛЛУКС» Елена Полякова. - К тому же в европейские путёвки, как правило, включают только оплаченные завтраки, все остальные расходы на питание или экскурсии ложатся на самих туристов. По Турции и Египту снижение тоже есть: заполняемость первых волгоградских рейсов в эти страны, запланированных на конец апреля, пока не превышает 5-7%. Но это вообще тенденция нынешнего сезона - крайне низкое количество ранних бронирований. Кстати, сейчас именно раннее бронирование может дать большую экономию, чем покупка горящей путёвки, уверены эксперты «ДП». Связано это как с продолжающимися колебаниями на рынке валют, так и с особенностями ведения турбизнеса в разных странах. К примеру, министерство по туризму Египта позиционирует свою страну как место отдыха высшего среднего и премиум-классов, поэтому местные отельеры до сих пор держат цены на весьма высоком уровне. А вот Турция, Болгария и Греция подходят к ценовым вопросам более взвешенно, и могут предложить существенные скидки. Есть и спецпрограммы - к примеру, старые цены на Грецию будут держаться до 1 апреля, и если купить путёвку сейчас, 10-дневный отдых на двоих с перелётом обойдётся примерно в 45 тыс. рублей. После этой даты - уже 57-60 тыс.

Можно попытаться сэкономить на различном темпе роста стоимости валют по отношению к рублю. В процентном соотношении доллар дорожал быстрее евро, поэтому отдых на некоторых турецких или египетских курортах вполне может оказаться дороже отдыха, к примеру, на Балканах или в Центральной Европе. Правда, на этот случай у туроператоров есть свой собственный курс у.е., по которому и рассчитывается окончательная стоимость путёвок - как правило, это курс ЦБ на день бронирования плюс как минимум 3-4% сверху. До кризиса большинство операторов работали либо по курсу ЦБ, либо прибавляли к нему не более 1,5%. - Нынешнее лето будет для отрасли показательным, - считает Наталья Поступаева. - Уже сейчас количество турагентств в Волгограде сократилось на 20-30%, многие мелкие турфирмы, работавшие, как правило, только в высокий сезон, так и не открылись. На рынке образовался большой кадровый резерв, многие компании сохранили только свой головной офис.

Антон БОРЦОВ