«Кризис только в головах!..»

Предприятия, которые производят качественную продукцию и сохраняют квалифицированный персонал, смогут пережить любой кризис, уверен руководитель волгоградского пивзавода Борис ИЗГАРШЕВ. Нужно только, чтобы налоговики думали о том, как реально поддержать местную промышленность для увеличения налоговой базы и бюджета, считает он.

- Борис Тимофеевич, сильно ли сказался нынешний кризис на вашем предприятии?

- Конечно, сказался, но не как об этом говорят многие бизнесмены и чиновники. Кризис - он ведь больше в головах, точнее, только в головах - когда пытаются оправдать какие-то свои просчёты или безграмотность. У нас на заводе за последнее время создано около 300 новых рабочих мест, средняя зарплата выросла с 5-7 до 12 тысяч рублей. Мы запустили несколько новых сортов пива и безалкогольных напитков, увеличили своё присутствие в волгоградских торговых сетях. Так что не надо валить на кризис. Другое дело - есть проблемы с получением кредитов и лизингом оборудования. Мы и в лучшие-то годы покупали сырьё на заёмные средства, а сейчас банки просто отказываются давать кредиты. Но этот вопрос мы решаем по бартерным схемам. А вот с покупкой нового оборудования всё не так просто. Если бы не кризис, мы бы смогли за этот год построить новый завод. Нужно порядка 100 млн рублей, и года через три вышли бы по области на миллиард налоговых платежей.

- За счёт чего вам удалось добиться таких результатов?

- Секретов нет. Мы не экономим на кадрах и на качестве. У нас до сих пор работают люди, которые варят пиво 30, а то и 50 лет - кстати, наши ветераны получают специальную надбавку. Когда мы вновь запустили завод в прошлом году, наши специалисты вернулись в считанные дни - даже зная, что мы не сможем поначалу платить им достойную зарплату. А это же элита страны! У нас на заводе люди чувствуют себя одной семьёй, чувствуют свою нужность, знают, что они и их семьи защищены. На новогодние праздники завод отправил детей сотрудников на кремлёвскую ёлку. Казалось бы, как это отражается на работе предприятия? Самым прямым образом. Что же касается качества, могу уверенно сказать: нет в России таких квасов и сбитней - и никто не будет делать. Потому что нужно проращивать зерно, а на большинстве предприятий такие цеха уничтожены, дело это хлопотное, тонкое. Очистка зерна, проращивание, сушка, микроклимат специальный нужно создавать - и только тогда пророщенное зерно даёт все витамины и микроэлементы, которые есть в наших напитках. Есть и другие секреты - используем нашу артезианскую воду, которая даёт незабываемый вкус.

- Тогда почему, на ваш взгляд, подобных результатов не могут добиться большинство других предприятий области, причём в самых различных отраслях?

- Наша промышленность сократила объёмы производства наполовину, если не больше, из-за цен на бензин и «коммуналку». Но мы стоим даже при рейдерстве. Согласитесь, вряд ли в России есть отрасль с более высокой конкуренцией, чем пивоварение. Выросли гиганты, многие заводы либо скуплены на корню, либо просто закрылись - а мы успешно работаем. Всё, что нами достигнуто, - это не за счёт рекламы на центральных телеканалах за огромные деньги, а потому, что покупатели знают вкус наших квасов и напитков. Мы сохранили наши кадры и наше качество, что укрепило нас на рынке. Но мешает главное - налоговое администрирование у нас до сих пор советское! Вместо того чтобы стимулировать развитие предприятий, деньги изымаются здесь и сейчас. Мол, ничего страшного - налоги идут в бюджет, а бюджет потом поможет предприятию, из одного кармана в другой перекладываем. Нет возможности передохнуть в трудную пору, отложить налоговые платежи, дать обязательство заплатить больше налогов, может, даже с банковским процентом - но позже. И это касается не только нашей отрасли - кто купит, к примеру, волгоградский трактор, если он из-за налогов, цен на ГСМ и «коммуналку» дороже челябинских или других машин? Мэр Роман Гребенников в своей речи на заседании Совета директоров предприятий Волгограда в начале осени чётко обозначил проблемы, обозначил возможные пути решения, в частности, более плотное взаимодействие производителей и местных ритейлеров. Практически сразу мы увидели результаты - у нас увеличились объёмы производства, мы вошли на полки сразу нескольких торговых сетей. Если бы и другие власти работали столь же чётко и последовательно...

- Но ведь большая часть вопросов, касающихся каких-то налоговых льгот, решаются даже не на региональном, а на федеральном уровне.

- Не могу с этим согласиться. Если мы все, вместе с городскими властями, покажем абсурдность нынешней ситуации, неужели к нам не прислушаются? В 2006 году пивзавод заплатил более 200 млн рублей налогов, в 2007 году нас остановили. Налоги стали не нужны? Разве это полезно для страны, для области, для города? Если остановятся предприятия, куда пойдут выпускники наших вузов - уедут в Москву, или вообще за рубеж? Так что у налоговой службы должна быть роль стимулирующая, а не карающая. Как и милиция должна думать не только о раскрываемости, но и о том, чтобы люди работу не теряли, не оказывались в безвыходном положении, не шли на преступления.

- Каким вам видится выход из кризиса? Что должны сделать власти, а что могут сделать сами предприятия?

- Во-первых, нужно просчитать рынок Волгоградской области - его ёмкость по каждому направлению, так, чтобы максимально заполнить его местной продукцией. Второе - помочь тем предприятиям, кто реально занимается модернизацией. Если оборудование плохое, определить, за какой срок на этом оборудовании можно заработать деньги на покупку новых станков, и на этот период максимально уменьшить налоговую нагрузку. То же самое по электричеству и ГСМ: если наше оборудование потребляет в 2-3 раза больше электроэнергии или топлива, чем современные западные станки, значит, на время модернизации надо договариваться о снижении тарифов для таких предприятий. Третье - забота о кадрах. У нас очень сильный, высококвалифицированный персонал, оставшийся с советских времён, - за которым пойдёт и молодёжь, если увидит, что предприятия гарантируют им карьеру и возможность содержать семью. Это наши грубейшие просчёты - закрытие заводов пищевой промышленности в области с тучными чернозёмами, мощными водными ресурсами и квалифицированными кадрами. Так что мешаем себе только мы сами - как и кризис, который на самом деле существует только в наших головах.

Антон БОРЦОВ