Город-герой на минном поле

Города-миллионники и вообще административные центры регионов становятся наиболее напряжёнными политическими точками на карте России. Планы вертикали власти в ходе главных выборов страны были поставлены под угрозу срыва именно в столицах субъектов федерации. В Волгограде, например, явка избирателей оказалась значительно ниже, чем в сельских районах, а уровень протестного голосования выше среднероссийского. В соседней Элисте, столице Республики Калмыкия, оппозиция, объединившаяся под флагами КПРФ, получила 31% голосов против 36% голосов за Дмитрия Медведева. Политические скандалы сотрясают столицы регионов и в поствыборный период.

Показательным в этом ряду является пример города Волгограда, где проявили себя несколько тенденций: неспособность обеспечить оптимальное голосование на президентских выборах, инвестиционные риски для крупных коммерческих проектов, политическая нестабильность.

Что происходит

СЛАБОСТЬ МЕХАНИЗМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАЧ. На минувших выборах президента РФ команда мэра не смогла обеспечить оптимального результата по голосованию за Д. Медведева. Таким образом, под угрозу срыва было поставлено исполнение «госзаказа», государственной задачи 1.

Перед городской властью стояла цель обеспечить высокую явку на выборы. Это позволило бы преемнику Путина увеличить абсолютное количество голосов, поскольку, во-первых, в больших городах сосредоточена основная масса избирателей (население Волгограда составляет более трети от всего населения региона), а, во-вторых, электоральные предпочтения горожан более демократичны. Поэтому от явки в крупных городах в значительной степени зависели итоги выборов. Однако Волгоград не смог решить эту задачу. Выше среднероссийского оказался в Волгограде и процент протестного голосования. Количество избирателей, принявших участие в выборах в городе-герое, оказалось на 3-10% ниже, чем в среднем по области, и на 10-20% ниже, чем на большинстве сельских территорий. Выше среднего в Волгограде оказались и показатели протестного голосования: Г. Зюганов в разных районах получил около 21-24% (в среднем по России 17,72%), а В. Жириновский - более 12% (в среднем по России - 9,35%).

Низкая явка в Волгограде - фактор скорее субъективный, чем объективный. Волжский и Камышин примерно на 10% опередили явку в областном центре (Камышин - 64,76%, Волжский - 66,05%). Одной из причин, по мнению наблюдателей, стало совмещение выборов президента с выборами в городскую думу. В итоге «грязный» характер муниципальной кампании с многочисленными нарушениями закона, низкое качество предвыборной пропаганды, использование в президентской кампании образа мэра, к которому у горожан накопились претензии, способствовали формированию отрицательного отношения горожан к выборам в целом. Дискредитация идеи чистоты выборов и стала одной из причин низкой явки горожан. Кроме того, мэрия, совместив федеральные выборы с местными, которые были проведены по скандальному варианту, показала приоритет личных политических интересов над государственными.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ. На высокий уровень инвестиционных рисков влияет тот факт, что спор между крупными компаниями, претендующими на волгоградскую коммуналку, принимает судебный характер. Итоги конкурса, проведённого в пользу компании «Ренова», вызвали вопросы у антимонопольного ведомства. Напомним, что в конкурсе также принимала участие компания, контролируемая «Альфа-групп». Наблюдатели прогнозируют острый спор между ней и «Реновой».

Конфликт может отрицательно сказаться на интересах обеих сторон. Однако под «перекрёстный огонь» коммерческого спора попадает и Р. Гребенников. Ведь он не смог обеспечить бесконфликтное вхождение «Реновы» в Волгоград, которая, как утверждают злые языки, в своё время оказала ему поддержку в борьбе за пост градоначальника. С другой стороны, у «Альфы-групп» хорошие контакты с высокопоставленными чиновниками администрации президента. Таким образом, ни самому Роману Гребенникову, ни покровителям крупных компаний не выгоден этот конфликт, который к тому же может выйти на публичный уровень. Инвестиционные риски в Волгограде проявили себя ещё двумя крупными скандалами - по «переделу» рынка жилищного строительства и рынка наружной рекламы. Вскоре после прихода Р. Гребенникова к власти по его инициативе была остановлена точечная застройка Волгограда, чем были нарушены интересы ряда застройщиков. А передел рынка наружной рекламы вылился в беспрецедентный по форме протест его основных операторов: на улицах города появились плакаты-карикатуры на мэра. Подобного не было ни при одном из прежних градоначальников - чтобы в многолюдных местах города расположилась сатира на мэра. В целом можно сказать, что пока Р. Гребенникову не удалось обеспечить инвестиционную безопасность крупных коммерческих проектов и бесконфликтно реализовать передел собственности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ. Нельзя назвать прочными и политические позиции самого крупного муниципалитета области.

Провал «списка мэра» на выборах в гордуму. По оценкам экспертов, потерпел крах политтехнологический проект пиарщиков мэрии - «Единый народный кандидат». Только треть кандидатов из «списка мэра» (16 из 37) прошли в гордуму. Причём из 16-ти прошедших, как отмечают эксперты, только 4 в чистом виде являются «едиными народными кандидатами», остальные - списочники «Единой России», влияние на которую имеют различные политические региональные группы («областная», «партийная» и т.д.).

Если Гребенникову не удастся перетянуть на свою сторону депутатов (вопрос же это непростой - если не сказать дорогой), то он получит неуправляемую думу, которая может блокировать его решения, а также выйти с инициативами о реформации структуры власти в г. Волгограде. В других регионах прецеденты были. Отношения с администрацией президента. Низкая явка в Волгограде на президентских выборах не способствует идеальным отношениям мэра с администрацией президента, которая сегодня тщательно анализирует итоги голосования. Тем более что мэр, если верить газете «Сталинградская трибуна», имеет «двойное гражданство»: на плакатах - с «Единой Россией», в жизни - кандидат в члены ЦК КПРФ.

Конфликт с областной властью. В ходе президентской кампании усугубился конфликт с областной властью, когда журналистами и пиарщиками, неравнодушными к мэрии, были размещены «антиобластные» статьи в федеральных СМИ и «аналитические записки», пытавшиеся дискредитировать работу президентского областного штаба, противопоставив ему работу «штаба мэрии». Разжигание конфликта спровоцировало новый виток напряжённости и, в частности, жёсткую позицию областной власти и ориентированных на неё групп и сил по итогам муниципальных выборов. Одним из сюжетов стала идея роспуска городской избирательной комиссии, что может иметь ещё более отрицательные последствия.

«Подарок» от инвесторов. Удар по политическим позициям мэра могут нанести и инвесторы, чьи интересы на территории Волгограда оказались плохо защищены. Ведь любая крупная экономическая структура имеет налаженную систему связей в коридорах на федеральном уровне.

Бунт политических разночинцев. Вольно или нет, мэр испортил отношения со многими более мелкими персонажами, «политическими разночинцами», интересы которых не были реализованы в ходе выборов в гордуму. Разночинцы-то у нас, как правило, люди не бедные и не без связей и амбиций. Хотя разночинное протестное движение пока можно назвать скорее броуновским, количество мелких политических конфликтиков, наложившись на другие негативные политтенденции, может перейти в качество. Особенно если этот броуновский протест захотят использовать более крупные игроки.

Партийные противоречия.

Пока нельзя сказать, чтобы мэр имел прочную партийную поддержку. В рядах коммунистического электората, который привёл Р. Гребенникова к посту градоначальника, в отношении мэра накопилось много обид. И с «Единой Россией» у него не всё гладко. Достаточно вспомнить истории по спорам с кандидатами от «ЕР» в пользу так называемого «списка мэра». Чтобы сохранить позиции, мэр будет вынужден вести «круговую оборону», одномоментно решая вопросы с неуправляемыми депутатами, недовольными разночинцами и тяжеловесами, областной властью, с персонами из администрации президента, с инвесторами, с конфронтирующими между собой партиями «Единая Россия» и КПРФ, а также с общественным мнением.

Причины и последствия

Можно назвать несколько причин напряжённости муниципалитетов как политических субъектов. И Волгоград здесь не исключение.

Прорыв «партии оппозиции». Часто муниципалитеты являются территориями «партии оппозиции». Традиционные кланы, как правило, управляют олимпами региональной власти. Муниципальный уровень шанс для прорыва к власти новых политических персон, оппозиционных или альтернативных групп, которым сложно делать политическую карьеру на уровне субъекта РФ.

Следствием неопределённости политического статуса является отсутствие жёсткой ориентации (заигрывание с разными силами), стремление к реваншу в отношениях с региональной властью и в целом к переделу политического рынка в регионе. Р. Гребенников иллюстрирует многие коллизии. Выдвиженец КПРФ, он контактировал в ходе выборов в Госдуму РФ 2 декабря с представителями «Справедливой России». Голосование за «Единую Россию» в Волгограде 2 декабря 2007 года оказалось примерно на 10% ниже, чем за президента в 2004 году. Качество менеджмента. Сегодня всё чаще кресла руководителей муниципалитетов занимают персоны, не имевшие до этого опыта административного управления. Экс-мэр Евгений Ищенко не смог удержать пост даже на один срок. В биографии Романа Гребенникова также нет административного опыта. Он имел опыт работы депутатом и руководителем областной думы, однако специфика этой деятельности далека от опыта управления территорией с многочисленными политическими и коммерческими проектами. Заставляет задуматься и тот факт, что в своё время Р. Гребенников не смог преодолеть политические противоречия и удержать место спикера.

Стратегия прорыва. Стратегия политического прорыва, которую используют альтернативные или маргинальные группы в целях завоевания власти, становятся недостаточными, а иногда и вредными, в формате мирного времени, в период функционирования во власти. Сохранение технологии прорыва толкает муниципальную власть на поспешные поступки, рискованные решения. К тому же замкнутое пространство больших кабинетов опасно иллюзией вседозволенности, чем могут воспользоваться опытные «ловцы политических душ» из конкурирующих кланов.

Ротация политических и коммерческих групп. Городская территория является полем интереса многих финансово-промышленных и политических групп. К тому же, как мы уже отметили выше, группы эти становятся всё могущественней. И не исключается возможность развития событий, при котором по мере исполнения мэром (и особенно не очень «чистого» исполнения, с точки зрения закона) определённых задач встанет вопрос о его замене как «отработанной» или «дискредитировавшей» себя фигуре.

Муниципальные земли стали зыбкой территорией - и для федеральной власти, и для самих мэрий. Стабильность может быть достигнута либо через грамотный политический менеджмент, либо через введение назначаемости мэров (такая идея за год до выборов вновь обсуждалась федеральной номенклатурой). Ещё один вариант - «управляемая нестабильность», следствием которой будет частая ротация мэров.

Аналитическая группа ИА «Социнформбюро»