Символы войны и мира

Приходить в гости с пустыми руками невежливо, поэтому, отправляясь в чужой дом, город или страну, каждый старается прикупить какие-нибудь подарки-сувениры, съестные или памятные. Не забывая, конечно, о золотом правиле про тульский самовар. Главное, чтобы подарок был небольшим, недорогим и приятным. А что конкретно везут из Волгограда в столицу и за границу, «ДП» узнало из первых уст.

Работники административных органов в выборе подарков, как и во многих других вопросах, ограничены бюджетом. Например, согласно смете мэрия ежегодно «дарит» 600 тыс. рублей. Эти деньги тратятся на памятные подарки для приезжающих почётных гостей и сувениры «на вывоз». Сколько тратит на эти цели областная администрация, не известно, но предпочтения в подарках у неё с мэрией одинаковые. Административные мужи везут в гости разнообразные тематические сувениры - картины с видами набережной и Мамаева кургана кисти известных волгоградских художников Анатолия Михайлова и Михаила Прокопенко. Раньше очень любили дарить полотна Фёдора Суханова, но после его смерти картины превратились в дорогостоящий раритет. Ещё везут книги и журналы о городе и истории Сталинградской битвы, статуэтки Родины-матери, деревянные шкатулки и сувенирные тарелки с видами Волгограда-Сталинграда.

«В Японии и Китае особо ценятся наши малахитовые шкатулки, их и везут волгоградские делегации, - рассказал руководитель гордепартамента зарубежных, региональных связей и внешнеэкономической деятельности Алексей Гребенников. - А немцы просто в восторге от пуховых платков и шалей. В Германии есть женщины-бургомистры, по-нашему первые заместители мэра. В ближайшую поездку мы скорее всего повезём им в подарок пуховые шали урюпинского и камышинского производства». В ассортименте презентов обладминистрации, кроме перечисленных, есть ещё именные часы от губернатора. По словам начальника областного департамента международного сотрудничества Вячеслава Шустова, в подарок особо важным персонам Н. Максюта дарит часы с гравировкой от своего имени. Часы производит московский завод «Полёт», их стоимость 3-5 тыс. рублей. В общем-то, недорого, но похвастаться такими часами может далеко не каждый, например, президент Венесуэлы, губернатор провинции Цзилинь (Китай), а также мэры и губернаторы нескольких заграничных городов.

Другие необычные подарки обладминистрации - копии военной техники. Например, когда делегация Волгоградской области посещала Венесуэлу, то возила в дар своим местным коллегам миниатюрные БМП-шки. А чтобы не случилось разглашения военной тайны, подарки пришлось согласовывать с Министерством обороны. Вячеслав Шустов отметил, что согласно международному протоколу подарки должны быть не дорогими (чтобы не провоцировать компаньонов на не менее щедрые ответные шаги), не слишком большими (чтобы не создавать сложностей с транспортировкой), а главное - должны символизировать регион. Этих же соображений придерживаются волгоградские предприниматели, выбирая подарки для своих зарубежных и иногородних коллег. Директор рекламного агентства «Профиль» Ирина Моисеева заверила, что сувениры с изображением главных символов города - Мамаева кургана, Родины-матери, музея-панорамы «Сталинградская битва» - и вообще всем, что ассоциируется со Сталинградом и Великой Отечественной войной, везде идут на ура. «Люди за границей не знают, что такое Волгоград, а про Сталинград знают все, - сказала она. - Поэтому и везём расписанные визитницы, фляжки, тарелки». А вот главный редактор «ДП» Анна Степнова во время своей поездки в Штаты проявила оригинальность: много недорогих и милых сувениров она нашла в мастерской художницы Натальи Самарской. Маленькие куколки-обереги в русском стиле, сделанные руками мастерицы из натуральных хлопковых тряпиц, вызвали восторг у американских товарищей. «Некоторые приспосабливали их на одежду, другие вешали на стену, - рассказывает Анна Степнова. - Когда же приходилось дарить их мужчинам, я говорила, что это подарок для их жён или подруг. Важно, что это куклы с историей: к каждой автор прикладывает маленькую инструкцию, в которой написано, по каким традициям она сделана и для каких целей предназначена».

Кроме того, Анна Степнова часто дарит значки, изготовленные «Деловым Поволжьем» специально для конкурса «Волгобрэнд» или Дня Ангела. Значки совершенно неофициальные - с помидором или ангелом, но авторские: дизайн-то собственный. «Люди очень тепло реагируют на надпись «Я тебя люблю. Волгоград», - рассказывает Анна Степнова. - Американский посол сразу прицепил этот значок на лацкан пиджака и ходил с ним весь вечер, а владелица московского рекламного агентства возит его в машине - на специальной полочке для мелочей». К интересным сувенирам можно причислить альбомы с работами волгоградских художников, с репродукциями из Музея изобразительных искусств - талантливые, но, к сожалению, выпущенные крохотным тиражом. А вот книги и фотоальбомы о Волгограде, по мнению многих предпринимателей, часто очень тяжёлые по весу и содержанию и очень традиционные, но дают мало представления о реальной жизни жителей города. Зато особый писк для иногородних друзей - футболка с надписью «Брошу всё, уеду в Урюпинск». Также в своё время бешеной популярностью пользовался бальзам «Лукойл», выпускаемый волгоградским винзаводом. Яркое название бальзама в сочетании с фляжкой тёмной густой маслянистой жидкости рождали ассоциации с чёрным золотом и вызывали бурю восторга у всех, кто получал такой сувенир. Тем более что столь необычный напиток был сделан в достаточно крепком алкогольном исполнении по оригинальному рецепту с добавлением чернослива и местных трав. К сожалению, около года назад бальзам перестали выпускать в связи с реорганизацией завода-производителя.

Но интерес к съестным подаркам не иссяк. Некоторые предпочитают преподносить исключительно такие презенты с расчётом на то, что их точно не постигнет участь быть выброшенными. Популярностью пользуются сушёные и вяленые лещ и вобла, и, конечно, волгоградские конфеты. Проблема последних в том, что наборов подходящего небольшого размера и в тематической упаковке немного. Упаковка вообще очень важна для подарков: можно было бы возить за границу местный мёд, имей он привлекательную тару и грамотную этикетку с местным колоритом. Кроме того, за рубежом по-прежнему популярны общероссийские сувениры - матрёшки, хохлома, павлово-посадские платки. И неважно, что одна забугорная леди сразу наденет его поверх свитера в сочетании с джинсами, а другая приспособит на журнальный столик вместо скатерти: главное - эмоции от подарка.

Анастасия КУВШИНОВА