Проверки будут проводиться по новым правилам

Законом 137-ФЗ от 27.07.2006 г. «О внесении изменений в часть 1 и часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» внесены изменения и дополнения в статьи части 1 Налогового кодекса Российской Федерации. В статье 1 Закона 137-ФЗ статья 88 НК РФ, регулирующая порядок проведения камеральной налоговой проверки, изложена в новой редакции. Причем два принципиальных положения процедуры камеральной налоговой проверки не претерпели изменений. Срок проведения камеральной налоговой проверки по-прежнему составляет три месяца, со дня представления налоговой декларации; камеральная налоговая проверка по-прежнему проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. В остальном процедура камеральной налоговой проверки претерпела существенные изменения. Теперь данная процедура значительно более регламентирована и урегулирована статьей 88 НК РФ. В пункте 3 статьи 88 НК РФ (в редакции Закона 137-ФЗ) установлено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Порядок проведения выездной налоговой проверки изложен в новой редакции. Процедура выездной налоговой проверки, как и процедура камеральной налоговой проверки, становится в значительной степени более регламентирована, устанавливаются ограничения на проведение выездных налоговых проверок, закрепляются жесткие основания для приостановления выездной налоговой проверки, в то же время сроки проведения выездных налоговых проверок несколько увеличиваются. В пункте 1 статьи 89 НК РФ (в редакции Закона 137-ФЗ) установлено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. В пункте 2 статьи 89 НК РФ (в редакции Закона 137-ФЗ) установлено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 89 НК РФ (в редакции Закона 137-ФЗ). В пункт 2 статьи 89 НК РФ (в редакции Закона 137-ФЗ) введена новая норма, согласно которой решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Кроме этого, в пункте 2 статьи 89 НК РФ (в редакции Закона 137-ФЗ) зафиксировано, что самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. В пункте 3 статьи 89 НК РФ (в редакции Закона 137-ФЗ) закреплена норма, согласно которой выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ (в редакции Закона 137-ФЗ) предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Введена новая норма, согласно которой налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. В пункте 8 статьи 89 НК РФ (в редакции Закона 137-ФЗ) установлено, что срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении выездной налоговой проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. В пункте 15 статьи 89 НК РФ (в редакции Закона 137-ФЗ) установлено, что в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. В пункте 7 статьи 89 НК РФ (в редакции Закона 137-ФЗ) закреплен правовой механизм проведения выездных налоговых проверок при наличии у налогоплательщика филиалов и представительств. Так, в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки. Кроме этого, в пункте 10 статьи 89 НК РФ (в редакции Закона 137-ФЗ) прописана норма, согласно которой, если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

С. МОТОРИНА, начальник юридического отдела ИФНС России по Центральному району г. Волгограда.