Политическая арифметика

Депутаты областной думы, районных дум и местных советов Волгоградской области, руководители недавно созданной общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» (ВСМСУ) и члены регионального отделения партии «Единая Россия» сверили позиции относительно проблем местного самоуправления в регионе. Участники первой региональной конференции 2 марта сформулировали запрос к федеральной власти по поводу внесения поправок в законодательство об МСУ. И высказались относительно недоработок самих местных властей.

Глава регионального отделения ВСМСУ Олег Керсанов определил четыре направления, по которым будут совместно работать новое движение и единороссы. Это урегулирование межбюджетных отношений в пользу 100%-ного финансирования всех полномочий и мандатов органов МСУ; комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований (МО) в противовес нынешнему выживанию и латанию дыр; повышение ответственности органов МСУ перед населением и государством и государства перед населением и органами МСУ; общественный контроль за реализацией национальных проектов на местах. В докладе Олег Керсанов более подробно остановился на деньгах и полномочиях. В том числе и потому, что при отсутствии в России муниципальной статистики наблюдается расхождение в данных на федеральном и региональном уровнях. По словам г-на Керсанова, в Минфине считают, что 60% всех МО имеют профицит бюджета. В контрольно-счетной палате РФ и в регионах с чиновниками не согласны. По их данным, лишь 7% МО способны полностью профинансировать обязательные расходы. Политическая арифметика считает так, как выгодно: Минфин по реальному исполнению бюджетов, а счетная палата по возложенным, но не финансируемым полномочиям. С 2005 года года запуска реформы МСУ с 14-ти до 4-х сократилось число налоговых источников доходов местных бюджетов. Снизились и доли собираемых на территории налогов, остающихся в распоряжении органов МСУ. Олег Керсанов привел примеры: с 70% до 30% сократилась часть налога на доходы физических лиц, с 60% до 30% доля единого сельхозналога. Будут снижаться и неналоговые доходы территорий по мере того, как муниципалитеты расстаются с неиспользуемым ими по назначению имуществом. Участники конференции по предложению докладчика решили выходить на всероссийский съезд ВСМСУ и в Госдуму с предложением расширить доходную базу местных бюджетов: передать территориям 6% собираемого ими налога на прибыль, 100% платежей по упрощенной системе налогообложения, 45% единого налога на вмененный доход. А также отнести к местным транспортный налог. И решить вопрос о финансовом оздоровлении муниципальных предприятий ЖКХ, признав часть их долгов госдолгом и списав его. Помимо недостатка финансов для решения текущих полномочий федеральный закон не прописал, где брать деньги для решения единовременных стратегических задач: например, связанных с землеустройством. Каждое МО региона должно иметь генплан, кадастровые карты, провести межевание земли. Цена вопроса 1 млрд рублей; откуда брать не знает никто. По некоторым видам полномочий таким, как регистрация граждан, их имущества, прием налогов от населения, органы власти спорят с федеральными ведомствами. ФЗ-131 нечетко прописал, кто за что отвечает. По многим полномочиям отсутствуют стандарты выполнения и методические указания по расчету смет. В итоге, как предположил Олег Керсанов, в одном поселении поставят щит с ведром, огнетушителем и двумя лопатами, в другом создадут пожарную дружину с машиной. И в обоих случаях будут считать, что меры первичной пожаробезопасности обеспечены. Депутаты из районов и поселений слушали доклад, кивали головами, аплодировали, соглашались с перечнем проблем. Особенно им понравилось, когда органы МСУ сравнили с всероссийской общественной приемной. Правда, в завершение местные власти получили порцию критики от председателя комитета облдумы по государственному строительству и местному самоуправлению Леонида Титова. За то, что не решают вопросы, которые находятся в их компетенции. В течение года по разным каналам в органы МСУ региона поступает порядка 15 млрд рублей налогов, субсидий и дотаций. Для обеспечения их целевого использования ФЗ-131 предусмотрел создание контрольно-счетных органов при районных думах. В шести районах области Киквидзенском, Иловлинском, Урюпинском, Среднеахтубинском, Палласовском и Руднянском они не были прописаны в уставах. Ненадлежащее внимание работе административных комиссий, на которые облбюджет за два года выделил 13 млн рублей, тоже не устраивает областную думу. Комиссии в районах созданы, но работают они по-разному. По данным Л. Титова, в Палласовском и Светлоярском районах было рассмотрено более чем 700 дел, а в Серафимовичском, Киквидзенском и Фроловском по 30 дел. «Административные комиссии, разбирая дела, могут облагать нарушителей штрафами. И эти штрафы идут в местные бюджеты. Вот и сравните, кто как резервы наполнения местных бюджетов использует», риторически спросил Л. Титов.