Мобильный антикризис

На фоне общей финансовой нестабильности все предприятия ищут пути спасения от последствий кризиса, способы сохранения старых и привлечения новых клиентов, потребителей своих услуг и партнёров. Операторы сотовой связи не отстают от других. Многие из них приняли срочные антикризисные меры, предложив пользователям новые подешевевшие тарифы. Вслед за тарифом «Сенсация» от компании «Билайн» почти у каждого сотового оператора появились новые тарифы или предложения, которые могут быть названы как антикризисные.

Сотовые помощники

Ещё осенью прошлого года ОАО «ВымпелКом» ТМ «Билайн» ввело новый тарифный план «Сенсация», действующий во многих регионах, в том числе в городах ЮФО. Его название соответствует условиям: исходящие звонки внутри тарифа - 50 копеек за соединение, недорого обходятся абоненту данного тарифа и СМС-сообщения. В начале февраля этого года «Билайн» объявил о запуске нового тарифного плана «Твои правила», особенность которого - в возможности подключать нужные абоненту тарифные опции и звонить по выбранным направлениям внутри сети, абонентам других операторов, на междугородние или местные номера - со значительной скидкой. Предложение действует по принципу конструктора: абонент может создать собственный тариф, соответствующий его личному стилю общения. Ответом «Билайну» стал тарифный план «Супер Ноль» от компании МТС. Это предложение, позволяющее оптимизировать расходы на связь, - с большим числом бесплатных минут для общения внутри сети и региона. Чтобы сократить расходы, компания МТС предложила абонентам акцию «Прогрессивный годовой контракт», участвуя в которой, абонент может получить значительные скидки на связь. Условием получения скидки является обязательство непрерывного дальнейшего обслуживания в МТС в течение года. Специальная программа у МТС есть и для компаний, которые вынуждены были отказаться от корпоративной связи. Программа «Свой круг» позволяет сотрудникам продолжать пользоваться корпоративным тарифом, который, как правило, значительно дешевле обычных - за счёт скидок, которые предоставляются компании. К льготному корпоративному тарифу также могут подключиться члены семьи сотрудника. Компания «МегаФон» не стала привлекать абонентов антикризисными тарифами.

- Мы предлагаем выгодные маркетинговые решения, которые позволяют абонентам самим оптимизировать расходы на связь, выбирая наиболее выгодные способы экономии, - говорит PR-менеджер волгоградского отделения «МегаФона» Елена Федотова. - Разговаривая по телефону, абонент набирает баллы, которые впоследствии может обменять на вознаграждение. Ими могут быть бесплатный пакет СМС-сообщений или бесплатное время подключения GPRS-связи. Эти решения действуют достаточно давно на тарифных планах. Кроме того, у «МегаФона» имеется предложение «Тариф + Тарифные опции», которое также позволяет подключать опции, активируя дополнительные скидки на связь, и добиваться таким образом снижения общих расходов на телефонные разговоры.

Выше и выше...

Но уже через некоторое время компании подняли цены на обслуживание, особо это не афишируя. - МТС внимательно следит за ситуацией на рынке и принимает взвешенные дифференцированные решения, которые учитывают интересы различных категорий пользователей, - рассказал директор филиала ОАО «МТС» в Волгоградской области Владимир Морозов. - Примером может служить наша маркетинговая политика в отношении роуминга. МТС снизила цены на 20-ти наиболее популярных туристических направлениях: Греция, Испания, Италия, Турция, Израиль, Египет и другие. В то же время, как сообщает официальный сайт компании, с 27 февраля 2009 г. на тарифных планах с предоплатной системой расчётов вступил в силу ряд изменений. В частности, абонентская плата за пользование периодическими услугами и на некоторых тарифах теперь определяется не в ежемесячном, а в ежесуточном размере. Три существующих ранее тарифных плана вообще закрылись в связи с низкой популярностью. А с 10 марта на некоторых тарифных планах МТС тип тарификации поменяется с «посекундно с 61-й секунды» на «поминутно». Компания «МегаФон» также не заявляла о повышении во всеуслышание. Хотя ещё в августе прошлого года официальный сайт сообщал о повышении стоимости первой минуты соединения на большинстве тарифных планах. Так, с 1 сентября 2008 года плата за соединение составила не 50, а 65 копеек. С 1 ноября 2008 года компания объявила о введении на некоторых тарифах посекундной тарификации, начиная не с первой, а с 61-й секунды разговора. После нового года, по словам Елены Федотовой, повышения цен не производилось. Но в скором будущем - а именно уже в марте - волгоградским абонентам будет представлено новое тарифное предложение. Какие условия предложит компания своим клиентам, и изменятся ли цены на обслуживание, пока неизвестно.

Сотовая социалка

Вот как прокомментировала ситуацию на рынке сотовых услуг пресс-секретарь Волгоградского филиала «Билайн» Анастасия Кузнецова:

- Удивительно, что вокруг политики ценообразования операторов сотовой связи возникла такая шумиха. К сожалению, многие уверены, что операторы делают деньги из воздуха. Почему-то никто не задумывается о затратах на содержание сети. Оборудование, аренда, коммунальные расходы и прочее - всё это стоит денег. И сейчас, когда цены вокруг растут, мы стараемся держать тарифы на прежнем уровне. Мы провели небольшую плановую корректировку некоторых тарифных планов. Но в то же время самый популярный тарифный план «Сенсация» по-прежнему остаётся выгодным, особенно в условиях кризиса. Мы прекрасно понимаем, что кризис затронул многие компании. Поэтому индивидуально ведётся работа с бизнес-сегментом: мы разрабатываем специальные предложения для бизнеса и делаем индивидуальные скидки компаниям-клиентам. Несмотря на подобные заявления, государство опасается роста ажиотажа вокруг ситуации с удорожанием тарифов на связь, в том числе и сотовых операторов, так как эта сфера является социально ориентированной. Чтобы воспрепятствовать повышению цен на мобильные разговоры, Министерство связи и массовых коммуникаций собирается поддерживать сотовых операторов, сдерживающих рост тарифов на связь, а ФАС, в свою очередь, может обратиться за разъяснениями к тем мобильным операторам и интернет-провайдерам, которые пересмотрят тарифы в сторону повышения. Об этом на прошлой неделе сообщил «РБК daily».

Анастасия КУВШИНОВА