Белое, желтое, красное

Спрос на ювелирные изделия в Волгограде, как и в целом по России, балансирует на тонкой грани между советской традицией и европейской фантазией. Волгоградские любители ювелирных изделий отслеживают модные тенденции и креативные новинки, но без привычной с давних времен «малинки» и классической «московской розы» обходиться не желают.

Лучшие друзья девушек

После просмотра глянцевых журналов возникает ощущение, что ювелирные изделия класса «люкс» (Chopard, Tiffany, CarreraYCarrera) обязательные спутники преуспевающего человека, наглядно демонстрирующие его статус и место в обществе. Если так, то волгоградским топ-менеджерам и их женам еще долго ездить за этими говорящими символами в Москву и Италию. До продажи люксовых ювелирных брэндов Волгоград дорастет еще не скоро. Московские эксклюзивные дилеры именитых международных марок несколько раз пытались открыть ювелирные бутики в регионах Поволжья, но торговлю быстро сворачивали. Бессмысленно было держать в регионе дорогостоящую коллекцию, притом что продавалось всего лишь один-два экземпляра в месяц. Пока же в волгоградских магазинах доля качественных ювелирных украшений made in Italy не превышает 10%. Еще 40% приходится на долю продукции, произведенной из давальческого сырья на фабриках Азии и Европы по заказу крупных московских компаний, таких как «Евроголд», «Астраголд». Потом они украшают это изделие своими бирками, и определить страну происхождения оказывается довольно сложно. 10% эксперты отводят на долю низкокачественных турецких или китайских изделий, которые профессиональные магазины стараются на свой прилавок не пускать. Основную долю рынка держат российские производители как заводы с многолетней советской историей, так и созданные с нуля брэнды. Сегодня в Волгограде представлены ведущие российские заводы, которые после трудных постсоветских времен обновили оборудование, осовременили ассортимент и теперь работают через региональных дилеров либо развивают свои торговые сети. Сергей Назаров, коммерческий директор ювелирной сети «Золотой союз», одной из старейших волгоградских компаний по продаже ювелирных изделий, рассказывает: «В основном мы работаем с красноярским заводом «Красцветмет», который перерабатывает половину российского драгметалла и единственный в промышленных объемах выпускает изделия из платины. Изделия с бриллиантами нам поставляют екатеринбургские компании «Ринго» и «Ювелирный дом», питерская «Кахолонг», московские «Эстет», «МЭЮЗ». Изделия массового спроса мы закупаем у костромских заводов «Диамант», «Аквамарин» и «Платина». Дарья Лукина, генеральный директор компании «Монарх-Поволжье», представленной в Волгограде салонами «Фамильные ценности», принадлежащими ФГУП «Московский завод по обработке специальных сплавов»: «В наших салонах основной ассортимент (80-90%) составляют изделия этого завода с шестидесятилетней историей. Еще 10-20% приходится на продукцию его партнеров высококачественных российских брэндов. Мы не работаем с низкосортным китайским и турецким золотом, тщательно отбираем товар по качеству и безупречному стилю». Наши эксперты высоко оценивают уровень работы российских производителей по ассортименту, качеству изделий, срокам поставки. Отмечают лишь, что российским ювелирам надо прибавить в дизайне и более серьезное внимание обратить на создание и продвижение своих брэндов. Сергей Назаров считает, что доверять стоит не только заводам с историей. Многие новые производства обгоняют старожилов рынка по качеству, и тем более дизайну. И добавляет, что всем без исключения российским производителям мешают развиваться и конкурировать с Западом высокие пошлины на ввозимое современное оборудование.

Роза с малинкой

Роскошь и богатство возвращаются в моду. Ювелирными изделиями модницы и прелестницы украшают не только себя, но и свой дом. Золото, платина, хрусталь, натуральный камень, кожа и стиль барокко так формулируют дизайнеры основные тенденции оформления современных жилых помещений для состоятельных европейцев. Европейские ювелирные дома трудятся над созданием детских коллекций, экспериментируют с платиной, с привычным серебром, которое украшают россыпью бриллиантов. На пике моды розовое и красное «русское» золото. То самое, 585-й пробы, с добавлением меди, к которому россияне привыкали в течение последних 60 лет. И от которого сейчас отказываются в пользу желтого, лимонного золота (с большей долей серебра). Вкусы волгоградцев в отношении золотых изделий профессионалы характеризуют образно «и не Ростов с его любовью к кричащему многоцветью, и не Москва со сдержанной изысканной простотой». Поэтому в любом уважающем себя ювелирном магазине, помимо изделий современного фантазийно-геометрического дизайна, обязательно присутствуют привычная с советских времен «малинка» (простые колечко, сережки и кулончик в виде лугового цветка) и московская «классическая роза» (одиночный бриллиант, оправленный в корону из желтого или белого золота). Сергей Назаров показывает, из чего формируется ассортимент, на примере одного из своих магазинов: «Обязательные цепи и браслеты традиционного и необычного плетения, изделия с бриллиантами, чаще белыми, чем цветными, изделия с цветными драгоценными и полудрагоценными камнями, много белого золота, сейчас оно на пике популярности в России». И показывает дорогие серьги белого золота с одиночными бриллиантами массой в карат. «В низшем и среднем ценовых сегментах, объясняет Сергей Назаров, где изделия стоят до $300, 80% приходится на классический дизайн. В более дорогом сегменте классика составляет лишь пятую часть. Люди с доходами выше среднего, бывая за границей, ориентируются на тенденции международного рынка. За 10 лет нашей работы мы отчетливо видим, как растут покупатели они знают, чего хотят, видят качество и оценивают уровень сервиса». Среди покупателей волгоградских магазинов 80% женщин, 20% мужчин. «Но эти мужчины дорогого стоят, говорит Дарья Лукина. У многих из них мы жен и подруг в глаза не видели. Эти ставшие уже профессиональными покупатели с удовольствием делают выбор за них. И видимо, попадают точно в цель. Еще одна группа покупателей, которая выделяется на фоне других, это состоявшиеся состоятельные женщины. Хорошо одетые, на дорогих иномарках, сами зарабатывающие себе на жизнь. Следят за модой, всегда готовы к смелым решениям. С выставок мы обязательно привозим изделия именно в расчете на их выбор. Понимаем, что рискуем если это не возьмут они, то это не возьмет никто».

Рынок с цивилизованным характером

В 2006 году отечественным ювелирам удалось то, что пока не удается российским промышленникам на 20% перегнать уровень производства 1991 года. Маркетинговые агентства оценивают объем рынка ювелирных изделий в России в 2005 году (данных 2006 года пока нет) на уровне $1,2 млрд и говорят о ежегодном 10%-ном стабильном росте. Региональный рынок, по оценкам наших экспертов, показывает схожую с общероссийской динамику, растет стабильно, живет без взрывов и потрясений. В пользу этих цифр говорят и наблюдения Ольги Полевой, замдиректора волгоградского филиала компании «Рута-Волга», которая занимается поставками ювелирного оборудования на рынки Поволжья. Ольга Полевая предлагает судить о динамике по объемам отпускаемых в торговлю упаковочных материалов: «Мы продаем футляры и футлярчики тысячами и тысячами, ежегодно прирастая на 15-20%». Сергей Назаров отмечает, что у регионального рынка вполне цивилизованный характер: «Волгоградский рынок продажи ювелирных изделий не так слаб и провинциален, как думают многие. Он прозрачней и качественнее, чем в той же Москве. Серого и черного дешевого импорта у нас меньше, а сертифицированной качественной продукции в долевом отношении больше. Бывает, приходят знакомые, показывают колечко, цепочку, что в Москве или в Турции купили. Мне сразу понятно, это не то качество, которое заявлено. Или не тот брэнд, что на этикетке». Дарья Лукина с ним согласна: «Надо четко разделять в Москве есть суперэлитные бутики, где даже люстры с подвесками из аметиста. А есть обычные сетевые и несетевые игроки, и те же полуподвальные лавчонки». Эксперты характеризуют местный рынок как закрытый от внешнего мира и очень прозрачный изнутри для самих игроков. Те, кто давно работают с ювелирными изделиями, хорошо друг друга знают, следят за успехами-неудачами коллег-конкурентов. И говорят, что вход на этот конкурентный рынок для новых игроков очень сложен. Для раскрутки бизнеса с нуля есть более привлекательные сегменты потребительского рынка. К тому же, на ювелирном рынке, помимо денег, очень много значат имя и опыт. Только тогда появляется шанс на долгосрочные отношения с производителями, на частичную работу по предоплате. Да и технологии торговли ювелирными изделиями в силу их высокой стоимости сложнее большую долю текущих затрат съедает доставка товара, его охрана и обеспечение сохранности. Основные игроки регионального рынка, как правило, начинали 7-10 лет назад, росли вместе с рынком. Сначала работали как безымянные отделы в торговых центрах, года три назад начали строить сетевые брэнды. И теперь они на слуху «Золотой союз», «Роскошь», «Орфей» и наработали такой опыт, что затормозили давно ожидаемый приход крупных сетевых игроков. «Москва заходит в Волгоград с большой опаской, и не так давно», говорит Ольга Полевая. «Лишь недавно открыли свои монобрэндовые точки заводы «МЮЗ» и «Адамас», отмечает Сергей Назаров. Эксперты видят, что Москва заходит в регион очень осторожно, не удивляя избалованных волгоградских потребителей ни роскошью коллекций, ни масштабом инвестиций. Московские ювелирные сети предпочитают работать в недорогом и среднем сегментах, оставляя работу с состоятельными элитными потребителями на долю местных компаний с наработанной клиентской базой. Местные сетевики-ювелиры смотрят с опаской только на одну сеть питерскую компанию «585», которая пару месяцев работает в Волгограде. О ее активной региональной экспансии говорит тот факт, что северо-западный филиал компании «Рута-Волга» до сентября 2007 года загружен работой по изготовлению лотков для витрин «585». Местные игроки отмечают агрессивную рекламу новой сети, изначально завышенные цены и считающиеся неприличными среди профессиональных игроков рынка драгоценностей 50%-ные скидки. «Доллар не продается за полцены, или это уже не доллар. Так же и с изделиями из драгоценных металлов», говорят они.

Татьяна ТАРАКАНОВА