«Есть план Обамы - и есть план Путина...»

По мере увеличения количества предприятий и отраслей, получающих господдержку, будет возрастать и роль Счётной палаты РФ - как главного контролёра целевого расходования полученных средств. Проверять будут все предприятия, вне зависимости от формы собственности. Через такой же аудит пройдут и регионы - от качества и эффективности их антикризисных программ напрямую зависит объём будущих дотаций и трансфертов из федерального бюджета. Об этом заявил председатель Счётной палаты РФ Сергей СТЕПАШИН на встрече с представителями Совета директоров Волгограда.

Кризис ощутимо ударил по экономике области - по итогам 2008 года общий объём произведённой продукции снизился на 39% (в среднем по России - на 16%). На 16 крупных предприятиях введён режим неполного рабочего дня, ещё на пяти производство полностью остановлено. Без масштабной господдержки, без плана действий, скоординированного на всех уровнях власти, многие отрасли просто перестанут существовать. По мнению Сергея Степашина, такой план в России есть, и он эффективнее аналогичных программ многих других государств. В качестве показателя высокой эффективности он привёл деятельность по поддержке российской банковской системы, которой многие эксперты, в том числе и Всемирного банка, предрекали неминуемый крах. Но этого не произошло - более того, коммерческие банки вновь начинают кредитовать реальный сектор, правда, пока по высоким ставкам и в незначительных объёмах. С этим Счётная палата также будет бороться: по одному из предложений, направленных на рассмотрение правительства и президента, предлагается ограничить банковскую маржу по операциям с госсредствами на уровне 1%, держать эти деньги на специальных контролируемых счетах и принять все возможные меры для снижения ставки рефинансирования Центробанка. Особенно страдает от дорогих кредитов средний бизнес - по словам одного из участников совещания, генерального директора Волгоградского завода тракторных деталей и нормалей Мияссара Усманова, ставка для его предприятия составляет 19-25%. При этом некоторые банки - в том числе и те, кто уже получил средства из бюджета, - ведут себя с заёмщиками, «как колонизаторы»: забирают всю оборотную наличность, повышают проценты, ставят на счётчик при малейшей просрочке - 0,1% от суммы кредита за каждый день, и даже слушать не хотят о реструктуризации долга. Эмоциональная речь директора была тщательно записана Сергеем Степашиным, так что, возможно, эта ситуация как пример необходимости дальнейшей работы с банковским сектором будет приведена во время очередной встречи председателя Счётной палаты с президентом.

Антикризисный план включает в себя как системные меры - в частности, реструктуризация налоговой задолженности, обеспечение госзаказами (Сергей Степашин особо отметил, что для оборонных предприятий объём госзаказа снижать не будут - и многим участникам совещания эти слова явно пришлись по душе), поддержка экспорта, таможенно-тарифное регулирование, так и индивидуальные - по поддержке отдельных предприятий. В связи с этим Счётная палата намерена тщательно проверить условия попадания некоторых предприятий в список получателей господдержки - по мнению аудиторов Палаты, не всегда эта процедура была прозрачной, и многие предприятия, действительно нуждающиеся в помощи, в список не попали. С. Степашин предложил администрации Волгоградской области направить свои предложения на этот счёт. Получение средств из бюджета будет сопровождаться строгим контролем со стороны государства и обязательным выполнением целого ряда условий по их расходованию - этот тезис глава Счётной палаты неоднократно подчёркивал во время своего выступления. Для некоторых компаний эти предложения уже стали непреодолимым барьером на пути к госденьгам: по инициативе Счётной палаты, средства из золотовалютных резервов Центробанка нельзя использовать для рефинансирования корпоративных долгов перед западными финансовыми институтами. В борьбе с разрастающимся кризисом правительство намерено более внимательно относиться к инициативам бизнес-сообщества, особенно в части налоговой политики.

- Действия правительства, направленные на снижение ставки налога на прибыль, изменение способа расчёта и взимания НДС и экспортных пошлин на нефть пока не оказали стимулирующего воздействия, - отметил Сергей Степашин. - Более того, как показывает ситуация в Волгоградской области, это лишь привело к выпадению доходов региональных бюджетов. Считаю, что нужно вернуться к предложениям бизнес-сообщества о радикальном снижении НДС, использованию налоговых кредитов и налоговых каникул. Это будут дополнительные источники самофинансирования предприятий. Ещё одна налоговая инициатива была высказана на совещании генеральным директором ОАО «Волгоградский кислородный завод» Владимиром Пантяшиным - изменить одинаковые ставки налогов для производителей и продавцов в пользу реального сектора. А мэр Волгограда Роман Гребенников предложил вернуться к практике создания региональных свободных экономических зон, когда предприятия внутри этой зоны освобождались от местных и региональных налогов при условии инвестирования в производство. Но поможет ли это при условии падения спроса на продукцию волгоградских предприятий? К примеру, не так давно сразу несколько крупнейших российских компаний - «Газпром», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - отказались от продукции Волгоградского завода буровой техники в пользу китайских и южнокорейских аналогов. Одна из причин - из-за высоких налогов российские буровые установки получаются дороже импортных. Сергей Степашин пообещал разобраться и с этим вопросом. По мнению губернатора области Николая Максюты, многие вопросы вполне можно решать и на региональном уровне, но, по его словам, о проблемах на том или ином предприятии он чаще узнаёт от друзей, депутатов Госдумы или вот на таких встречах, а не на заседаниях антикризисной комиссии, которую возглавляет. Если бы директора более активно в них участвовали, подчеркнул губернатор, возможно, и проблемы удавалось бы решать быстрее. Например, масштаб сокращений был бы не таким большим - пока маркетинговые службы ищут заказы, сотрудники предприятий могли бы благоустраивать территорию, проводить ремонт и модернизацию, получая за это деньги через федеральную службу занятости. Сергей Степашин подвёл итог совещания: главное, что мешает эффективно бороться с кризисом, - нехватка подробной и структурированной информации о том влиянии, которое антикризисные меры оказывают на отдельные предприятия и регионы. И раз уж никому больше в голову не пришло, Счётной палате придётся заняться сбором и такой информации.

Антон БОРЦОВ