Бизнес по Дарвину

Никакого волшебства или магических ритуалов, только способность к быстрой адаптации, чёткое понимание существующих реалий и кропотливая ежедневная работа - вот и все секреты нескольких волгоградских компаний, руководители которых собрались за антикризисным круглым столом в редакции «ДП». Правда, были и те, кто пошёл дальше: сбрил усы и спит теперь на листе фанеры - «чтобы мозги лучше работали». Но большинство антикризисных рецептов менее экстравагантно.

Бить врага системой

Раз кризис системный, то и все меры, направленные на борьбу с ним, должны быть системными, в рамках чёткой стратегии развития предприятия. Именно стратегии, и именно развития - кризис как раз даёт возможность для разработки оптимального, реально выполнимого плана действий, учитывающего как собственные возможности, так и перспективы рынка. Лихорадочные метания лишь ослабляют жертву и делают её более лёгкой добычей - а вот планомерное движение вперёд помогает найти новых клиентов взамен тех, кто ушёл, испугавшись кризиса. Так работают на волгоградском заводе ЖБИ-1 - здесь быстро переориентировались с розничных продаж на работу с государственными программами Минрегионразвития и Минобороны.

- Конечно, с розницей работать выгоднее, - рассуждает генеральный директор ОАО «ВЗ «ЖБИ-1» Юрий Груздо. - Это фактически беспроцентные кредиты от покупателей, которые мы получали чуть ли не на стадии фундамента. Но мы нашли другие возможности для заработка - продаём квартиры государству по программам расселения граждан из ветхого жилья и обеспечения жильём офицеров и контрактников. Цены, конечно, невысокие, но зато в самый трудный период у нас есть оборотные средства. Кроме того, с кризисом мы стали бороться, по сути, ещё до его начала, внедрив в 2007 году систему электронного бюджетирования, которая позволяет автоматически рассчитывать себестоимость каждого нашего объекта. То есть мы сразу видим, на что и сколько тратим, обоснованы ли эти расходы. А с прошлого года внедряем систему менеджмента качества и процессов управления - именно внедряем, а не покупаем сертификат ИСО. Это позволяет нам приобретать необходимое сырьё и работать буквально с колёс, не затоваривая склады. В результате увеличились скорость и качество работы, уменьшились расходы на устранение дефектов.

Ещё до кризиса на «ЖБИ-1» сделали ставку на жильё эконом-класса и сохранили собственную производственную базу, логично рассудив, что от добра добра не ищут. Пока другие застройщики строили объекты бизнес- и премиум-классов, многие из которых так до сих пор и не распроданы, здесь спокойно работали в своём сегменте. Как логичный результат - победы в федеральных тендерах и гарантированные государственные деньги. - Мы тоже планируем прийти в эконом-класс и строить социальное жильё, правда, года через три, - рассказал генеральный директор ООО «АВТО-С» Александр Руднев. - Могли бы и раньше, если бы банки нас не подвели. Мы всегда предпочитали пользоваться кредитными ресурсами, и раньше нам это помогало чётко выдерживать производственные планы. Но когда осенью банки перестали кредитовать строительную отрасль, нам помог накопленный запас прочности, оптимизация расходов и собственная 7-летняя программа развития. Мы разработали её с учётом нынешних реалий, включили планы по строительству нескольких заводов по стройматериалам, цементу, по железобетонным изделиям - они и помогут нам прийти в эконом-класс. Адекватность программы оценили наши партнёры, и, думаю, в марте мы получим кредиты от ВТБ и Сбербанка - работа по открытию у них кредитных линий близка к завершению. Так что кризис повредил лишь тем застройщикам, кто не слишком серьёзно относился к планам развития и модернизации, кто жил только сегодняшним днём. Очевидно, на госзаказы рассчитывает и гендиректор ЗАО «Институт «Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков. Во всяком случае, он очень настаивал на том, чтобы городская и областная власти объединили усилия в строительстве столь необходимой Волгограду новой транспортной магистрали.

Дайте людям удочку

Ни один крупный проект сегодня не может быть реализован без участия банков, которые получили на эти цели деньги от государства. В отношении господдержки банковского сектора мнения участников круглого стола разделились. Александр Руднев уверен, что без вливаний из бюджета банки бы просто рухнули, и тогда экономику бы вообще ничто не спасло. А вот Андрей Куприков считает, что финансовые структуры воспользовались деньгами в своих целях.

- Получившие господдержку банки за наш с вами счёт играют на курсах валют, - говорит он. - А реальному сектору предлагают кредиты по нереальным ставкам. Ведь для производителей проценты выше 17-20 это предел, петля. На мой взгляд, банковский сектор и крупный бизнес смогут сами о себе позаботиться, а вот средний и малый бизнес по-прежнему страдает от недофинансирования. Надо ужесточить контроль за переданными банкам средствами и снизить процентную ставку - чтобы реальный сектор кредитовался по ставке не выше 9%. Да, это ниже инфляции, вот пусть правительство с ней и борется. - Я был бы очень благодарен правительству, если бы оно дало возможность зарабатывать деньги тем, кто будет тратить их сегодня - на продукты, одежду, развлечения, - говорит генеральный директор ООО «Торговая компания «АС» Андрей Сукачёв. - А спасать тех, кто числится в списке «Форбс», - это кощунство. Давайте снизим НДС, другие налоги, в том числе и местные - объективно и справедливо, чтобы не ставить компании из разных отраслей в разные условия.

Открыть своё дело станет проще, если бизнес-сообщество вместе с областными властями найдёт способ передачи высвободившихся в результате кризиса производственных и офисных помещений вновь создаваемым малым и средним предприятиям. Правовой механизм для решения этого вопроса нужен как можно быстрее, ведь, по словам начальника областного управления развития предпринимательства Владимира Демидова, в регионе сейчас пустует свыше 800 тыс. кв. м офисных и производственных площадей.

Идеи и люди

Торговые компании не надеются на помощь от государства, хотя и готовы поучаствовать в тендерах на госзаказы, поэтому выживают за счёт внутренней оптимизации. Результаты радуют, но перспективы - тревожат. - Мы изначально ориентировались на продукцию эконом-класса, - рассказал генеральный директор ООО «Молочные продукты Волгограда» Николай Лукьяненко. - Поэтому кризис нам, можно сказать, даже помог - спрос на поставляемые нами продукты только в январе вырос на 30%. К тому же очень вовремя были приняты новые госстандарты на молочную продукцию - с рынка ушли недобросовестные продавцы. Свою роль в росте оборотов сыграло и падение цен на сырое молоко - правда, если бы существовал закон о максимальной торговой наценке во всей производственно-торговой цепочке, фермеры-производители могли бы оказаться в более выигрышной ситуации, чем сейчас. - Когда пошли первые массовые неплатежи, задержки оплаты, было страшно, - вспоминает Андрей Сукачёв. - Если бы все наши клиенты вдруг перестали платить, можно было бы закрываться. Но мы быстро перегруппировались - часть сотрудников компании стали заниматься решением вопросов безопасности и финансовой дисциплины, поиском компромиссных решений. Проблему решили - и увидели, что кризис приносит новые возможности. Мы знаем, какие проблемы испытывают наши конкуренты, поэтому перенимаем опыт успешных, не совершаем ошибок проигравших - уменьшаем издержки, занимаемся обучением и приёмом нового персонала. В этом вопросе кризис однозначно помог - все помнят, как трудно было найти хороших сотрудников. Но нас ожидают очень трудные времена - рынок схлопнулся, падение продаж по январю составило порядка 20%, в феврале, думаю, все 25 будет. Это по продуктам питания. Ещё мы занимаемся грузоперевозками там вообще падение в 40%, а продажи грузовых тягачей и прицепов просто ушли в ноль, с декабря ни одной единицы не продали. Мы перепроектировали нашу работу: отказались от некоторых позиций по части сервиса, пересматриваем свою продуктовую матрицу в пользу более дешёвых сегментов, боремся за каждый рубль.

С тем, что кризис изменил к лучшему ситуацию на рынке труда, согласен и председатель Совета регионального отделения «Деловой России» Роман Созаруков. - Уровень зарплат стал отражать реальную производительность труда, - считает он. - Раньше для многопрофильной компании была проблема найти нужных сотрудников, а сейчас можно выбирать. Люди готовы работать за адекватную зарплату и с пониманием относятся к повысившимся требованиям работодателя. Новые требования кризис предъявил и к качеству маркетинговых решений. Как считает директор агентства «PRосто» Татьяна Дивногорская, клиенты придут к тем, кто активно участвует в тематических выставках, сам организует презентации и семинары, предлагает яркие и креативные - и при этом недорогие - решения. И если, как процитировала Юрия Лужкова главный редактор «ДП» Анна Степнова, «произведение идеи на бетон есть величина постоянная», то живыми из кризиса выйдут только те, чьи идеи будут эффективнее любого бетона. А идеи, как известно, приходят разными путями. Андрей Сукачёв, к примеру, для повышения собственной креативности сбрил усы, спит на листе фанеры и каждый день проходит пешком несколько километров. Может быть, всем остальным чиновникам и бизнесменам последовать его примеру?

Антон БОРЦОВ