Девять дней одной недели

Празднование Масленицы начинается в воскресенье за неделю до Великого поста, в этом году - с 22 февраля.

Это последний день, когда ещё можно есть мясо (день «мясного заговенья»). В этот день тесть приглашал зятя «доедать барана», устраивались семейные праздники. Потом всю неделю гуляли, готовясь к Великому посту, хотя переход всё же должен быть плавным: жирное ещё можно, а мясо уже нет. Поэтому неделю и называют Мясопустом и Сырной неделей. В последний день этой недели блины бросали в костёр, чтобы потом во время поста на детские вопросы, куда делась вкусная еда, отвечать: в костре сгорела. После Масленицы наступал чистый понедельник (2 марта), первый день Великого поста, день физического и духовного очищения. В этот день обязательно мылись в бане. Женщины отмывали посуду от жира, а мужчины «полоскали зубы», чтобы удалить изо рта остатки скоромного, - то есть пили водку. Иногда устраивали кулачные бои для «вытряхивания блинов». Сама Масленица - это целый комплекс ритуалов и примет. Человек, скучно проведший Масленицу, будет неудачлив весь год. Целую неделю не думали о делах и заботах, а обжорство рассматривалось как залог будущего благополучия и процветания. Блины не ели ножом или вилкой, чтобы не повредить сельскому хозяйству. Женщины следили, чтобы мужчины (особенно посторонние) не входили в кухню, когда там пекут блины. Если же кто-нибудь заглянет и скажет: «Какое хорошее тесто!», то блины точно не удадутся. Даже опару на блины ставили не абы как: одни уходили для стряпни на реку или озеро, другие - во двор, залитый лунным светом (при этом женщина просила ясный месяц «подуть на опару»). Готовили блинчики с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную!». На Масленицу девушки приглашали жениха, выставляли блины, и по тому, с чем парень их ел, определяли характер. Блины с икрой выберет умный. Со сметаной - чувственный. Со сливочным маслом - домосед. С творогом - вечный ребёнок (он боится ответственности). С вареньем - не готов взвалить на свои плечи домашние заботы.