Потребительский ум

Почему растут розничные цены, когда падает спрос и снижается стоимость исходного сырья? Известно, например, что когда упало в цене зерно, то подорожал хлеб. Российские граждане не менее твёрдо уверены, что каковы бы ни были причины очередного кризиса, прежде всего это отразится на росте цен, а, значит, деньги лучше тратить. Причин, по которым их ожидания всегда оправдываются, как минимум семь. Начнём с экономических.

Причина первая и главная - девальвация рубля, и, соответственно, повышение рублёвой стоимости импортного сырья и товаров. Процесс вставания с колен даже в самые благоприятные в смысле цен на нефть годы слабо связывался с избавлением от импортозависимости. Местным производителям, правда, от этого не легче - у них нет резерва для снижения цен, которое помогло бы улучшить позиции на рынке.

- Сложилась уникальная ситуация, - рассказал коммерческий директор ЗАО «Агроинвест» (ТМ «Царь-продукт») Павел Бажин. - Впервые за много лет отечественное мясо дешевле импортного, мясокомбинаты могут перейти на собственное сырьё - были бы средства, свои или заёмные. У нас два животноводческих комплекса, рассчитанные на 15 тыс. голов, но нам этого не хватает. До кризиса мы планировали значительно увеличить поголовье. Есть такие планы и сейчас, но инвестировать стало сложнее. К тому же цены на некоторые компоненты - на специи, оболочку - жёстко привязаны к евро. Снизить цену мы не можем, так как работаем на пределе рентабельности.

- Мы изыскиваем любую возможность, чтобы не повышать себестоимость, - говорит генеральный директор ОАО «Волгомясомолторг» Пётр Савенков. - К примеру, у нас весь транспорт на газе - чтобы не зависеть от цен на бензин. Но экономия исчезает, когда энергетики повышают тарифы. Так мы перешли ко второй причине - высокой степени монополизации. Это касается не только традиционных монополистов - компаний из сферы ЖКХ, «Газпрома», РЖД, - но и ряда других отраслей, ситуацию в которых можно назвать пограничной.

- Российские розничные рынки, например, по торговле ГСМ или продуктами питания, нельзя считать монопольными, - подчёркивает генеральный директор ЗАО «Финансовый брокер «Август» Карэн Туманянц. - Но это олигополия - когда несколько крупных игроков способны договориться между собой об уровне цен и диктовать условия поставщикам. Причём доказать факт сговора практически невозможно. Причина третья - протекционизм. Как только настают непростые времена, хоть и неофициально, но границы закрываются.

- В 2008 году у нас на четверть сократились поставки в другие регионы, - отмечает Пётр Савенков. - Торговые сети получили указания от руководства этих регионов - брать только своё, местное. У нас подобная работа ведётся слабо. Понятно, что в отсутствии пришлых конкурентов местный производитель старается заработать по максимуму.

Четвёртая причина - эластичность спроса. Смысл этого термина в том, что далеко не всегда снижение стоимости ведёт к росту оборота.

- По многим товарам можно очень точно рассчитать объём продаж, - говорит Карэн Туманянц. - И когда спрос падает, допустим, на 10%, продавец не уверен, что, снизив цену на 10%, он получит аналогичный рост выручки по этим товарам.

Переходим к психологии. Пятую причину условно можно назвать потребительской привычкой. Исследования Росстата показали, что спрос на товары и услуги не снизился в той же степени, как упали доходы, более того, мы по-прежнему тратим больше, чем зарабатываем. Достаём всё из заначек? Возможно. Но что будет, когда заначки закончатся?

- Случится какое-нибудь чудо, что-нибудь придумаем, государство нам поможет - это наша традиционная ментальность, - отвечает психолог Людмила Словеснова. - Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Поэтому и ведём себя так, как вели. Инфляционные ожидания - причина N 6. Психологи утверждают: пессимисту в каком-то плане легче - всё страшное, что может случиться завтра, он придумал себе уже сегодня, успел как-то подготовиться. Но при этом тяжело усваивать новые знания, меняться внутренне.

- Цены росли всегда это знает и директор, и простой человек, - говорит Карэн Туманянц. - Когда производитель сталкивается с падением спроса, ему проще объяснить это сезонными колебаниями, чьими-то происками - но не снижать цены. И, наконец, седьмая причина - склонность к обобщению. Дорожают лишь некоторые товары - но именно те, которые чаще всего покупаем, - а думаешь, что подорожало всё. Людмила Словеснова иллюстрирует эту особенность человеческой психики законом бутерброда - далеко не всегда он падает маслом вниз, просто запоминается такое падение лучше.

- Одна неприятность проецируется на всё, перекрывает положительные моменты, это травматично и болезненно, - объясняет она. - Не надо обобщать, не надо зацикливаться на проблеме - всегда нужно помнить, что будет новый день. Ведь у нас огромная способность к выживанию, да и кризисов мы уже немало пережили.

Антон БОРЦОВ