На радостях не экономим

В январе 2009 года ЗАО КБ «Ситибанк» провёл дополнительное исследование фактических трат российских потребителей в новогодние праздники с целью их сопоставления с прогнозом, опубликованным в декабре 2008 года. Несмотря на достаточно скептические прогнозы большинства исследователей, в том числе и Ситибанка, рост потребительских расходов в декабре-январе существенно превысил ожидания. Этот результат в основном обеспечил рост в таких категориях расходов, как продукты питания и напитки, парфюмерия и косметика. При этом снижение было отмечено в покупках компьютерного оборудования и обеспечения, средств связи, товаров для дома и бытовой электронной техники.

Выборка исследования включала мужчин и женщин в возрасте от 22 до 55 лет с ежемесячным доходом не менее 9 тыс. руб. При этом выборка была случайной и проводилась на помесячной основе с условием, что человек активно пользовался картой весь месяц. Для максимально точного учёта изменения потребительской активности в тех или иных категориях товаров и услуг по сравнению со среднемесячным значением соответствующего года, в качестве года условно использовался период в 12 месяцев - с февраля по февраль.

Комментируя результаты исследования, руководитель управления кредитных карт Ситибанка Михаил Бернер сказал: «Эти данные стали для нас в определённой степени неожиданными - неожиданно приятными. Несмотря на сложные экономические условия, высокие показатели роста в розничных продажах сохранились. Изменения, которые мы наблюдаем, коснулись прежде всего структуры трат россиян, но не объёмов. Потребители в России оказались куда большими оптимистами, чем многие из нас думали раньше, и это, несомненно, очень хороший знак для рынка в целом». В декабре 2008 года рост расходов россиян составил 16% по сравнению со среднемесячным значением. Если сравнивать с декабрём прошлого года, то рост достиг 7%, что превосходит ожидания (3%).

Основные категории расходов в период новогодних праздников остались почти неизменными, за исключением компьютерного оборудования, которое выбыло из списка популярных подарков. По сравнению со среднемесячным значением, расходы на данную категорию снизились на 7% в декабре и на 43% в январе; падение по сравнению с соответствующими периодами прошлого года было ещё более существенным - 67% и 73% в декабре и январе соответственно. Самым популярным подарком в этом году, как обычно, стала парфюмерная продукция и косметика, расходы на которую в декабре выросли на 77% по сравнению со среднемесячным значением и на 3% по сравнению с декабрём 2007 года. Несмотря на рост на 52% к среднемесячному значению, расходы на игрушки и товары для детей в декабре 2008 года сократились на 14% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. При этом средняя сумма покупки осталась неизменной, а сокращение произошло за счёт снижения количества операций на 19%. Тем не менее, игрушки для детей остаются одной из самых популярных категорий расходов в предновогодние дни. Покупки ювелирных изделий, показавшие неожиданный рост на 70% в августе-сентябре по сравнению с прошлым годом, в декабре выросли лишь на 35% к среднемесячному значению, что гораздо меньше, чем за всё время наблюдений. Тем не менее, по сравнению с декабрём 2007 года всё-таки отмечался рост на 7%.

Электроника заняла третье место в списке наиболее популярных подарков на Новый год, показав рост на 48% в декабре по сравнению со среднемесячным значением за год. Однако, как и прогнозировалось, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года наблюдалось снижение трат в данной категории на 12%, что связано с 11%-ным снижением суммы одной покупки. Декабрьские продажи средств связи оказались лучше, чем ожидалось, показав рост на 31% по сравнению со среднемесячным значением и падение на 14% по сравнению с декабрём 2007 года. Но тенденция снижения расходов на данную категорию товаров продолжает сохраняться. Несмотря на прогноз, что затраты на покупки в универмагах сократятся в этом сезоне, этого не произошло: как обычно, наблюдался 20%-ный рост в декабре по сравнению со среднемесячным значением, в основном за счёт трат женской половины населения. Но по сравнению с прошлым годом расходы в универмагах сократились на 4%.

Интересно, что в этом году расходы на одежду были выше в декабре, чем в январе, хотя именно в январе наступает сезон распродаж. Более того, затраты на покупку одежды в январе снизились на 15% по сравнению с прошлым годом. Неожиданностью явилось то, что женщины перед Новым годом потратили больше на товары для дома (рост составил 65% по сравнению со среднемесячным значением и 120% по сравнению с декабрём 2007 года), чем мужчины, которые сократили свои расходы в данной категории. Прогноз относительно спортивных товаров оправдался - расходы на данную категорию выросли на 25% в декабре и на 85% в январе по сравнению со среднемесячным значением. По сравнению с декабрём 2007 наблюдалось снижение трат на 19%. На протяжении трёх лет пик продаж туристических путёвок приходился на ноябрь, так как потребители стремились заранее организовать свой новогодний отдых. Однако в этом году увеличения в ноябре не было - расходы на услуги турагентств упали на 34% по сравнению с прошлым годом. Это также подтверждается снижением затрат на отели на 22% в январе.

Важно отметить, что снижения расходов на еду и напитки к праздничному столу не наблюдалось. В декабре эта категория затрат выросла на 44% по сравнению со среднемесячным значением и на 32% по сравнению с прошлым годом. Выросли также расходы на парикмахерские, SPA-салоны и салоны красоты - на 26% к прошлому году и на 35% к среднемесячному значению.