Спиртометр для бизнеса

Тема поддержки предпринимательства сегодня очень популярна и часто обсуждается на всех уровнях власти. Областные и городские чиновники сообщают о св оих попытках поднять престиж местных товаров в глазах местных же потребителей и увеличить долю их присутствия на полках магазинов. При этом последняя ид ея города - строительство мультикомплексов волгоградских товаров - выглядит ярче. Что за этим стоит?

Доросли до половины

Поддержка местных товаропроизводителей со стороны областной администрации воплотилась в традиционных Днях качества, инициированных управлени ем развития предпринимательства и комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию. Это встречи местных производителей и представителей розничн ых торговых сетей, где они налаживают партнерские связи, обмениваются мнениями по вопросам ценовой политики, качества товаров и продвижения местн ой продукции на наш рынок. В конце января состоялась девятая такая встреча. Результат этих диалогов - на конец прошлого года доля присутствия продук тов питания местного производства в ассортиментной матрице торговых сетей составила 52,5% по сравнению с 35% в 2008 году. А по некоторым категория м товаров и того выше: 70% - хлебобулочные изделия и фруктовые соки, 65% - мясо от местных производителей, более 50% - колбасные изделия и моло ко. Правда, такого успеха у потребителей добились далеко не все местные товары: найти на полках магазинов волгоградский майонез, пиво, растительное м асло, крупы сложно.

- Безусловно, местные товары должны занять достойное место на прилавках волгоградских магазинов, - считает заместитель начальника управления разв ития предпринимательства администрации Волгоградской области Алексей Салахутдинов. - Повышение доли отечественных продуктов на региональном ры нке позволит снизить ценовое давление импорта. Но это должна быть совместная работа двух сторон при своеобразном посредничестве и поддержке обладм инистрации, которую она готова оказать. Таким образом, власть взяла на себя организаторскую функцию: она учит торговые сети лояльнее относиться к местным предприятиям, а предпринимателе й - более грамотно удовлетворять потребности сетей. Такая политика даёт медленные, но надёжные результаты.

Мульти-пульти

Своя программа есть и у городской администрации: тоже организовываются Дни качества, проходят встречи с местными предприятиями пищевой и перерабат ывающей отрасли, сельхозтоваропроизводителям предоставляются торговые места по льготным ценам на универсальных и сельскохозяйственных рынках, ор ганизуются сельскохозяйственные ярмарки выходного дня. Результат - торговые сети предлагают местным производителям лояльные условия договоров, ч то обеспечивает немалое присутствие и расширение ассортимента волгоградских продуктов в сетевых магазинах. А недавно городская администрация поразила местное бизнес-сообщество очередной идеей - создания мультикомплексов, в которых размесится торговля вол гоградскими продуктами питания, приёмные пункты предприятий бытового обслуживания, кафе и рестораны. Правда, в этой затее пока больше вопросов, неж ели ответов.

- Строить здания под мультикомплексы местных товаров мы предлагаем самим предпринимателям при их долевом участии, - сказал председатель городс кого комитета по предпринимательству Александр Фролов. - Администрация будет помогать на всех этапах: от выделения участков до самого строительства. Д ля начала можно разместить по одному комплексу в каждом районе города, а потом развивать сеть до состояния магазинов пошаговой доступности, чтобы в ид еале они составили конкуренцию торговым сетям. Мультикомплексы предполагается строить в 2 этажа. Это будут быстровозводимые дешёвые конструкции типа теплиц из металлического каркаса и стеклянной о блицовки. Пока идея находится в зачаточном состоянии, но, по словам А. Фролова, на первых порах её уже поддержали многие местные предприниматели: НП «Ко нфил», «Волгомясомолторг», «Горная поляна», мебельная компания «Братья Карповы», «Городищенские колбасы», сельскохозяйственное предприятие «За ря», Волгоградская ассоциация швейников, химчистки «Золушка» и «Бьянка».

- Мы не даём предпринимателям готовую удочку, а помогаем ее сделать, - высказался на эту тему руководитель городского департамента потребительског о рынка Дмитрий Семененко. - В результате получим истинный «спиртометр» их умения работать и самостоятельно продавать свою продукцию. Осилят ли предприниматели эту затею? Поедут ли потребители за волгоградскими конфетами и молоком в единственный на район мультикомплекс вместо то го, чтобы сходить в привычный сетевой магазин в двух шагах от дома, да ещё с куда большим ассортиментом? Если бизнес искренне поверит в патриотизм по купателя, а те докажут свою любовь к первым, то эту яркую идею получится реализовать.

Тени прошлого века

В конце 90-х годов прошлого века в нашем городе уже предпринималась попытка объединить местных производителей под одной крышей в виде создания торг ового дома по реализации товаров волгоградской лёгкой промышленности. «ДП» попросило рассказать о становлении и забвении торгового дома Михаила Хар итонова, который в то время был заместителем губернатора и курировал и торговлю, и легпром. По его словам, примерно 1998 году для поддержки легпрома была создана ассоциация предприятий лёгкой промышленности, которая арендовала помещение м агазина на ул. Рабоче-Крестьянской, напротив молочного завода N1. Там разместились отделы с товарами фабрик «Царица», «Виктория», Урюпинской трикотаж ной, обувной фабрик, Камышинского хлопчатобумажного комбината и фабрики головных уборов «Миф», кожгалантерейных изделий, чулочно-трикотажной фаб рики. Как говорит М. Харитонов, представленная в торговом доме продукция пользовалась большим спросом у горожан и выдерживала конкуренцию с турецки ми и польскими товарами. Хотя многие воспринимали эту затею как социальный проект, магазин работал около пяти лет, потом, вероятно, возникли проблемы с оплатой аренды, и мэрия поп росила предпринимателей освободить помещение. Отделы дружно переехали в магазин в районе обувной фабрики, который просуществовал еще около трёх л ет, до 2006 г. Параллельно велась торговля на ярмарке возле Дворца Спорта, в арендованном павильоне на оптово-продовольственном рынке в Дзержинском ра йоне и отделах в крупных магазинах города.

Таким образом, идея родилась, была реализована, просуществовала какое-то время, но не выжила и умерла вместе с самими производителями. И всё-таки с продуктами питания, пожалуй, проще, чем с товарами лёгкой промышленности. Ходить в одинаковых костюмах и шляпках производства местных фаб рик полгорода не будет. А покупать одинаковое масло или мороженое, пусть даже далеко от дома, - почему бы и нет? Есть и ещё одна - совсем уж особая - идея. Недавно лидер волгоградских коммунистов, депутат Государственной думы Алевтина Апарина выразила мнение, чт о в городе необходимо возродить продуктовые магазины шаговой доступности. Депутат говорит, что во многих районах города сложно приобрести хлеб и друг ие продукты первой необходимости. По её мнению, сетевые магазины расположены неравномерно, и людям приходится идти за несколько кварталов от дома. Кр оме того, А. Апарина считает, что сетевики «активно занимаются демпингом цен», в то время как открытие частных магазинов шаговой доступности позволит сни жать цены «путём здоровой конкуренции». Такой вот аргумент.

Анастасия КУВШИНОВА