Шаг вперёд

Первый психоз по поводу кризиса уже прошёл, как и уверенность, что «к нам это не относится». Власти обозначили границы и формы поддержки, которую намерены оказать бизнесу. Итог ожидаемый: поддержку получат крупнейшие. Малый и особенно средний бизнес пока особой готовности заниматься его проблемами не обнаружил. Тем не менее, ползти на кладбище не собирается. Самых продвинутых и энергичных не только кризис, но уже его предчувствие заставило менять стратегию. Разницу в подходах можно увидеть даже по СМИ: некоторые компании исчезли из медиа-пространства, другие наращивают активность. На снижение потребительской активности предприниматели отвечают увеличением собственной активности. Первая реакция на кризисные явления - повысить цены - сменилась новой политикой: выстраивать отношения с партнёрами, потребителями и персоналом с помощью взаимных уступок и доверия. Снижение цен тоже присутствует.

Слитки по-новому

В большинстве случаев принимаемые собственниками и руководителями меры называются туманно - «оптимизация бизнес-процессов, минимизация издержек». Но немногие готовы раскрывать, что именно скрывается в этих кавычках, если только уже не стало известно, что персонал предприятия отправлен в неоплачиваемые отпуска или переведён на сокращённую рабочую неделю. Об активизации служб маркетинга и попытках выпуска новой продукции готовы сообщить немногие.

- Руководство Волгоградского алюминиевого завода компании «РУСАЛ» разрабатывает собственные антикризисные меры, - сообщил «ДП» пресс-секретарь ВгАЗа Дмитрий Сохин. - Внедряемая на производстве идеология непрерывных улучшений позволяет системе в целом и каждому работнику самостоятельно решать задачи по повышению производительности труда, грамотно регулировать технологический процесс. Экономический эффект от внедрения новых производственных систем «5С», «Точно в срок» и других в прошлом году составил порядка 100 млн рублей. Завод разрабатывает возможности выпуска слитков новых размеров и форм, что позволит увеличить рынок сбыта и выпуск продукции с добавленной стоимостью. Кроме того, руководитель ВгАЗа провёл семь личных встреч с работниками предприятия. В условиях кризиса такие встречи способствуют сплочению и оптимизации работы коллектива.

Риэлтор-надомник

Риэлторы почувствовали надвигающийся спад одними из первых. По словам экспертов «ДП», тревожные тенденции на рынке появились ещё в феврале-марте прошлого года: заметно сократилось количество обращений в агентства недвижимости, выставляемые на продажу квартиры стали неделями висеть в листе ожидания. Спроса не было, но и цены никто не снижал. В ноябре рынок встал окончательно.

- Продаж практически нет, особенно по тем ценам, которые изначально выставляются владельцами квартир. Большинство агентств либо выживают за счёт постоянных клиентов, которые решили заняться приватизацией или перепланировкой своей недвижимости, либо стараются убедить продавцов снизить свои аппетиты, - сообщила «ДП» директор агентства недвижимости «Мелана» Наталья Мещерякова. - Очень много долгих, пустых разговоров, очень мало конкретных продаж - разве что кому-то вдруг срочно понадобились деньги, и он готов на уступки. Комиссионные за свои услуги мы не снижали - они и так достаточно низки по сравнению даже с соседними регионами. В качестве антикризисной меры предлагаем услуги по прямому обмену квартир, возможно, с небольшой доплатой - как в советские времена. Но особых успехов пока нет. Продавцы по-прежнему хотят, чтобы было много вариантов и много денег, а покупатели придерживают свои деньги в ожидании ещё более значительного снижения цен. Сдвиги всё же есть. К примеру, если раньше продавец просил за свою квартиру 2 млн рублей и даже слышать не хотел о снижении цены, то сейчас, после двух-трёх месяцев ожидания и уговоров риэлтора, может скинуть 10-20%. По словам Натальи Мещеряковой, самое значительное снижение произошло в Тракторозаводском и Краснооктябрьском районах: сейчас 2-комнатные квартиры - самый популярный до кризиса вариант - предлагаются там за 1,3 млн рублей. В Дзержинском, Ворошиловском и Центральном районах цены пока ещё держатся. Но настроение у риэлторов пессимистическое - многие считают, что дно рынок увидит только в конце нынешнего года, или, по крайней мере, когда установится более-менее стабильный курс рубля. Есть надежда на государство, точнее, на то, что хотя бы некоторые из заявленных программ принесут на рынок живые деньги. В ожидании этих событий риэлторы стараются предельно минимизировать свои расходы. По информации «ДП», порядка 20 малых и средних городских агентств недвижимости отказались от аренды офисов, отправив сотрудников работать дома. Владельцы собственных офисов полностью или частично сдают их в аренду компаниям из более благополучных отраслей.

Государство как покупатель

- В условиях сокращения розничного спроса на новое жильё мы усиливаем работу в области оптовых продаж, - сказала «ДП» директор управления маркетинга и продаж ОАО «ВЗ ЖБИ 1» Татьяна Смирнова. - Этому направлению работы мы всегда уделяли серьёзное внимание. Среди наших покупателей - ОАО «Газпром», ряд федеральных министерств и ведомств. С 2003 года только структурам Минобороны продано более 380 квартир для военнослужащих. Сейчас это направление стало для нас приоритетным. Скорого восстановления розничного спроса на жильё мы не ожидаем, и такая стратегия для нас как для крупного застройщика приемлема. Реализация готовых квартир в рамках государственных программ хоть и проходит по ценам ниже рыночных, но с учётом значительного объёма таких сделок и неясных перспектив преодоления кризиса обеспечивает нам необходимую ликвидность. Падение доходов от нашей профильной деятельности мы компенсируем оптимизацией бизнес-процессов и сокращением расходов.

Цены ниже

Потребительский рынок обычно стимулирует спрос скидками. Однако зимние распродажи - традиция, и отличить новогодние «сэйлы» от реального снижения цен довольно сложно. Тем более что грандиозные распродажи устраивают обычно те, у кого цены были не самыми низкими. Продуктовые сети каких-то чрезвычайных антикризисных мер не вводили, но у них чётко прослеживается главный тренд - сохранить минимально возможные цены.

- Слово «скидки» стало волшебным, покупатель реагирует на такие предложения особенно активно, - считает заместитель генерального директора торговой компании «Радеж» по общим вопросам и связям с общественностью Виктория Агаметова. - Раньше у нас не было стратегической задачи привлечь покупателя именно низкой ценой. А сейчас мы проводим различные социальные акции, в том числе и разовые - к примеру, значительно снижаем цены на некоторые товары на несколько дней. На определённую группу продуктов у нас установлена минимальная наценка. Стараемся расширить доступную линейку товаров, специально обсуждая этот вопрос с поставщиками. В итоге, хоть покупательский спрос и уменьшился по сравнению с прошлым годом, за счёт акций и скидок снижение не столь заметно. Взаимоотношения с поставщиками стали более спокойными, отмечают волгоградские ритейлеры. Если в конце прошлого года 1-2-дневная просрочка платежа за поставленный товар вызывала шквал испуганных звонков производителя, то сейчас доверие на рынке понемногу восстанавливается. Тяжело всем, поэтому больше всего ценится умение находить компромисс и рассматривать различные варианты сотрудничества. Во всяком случае, по словам Виктории Агаметовой, поставщиков у «Радежа» меньше не стало. Пока не очень активны свежие предложения от владельцев ресторанов, хотя наполняемость их залов заметно снизилась. До Волгограда ещё не докатилась столичная мода на антикризисное меню - в пафосных ресторанах появляются простые блюда по более низким ценам. Однако и у нас началось движение в сторону потребителя. Ресторан «Волгоград» вновь рекламирует бизнес-ланчи - стандартные обеды по доступным ценам. Ресторан «Южный», тоже входящий в группу «Столия», предлагает ещё и бизнес-ужины. Эту форму обслуживания волгоградские рестораторы использовали 10 лет назад, предлагая стандартный набор блюд плюс бокал вина за фиксированную цену. Ужин без ценовых сюрпризов позволял заполнить залы ресторанов хотя бы небогатой публикой: это лучше, чем ничего. Ресторан «Newspub» объявил антикризисную акцию для постоянных клиентов: в течение месяца скидки по клубной карте увеличены вдвое. Один из самых дорогих ресторанов города «Мольер» включает в меню французские колбаски собственного производства по цене около 200 рублей за порцию вместе с гарниром. Появится в меню и недорогое чешское пиво. По другому пути пошёл ресторан «Мимино» (сеть «Козырная карта»). Здесь объявили фестиваль узбекской кухни, рассчитывая привлечь клиентов новизной меню. Скидки по дисконтной карте сети на блюда фестивального меню не распространяются: руководство заведения объясняет, что эти цены уже со скидкой 25%.

Время для креатива

В разгар сокращения маркетинговых бюджетов рекламное агентство «PRосто» провело бесплатный семинар для специалистов, отвечающих за имидж компаний и организаций. На семинаре их познакомили с новыми технологиями нанесения логотипов на сувенирную продукцию - от чайных ложек до промо-одежды. В ходе своего выступления директор агентства «PRосто» Татьяна Дивногорская постаралась убедить участников семинара, что кризис - самое подходящее время для креатива: сейчас дорогие подарки работают хуже, чем сувениры авторские, с душой и изюминкой.

- В кризис важнее не качество бумаги, а то, что на ней напечатано, - сказала Т. Дивногорская, комментируя изменения на рынке СМИ. - Информация становится важнее формы её подачи, поэтому от гламурных изданий потребитель обращается к качественной, содержательной прессе. И это в значительной мере облегчает вам выбор каналов для взаимодействия с обществом. В необходимости взаимодействия Т. Дивногорская уверена на все сто: «Если предприятие в кризис никак себя не позиционирует, потом придётся выходить на рынок заново». С таких позиций сегодня выступают многие рекламные агентства и даже фирмы, проводящие семинары, предлагая свои услуги, например, в обучении тому, как увеличить спрос при малом рекламном бюджете. Однако РА «PRосто» и его столичные партнёры не просто призвали к сотрудничеству, но и вложились в него - и семинаром, и щедрой раздачей сувенирной продукции. Выигрыш получили «не отходя от кассы»: московские и петербургские партнёры, побывав на семинаре, предложили дилерский контракт на более выгодных, чем прежде, условиях. Плюс, конечно, новые заказы.

НА ЗАМЕТКУ

Экономический кризис заставил предпринимателей минимизировать затраты на рекламу и жёстко оценивать, насколько она эффективна. Есть два способа распорядиться рекламным бюджетом в такой ситуации: сократить его или изменить направление расходования средств. В 1998 году многие компании пошли по первому пути. С тех пор о них ничего не слышно. Нужна ли реклама в кризисное время? Однозначно - да. Если вы считаете, что ваш бизнес способен выжить и дождаться лучших времён, рекламную активность сворачивать не следует. Если конкуренты сокращают объёмы рекламных вложений, то вы будете на их фоне ещё заметнее. Из рекламной рассылки семинаров по маркетингу легко увидеть, что получается: одни компании исчезают из поля зрения потенциальных клиентов, фактически демонстрируя, насколько плохи у них дела. Другие - напротив, используют свой шанс и становятся гораздо заметнее. Как вы думаете, кто из них переживет кризис? Те, о которых ничего не слышно, или те, которые стали известнее? Во время кризиса, когда конкуренты сокращают свое присутствие, каждый рубль, вложенный в правильную рекламу, делает вас гораздо заметнее на их фоне, чем в обычной ситуации. Неправильная реклама, наоборот, «съедает» последнее.