МСУ: умейте властвовать собой

Развернувшаяся в Волгоградской области реформа местного самоуправления успела выявить как минусы, так и плюсы этого масштабного начинания. Как рассказал «ДП» депутат Волгоградской областной думы Петр ДУДИН, продолжительное время работающий в комитете по государственному строительству и местному самоуправлению, 131-й закон является частью административной реформы президента, которая в Волгоградской области, как и в целом по стране, не обошлась без перекосов.

Первопроходцам трудно

- Петр Петрович, как Волгоградская область входила в 131-й закон?

- В 2006 году в числе первых 39 субъектов РФ Волгоградская область включилась в реализацию реформы по местному самоуправлению. Прежде всего были установлены границы, названы органы МСУ и принят областной закон «О выборах в органы местного самоуправления». Закон, принятый Волгоградской областью, кстати, отлично сработал во время проведения последующей выборной кампании, когда впервые была применена смешанно-пропорциональная система. Проект этого закона Центральная избирательная комиссия потом рекомендовала другим регионам, и многие субъекты РФ им воспользовались.

- Одним из сложных вопросов реформы МСУ стало разграничение полномочий и передача муниципальной собственности. Процесс уже завершен?

- В новом году Волгоградская областная дума завершила один из важных этапов реформы: передала муниципальную собственность органам МСУ. Предварительно многие муниципальные районы были наделены финансовыми полномочиями: вместо утвержденных смет к ним применена бюджетная система финансирования. Совсем скоро поселениям будут фактически переданы и сами финансовые средства. Но не все поселения оставили за собой полномочия, многие передали их муниципальным районам.

- Чем это объясняется?

- Мое мнение это связано с временной боязнью властвовать. Может быть, не везде хорошо подготовлены кадры. В 1995 году облдума допустила ошибку. Мы разработали и приняли тогда закон о муниципальных районах, а сельские администрации остались как бы ни при чем. Поэтому нам пришлось сложней, чем другим областям, участвующим в реформе. В Ставрополье, например, административная структура и кадры были сохранены, чем и воспользовались впоследствии власти. На мой взгляд, помехой стал и закон 199, принятый в декабре 2005 года. Я этот закон называю «пьяным», потому что Госдума приняла его 31 декабря. Этот документ вносит изменения в 131-й закон. Но из-за его шероховатостей сейчас возникает много проблем, особенно в части разграничения полномочий. Согласно этому закону отчасти то же самое есть и в 131-м законе о реформе местного самоуправления в городских и особенно сельских поселениях избранные главы муниципальных образований получают право возглавлять представительный орган. Кажется, хорошо в одних руках сосредоточена власть. А получилось, что представительный орган, то есть местные депутаты, оказались как бы ни у дел: что глава муниципалитета, он же председатель представительного органа, захочет, то и сделает.

ТОСы перешли дорогу депутатам

- Какова роль территориальных органов самоуправления в этом процессе? Есть ли у них возможность участвовать в реформе?

- На территории Волгоградской области создано 1600 ТОСов. Они, по 131-му закону, как некоммерческие организации получили финансовую возможность решать свои вопросы. Во главе ТОСов встали авторитетные люди, которых не избирали, а как бы отобрали по их положительным качествам, опыту. Они занимаются благоустройством, газификацией всеми насущными вопросами, и работают, на мой взгляд, активнее депутатов. С ними напрямую работают и главы муниципальных образований, и главы поселений.

- А не подменяют ли ТОСы работу депутатов, которые должны заниматься перечисленным?

- ТОСы развивают очень важное для села направление личные подсобные хозяйства, их в Волгоградской области сейчас 214 тыс. ТОСы способствуют пополнению доходной части бюджета и организуют занятость населения. С другой стороны, ТОСы действительно перебивают работу депутатов. А депутатов в области огромная армия более 5 тыс. человек. Круг деятельности депутатов сельских поселений пока слабо разработан. На них, к примеру, не распространяется закон «О наказах избирателей». И это обстоятельство ущемляет авторитет власти, не позволяет народному избраннику предметнее знакомиться с проблемами своего округа. В создавшейся обстановке депутатов сельских поселений как бы ограничили в активности и лишили прерогативы представительного органа. Волгоградская областная дума рекомендовала распространить закон «О наказах избирателей» и на депутатов сельских поселений. Ведь речь, ко всему прочему, идет о целевых деньгах для избирателей.

Авторитет и деньги

- Какие еще шаги Волгоградская областная дума вместе с исполнительной властью делает для того, чтобы реформа МСУ была подкреплена финансово?

- Во-первых, создана областная административная комиссия, принят усовершенствованный Кодекс административной ответственности Волгоградской области. Комиссия важный властный рычаг, который не позволяет расслабляться. Она регулярно рассматривает протоколы о нарушениях и методически урегулирует возникающие вопросы на местах. Средства от штрафов большей частью идут в муниципальные районы, а со временем их будут получать и сельские поселения. Важно, что комиссия принимает решение по нарушениям, которые в ином порядке доказывать трудно. Например, трактор помял посевы на полях. А вот пример из области законодательных инициатив. Существовал наш областной закон «О совершении нотариальных действий», согласно которому власть на местах выполняла нотариальные функции. Не нужно было человеку ехать в райцентр, чтобы составить завещание или заверить подпись на документе. Затем этот закон был отменен судами. Сейчас Волгоградская облдума законодательно подняла этот вопрос, и мы уже знаем, что Госдума с нашей подачи готовится утвердить статью, возвращающую нотариальные полномочия местной власти. И это тоже нелишняя копеечка в бюджет поселений. Давно от волгоградских областных парламентариев в Госдуму поступила еще одна законодательная инициатива: чтобы образовательные учреждения, за которыми в Волгоградской области, одной из первых, закрепили землю, могли бы создавать на этих участках ученические предприятия. С наставником, охраной труда, начислением стажа. Это тоже подспорье для бюджетов МСУ. Для этого области потребуется 60-80 млн руб. Но затраты окупятся.

- Реформа местного самоуправления это часть административной реформы, проводимой президентом. То есть при таком масштабе неизбежны ошибки. Что вы можете сказать о тех процессах, которые негативно влияют и на власть, и на экономику?

- Под эгидой «оптимизации органов власти» начался процесс реструктуризации муниципальных организаций и учреждений. Объединяться начали налоговые инспекции, военкоматы, больницы, школы и т.д. Органы МСУ на этом не сэкономили, но потеряли сложившиеся структуры, людей, рабочие места. Укрупнение не согласовывалось с муниципальными властями все решили наверху. В пример приведу Руднянский район, где за последнее время 28 организаций прекратили свое существование. Особенно необоснованной считаю реорганизацию дорожно-строительных управлений. Из той же Рудни, где ДРСУ было градообразующим предприятием, под эгидой оптимизации управления и реструктуризации это предприятие перевели в Жирновск. Теперь в Рудне, как очевидно из опыта других территорий, начнется развал инфраструктуры. Это результат того, что административная реформа создает перекосы, особенно в сельской местности. В моем округе было 16 участковых больниц, а теперь осталось 6. Пример Панфиловская участковая больница, откуда недавно пришло письмо, похожее на крик: закрывают больницу, на содержание которой у местных властей нет денег, без работы остаются 18 врачей. То есть сельская интеллигенция вымывается. Считаю, здесь административная реформа идет в разногласии с реформой МСУ. Больницы эти необходимо брать на баланс: половина областной бюджет, половина органы местного самоуправления. Во втором чтении в облдуме прошла программа «Социальное развитие села», где как раз есть раздел «Здравоохранение» и в нем предусматриваются источники поддержки.

- Как в МСУ должны решаться финансовые вопросы не столь масштабные, как, например, содержание школы или больницы?

- В 131-м законе есть раздел о самообложении. Его суть в том, что вопросы, связанные с дополнительными денежными сборами, решаются на референдуме. Но референдум это большие деньги, может быть больше, чем суммы самообложения. Проще было бы такие вопросы узаконить через незатратную форму поселковый сход. Но поселковый сход в полной мере законной силы не имеет. И над этим вопросом тоже работает областная дума.

- Существуют ли в Волгоградской области институты, способствующие повышению квалификации парламентариев в таком важном вопросе, как МСУ?

- Все фракции в Волгоградском областном парламенте единодушны во мнении должен быть создан научно-методический центр местного самоуправления, где депутатов знакомили бы со всеми аспектами реформы. Как это сделано в Краснодарском крае, например, чьими услугами мы пользуемся. Пока в области мы работаем по менее эффективной схеме администрация проводит свои семинары, дума свои.