Квартирный promotion

На сегодняшний день управление жилыми зданиями с помощью ТСЖ является перспективным направлением развития реформы ЖКХ. ТСЖ позволяют улучшить качество работы ЖКХ, повернув его лицом к непосредственным потребителям услуг, и предоставляют большое количество новых возможностей и выгод собственникам квартир. Тем не менее, сегодня они остаются неразвитой сферой ЖКХ. Одна из причин этого отсутствие у населения достаточной информации о данной форме управления жилыми зданиями и сложившиеся негативные стереотипы в отношении системы ЖКХ в целом. Если добавить к этому, что большинство граждан психологически не готово взять на себя ответственность за управление собственным жильем, то вполне логичным является тот факт, что только 5% всего жилого фонда в России охвачено ТСЖ, а сама форма управления жилыми зданиями воспринимается как «чужая», созданная для нужд государства.

Мотивация, или причины участия в ТСЖ

Для вступления в ТСЖ у каждой целевой группы граждан должны быть свои причины, по-другому мотивы. Их выявляют в рамках исследования групп граждан. Четыре основных мотива к участию в ТСЖ следующие. Во-первых, это экономический мотив. На первый взгляд, это несколько призрачная причина на фоне превышения выплат в ТСЖ коммунальных платежей в муниципальных домах. Однако в большинстве случаев граждане даже не знают о том, что, будучи полноправными собственниками, они могут и заработать на своей собственности, сдавая ее в аренду, размещая на ее территории какие-то прибыльные виды деятельности. Вторая причина это получение контроля за деятельностью коммунальных служб; понимание того, что, вступив в ТСЖ, любой житель многоквартирного дома имеет право не только знать, куда и как расходуются его средства, но и влиять на этот процесс, обеспечивая необходимое ему качество коммунальных услуг (обеспечение качества третий важный мотив). Последний мотив это безопасность (в широком смысле этого слова). Сегодня именно экономическая и социальная безопасность, стабильность являются основными потребностями общества в целом. И это имеет непосредственное отношение к ТСЖ. В условиях общей тревожности по отношению к растущим тарифам, недоверия к социальной политике управление жилыми зданиями через ТСЖ воспринимается как нечто непонятное, очень сложное, неэффективное и одновременно неустойчивое. Населению нужно помочь преодолеть этот стереотип и добиться понимания с его стороны того, что ТСЖ это просто в управлении и результативно, что законодательство обладает эффективными механизмами защиты прав граждан в этой области, а со стороны государства в этом участвуют компетентные люди.

Основные темы при продвижении ТСЖ

Для того чтобы кампания по продвижению ТСЖ привела к результатам, она должна «достучаться» до каждого жильца. Это получится, только если она будет доносить до каждого информацию интересную и полезную. Для этого нужно учесть особенности различных групп граждан: демографические, социально-экономические и поведенческие характеристики, а также делать акцент на потребностях и мотивах целевых аудиторий. В качестве основных тем могут быть предложены следующие:

1. Ответственность жильцов за качество среды их обитания, права и обязанности, связанные с владением ими жильем.

2. Цель и основные функции товариществ.

3. Как в управлении товариществом участвуют собственники.

4. Выгоды от участия в ТСЖ (возможность прямо влиять на собственные затраты; личное управление собственной безопасностью и будущим жилья; независимость от чиновников и эффективный контроль качества выполняемых работ; возможность повышения рыночной стоимости квартир, входящих в ТСЖ; сохранение социальных льгот; возможность использования общего имущества для получения дополнительного дохода).

5. Текущая деятельность конкретных городских ТСЖ и результаты этой деятельности (с использованием обобщенной и индивидуальной статистики, фактов, ссылок на персоналии, комментариями властей).

6. Проблемы, с которыми сталкиваются ТСЖ, и варианты их решения.

7. Примеры зарубежного опыта с цифрами, фактами, сравнительным анализом, комментариями заинтересованных сторон.

8. Механизмы правового регулирования деятельности ТСЖ, организационные и финансовые механизмы создания и работы ТСЖ (преломленные в практической плоскости: в виде вопросов-ответов, описания конкретных ситуаций и вариантов их решения, комментариев властных структур, объединений собственников жилья).

9. Обзоры реализации городской программы развития ТСЖ.

10. Роль исполнительной власти различных уровней в создании реальных условий для саморазвития товариществ, создании и функционировании ТСЖ, повышении роли некоммерческих союзов, объединений, ассоциаций ТСЖ.

Способы распространения информации

Личный контакт предполагает проведение собраний, личные беседы с активными жильцами; он может осуществляться участниками других ТСЖ, представителями объединений собственников жилья и других общественных объединений, авторитетными личностями, представителями власти и структур ЖКХ.

Многообразны рекламно-информационные материалы: буклеты, справочники, бюллетени, листовки, учебные пособия по проблематике ТСЖ и пр. В них в наглядной форме может быть представленаPтематика ТСЖ, проблемы коммунального хозяйства и способы их решения; справочные материалы по фактической деятельности конкретных ТСЖ и пр. Распространять их можно как в подъездах и придомовых территориях, так и через посреднические организации и личные контакты. Региональное телевидение и радио имеют много каналов, ориентированных на различные группы населения, и донести информацию через них до жильцов многоквартирных домов можно по-разному: через новостные пресс-релизы; рассказы, интервью, обзоры по тематике ТСЖ в программах и новостях; специализированные передачи по проблематике ТСЖ с привлечением представителей населения, известных личностей, экспертов. Посреднические организации могут быть различных видов и предоставлять различную информацию. Имеющиеся объединения собственников жилья, специально созданные консультативно-информационные центры, методические кабинеты могут предоставлять гражданам консультации по всей тематике, касающейся товариществ, и рекламно-информационные материалы; проводить разовые и периодические семинары и конференции по вопросам ТСЖ; осуществлять различные конкурсы (к примеру, «Лучший дом», «Создаем уют» и т.п.), материально и морально поддерживающие жителей существующих ТСЖ, и озвучивать в СМИ и интернете результаты этих конкурсов. Отдельно стоит сказать об учебных заведениях введение специальных курсов и предметов, связанных с ЖКХ и в частности с ТСЖ, позволит сформировать лояльную и информированную группу будущих участников товариществ. В региональных газетах и журналах можно: публиковать статьи и обзоры по тематике ТСЖ, вести постоянную рубрику с ответами на вопросы, комментариями специалистов, интервью с экспертами и представителями власти. При наличии ресурсов можно создать специализированное периодическое издание, освещающие проблематику ТСЖ под различными рубриками (путем интервью, вопросов-ответов, аналитики, описательных статей) и направленные на рядовых граждан. Распространять их лучше на бесплатной основе в подъездах и на придомовых территориях, в посреднических организациях. Интернет обладает обширными возможностями и позволяет обеспечить мощную поддержку другим каналам распространения информации. Достаточно легко могут быть созданы сайты информационно-консультационных центров, объединений собственников, отдельных товариществ собственников жилья; специализированные интернет-газеты по тематике ТСЖ; электронное «окно жалоб» для населения по вопросам ТСЖ и электронная система «вопрос-ответ». Многообразие наружной рекламы связано с различными вариациями ее внешнего вида (щиты, баннеры, призмотроны, растяжки, указатели и пр.), а также с возможностью донесения до целевых групп информации с помощью различных зрительных образов и четких словосочетаний. Стоит отметить, что для каждой группы потенциальных участников ТСЖ способы донесения информации могут быть различны; это зависит от характеристик целевой аудитории и возможностей, которыми обладает тот или иной населенный пункт.

Тактические приемы

Дополнительно при осуществлении продвижения ТСЖ можно использовать ряд приемов, повышающих общую эффективность кампании. Так, использование конкретных визуальных образов упростит донесение информации и создаст у целевой аудитории определенные ассоциации (к примеру, в рекламе часто используются мультипликационные персонажи, активно эксплуатируется образ представителей отдельных профессий, применяются простые знаки и символы, вызывающие недвусмысленные ассоциации и т.д.). Приглашение известных личностей привлечет внимание к идее ТСЖ, будет способствовать переносу положительного отношения к ним на ту тему, о которой они говорят. Для пропаганды ТСЖ можно приглашать широко известных на российском уровне певцов и актеров, писателей, общественных и культурных деятелей, а также региональных политиков, бизнесменов, известных личностей, пользующихся доверием населения. Использование приемов сравнения и демонстрации реальных жизненных ситуаций также будет эффективно при продвижении идеи ТСЖ. Здесь возможно сопоставление существующего муниципального управления жилыми зданиями и его результатов с «идеальной картиной», которая может быть получена при введении ТСЖ; имитация типичных ситуаций из жизни целевой аудитории и достойный выход из них при участии в товариществе. При этом стоит отметить, что наибольшей эффективности при продвижении идеи ТСЖ возможно добиться, если использовать, правильно сочетая, все доступные каналы донесения информации до населения (в маркетинге этот термин получил название «интегрированные маркетинговые коммуникации»), а подачу информации сделать разнообразной: в различных рекламных и PR-сообщениях Pиспользовать различные образы, указывать на различные преимущества, пользоваться различными мотивами, объединенными одной идеей. Таким образом, эффективная кампания по продвижению товариществ собственников жилья должна строиться исходя из особенностей отдельных групп граждан, которые считаются потенциальными участниками ТСЖ, и их мотивации. Она должна включать наиболее эффективные и экономически целесообразные каналы и способы распространения информации, доносить только нужную и интересную населению информацию, использовать все многообразие тактических приемов и методов. При этом отправной точкой должны служить качественные данные о населении, его потребностях и отношении к ТСЖ, собранные при опросах граждан и правильно проанализированные. И последнее: кампания по продвижению идеи ТСЖ должна осуществляться людьми, которые сами искренне верят в преимущества ТСЖ и готовы рассказать об этом всем.

Светлана МУСАТОВА, консалтинговая фирма «Лекс» «УрФО: Строительство. ЖКХ». Печатается с сокращениями