Жизнь по бюджету

На первом году реформы местного самоуправления самые продвинутые главы новых муниципальных образований Волгоградской области посвятили ревизии земельных и имущественных ресурсов. В 2007 году, когда все муниципальные образования региона обязаны перейти на бюджетную систему, эта работа им очень пригодится. О том, чем жизнь по бюджету отличается от жизни по смете, «ДП» рассказал руководитель исполнительного комитета недавно созданного Всероссийского совета местного самоуправления Александр ЩЕРБАНЬ, 10 лет проработавший до этого руководителем Волгоградской Ассоциации местных властей.

Перевернуть пирамиду

- Александр Александрович, как повлияет введение бюджетной системы на жизнь муниципальных образований?

- Раньше почти все муниципальные образования (МО) работали на основании сметы доходов-расходов. Доходы поселения не поддавались прогнозированию и зачастую зависели от взаимоотношений главы поселения с районными властями. Уровень жизни МО не был связан с доходами, собираемыми на его территории. Не зависел он и от деятельности поселковой администрации. Сейчас, когда четко прописана доходная база поселений налоги на землю, на имущество физических лиц и часть налога на доходы физических лиц, ситуация стала прозрачной. Главы МО, получив собственные бюджеты и самостоятельность, стали полноправными партнерами районных и региональных властей в бюджетном процессе. Сельсоветы, которые, кстати, в России последние полтора десятка лет не действовали, теперь утверждают бюджет, а администрации его исполняют.

- Новая система добавила МО самостоятельности и полномочий. Денег стало больше?

- На последнем съезде партии «Единая Россия» (ЕР) звучали цифры только у 2% муниципалитетов России расходы обеспечены доходными источниками. У большинства же реальные расходы превышают доходы в два раза. Нехватка доходной части бюджетов для надлежащего исполнения переданных МО полномочий главная проблема реформы МСУ. Это вопрос политический. Сейчас доходная часть бюджетов МО лишь на 20-50% формируется за счет собственных источников. Задача недавно созданного под эгидой «ЕР» Всероссийского совета местного самоуправления к 2009 году перевернуть эту пирамиду и помочь МО выйти на 80%-ный уровень самообеспеченности. И, тем не менее, новая, двухуровневая система местного самоуправления приносит плоды. На днях я разговаривал с главой Слащевского МО в Кумылженском районе Верой Геннадиевной Трухачевой. В прошлом году собственные доходы там составляли 680 тыс. рублей, с дотациями выходило 1,8 млн рублей. В этом году общие доходы составят 4,2 млн рублей, в том числе собственные средства МО 1,2 млн рублей. Да, увеличились зарплаты учителей, врачей, которые финансируются из вышестоящих бюджетов. Но и денег, собираемых на территории МО, тоже стало больше. Бюджеты стали полноценней.

Жирновские коты

- За счет чего выросли собственные доходы муниципальных образований?

- Те главы администраций, которые первый год реформы МСУ занимались ревизией налогооблагаемого имущества, на пальцах могут показать, откуда деньги берутся. Раньше учет муниципальной земли, имущества велся некоторым образом для галочки. Теперь, когда главы поселений получили экономические рычаги влияния на доходную часть бюджета, они каждый дом, каждый участок земли в голове держат. И знают, что с этим делать. В той же Слащевской, при общей площади земли в 16 гектаров 3 гектара не оформлены. Это прямой убыток бюджету. Надо искать хозяина, оформлять правоустанавливающие документы, брать налог. Или дом-долгострой никак не вводят в эксплуатацию. Надо идти к хозяину, настаивать на регистрации объекта в БТИ и брать с него налог на имущество. Другой пример. Глава города Серафимовича Татьяна Петровна Мартынова рассказывает, что бюджет города в этом году вырос с 8,5 млн до 20 млн рублей. В том числе за счет того, что после ревизии балансовая стоимость муниципального имущества увеличилась с 18 до 59 млн рублей. А от этой стоимости рассчитывается норматив на благоустройство города. И администрация Серафимовича получила 3 млн рублей вместо ожидаемых 1 млн рублей. Татьяна Мартынова «свои» деньги считает, борется за каждый рубль. Детские сады ей не отдали, оставили на содержании района. А теперь звонят из района и просят провести там обрезку деревьев. Она отвечает: давайте деньги пришлю машину. Тем более что, заранее предусмотрев эту ситуацию, она купила небольшой трактор.

- А что, город Серафимович раньше тоже жил без бюджета, по смете?

- Арифметика такая. В Волгоградской области 1500 поселений города, поселки, станицы, хутора. Среди них 6 городов областного подчинения Волгоград, Волжский, Михайловка, Камышин, Калач, Фролово у них теперь статус городского округа. По уровню задач и объемам полномочий к ним приравнены 33 сельских района. Это первый уровень МСУ. А в каждом районе есть поселенческие муниципальные образования. Например, в Урюпинском районе их 25. Это второй уровень МСУ. Раньше выборы касались только глав администраций и депутатов верхнего уровня МСУ. А глав поселковых администраций назначали. Теперь и на нижнем уровне власть выбирают, а не назначают. Сейчас в Волгоградской области 492 муниципалитета. Из них 6 городских округов, 33 муниципальных района и 453 муниципалитета поселения. И столько же бюджетов. А раньше бюджеты были только у 33 районов и шести крупных городов. У Серафимовича бюджета не было.

- Каким МО сейчас сложней всего? Тем, кто начал жизнь с нового листа, где выбрали нового главу?

- Легче всего городам там какая-никакая промышленность, развит малый и средний бизнес, есть серьезная налоговая база. Районам похуже. Они и раньше почти все были дотационными. Разве что Городище и нефтяные Жирновский и Котовский районы иногда собирали денег больше, чем тратили. Их так и называли Жирновские Коты. И сейчас ничего не изменилось. Я уже приводил цифры лишь 2% МО по всей России живут на свои деньги. В поселенческих МО финансовая и кадровая проблема еще заметней. Полномочий из центра добавили, откуда брать деньги на их надлежащее исполнение не научили. Как на фронте задача боевая поставлена, а патроны не выдали. Вопрос в патронах. И это вопрос федерального уровня. И одна из задач Всероссийского совета местного самоуправления придать политическую волю процессу, донести проблемы той же Слащевской до федерального уровня, где их реально можно решить. Но говорить, что все 453 МО Волгоградской области начали жизнь с чистого листа, я бы не стал. Примерно половина вновь избранных глав МО ранее были назначенными. Они сумели завоевать доверие людей и победили на выборах. Глава Слащевского поселения, например, шестой год работает пять лет назначалась, шестой выбрали жители поселения. Ей не надо ничего рассказывать, она знает, что делать, потому что все прощупала своими руками.

Власть не дают, ее берут

- Но более 200 глав поселковых МО избраны впервые. Среди них паника есть? Или они знают, что делать и откуда деньги брать? К кому им стучаться за помощью, от кого они зависят?

- Есть некоторая растерянность. Расскажу историю. На Дону, в одном из поселений выбрали главой района здорового крепкого мужика. А он не знает, где деньги брать. Я ему говорю: «Садись, читай свои полномочия, изучай, что у тебя есть в распоряжении. Есть турбазы, дачные массивы. Ты глава поселения, езжай, выясняй чьи здания, куда налоги платят». А он мне: «там крутые ребята, подойти страшно». Я ему: «ты же власть, а власть не дают, ее берут». Думаю, у него все получится. Самое интересное в процессе реформы МСУ рождение новых лидеров. Они прошли через настоящие выборы. Там, где PR не работает, где друг друга сызмальства знают. И теперь выстраивают новые отношения с районными властями по вопросам выравнивания бюджетной обеспеченности, по бюджету. Депутаты от поселений работают в районной думе. Главы поселений постоянно мотаются в район. Раньше глава райадминистрации дает команду, все главы поселений, им же назначенные, берут под козырек. А сейчас они равны он избранный глава, они тоже.

- С коммерческой точки зрения управление муниципальным образованием перспективная возможность?

- Переход на бюджеты с казначейским исполнением снимает этот вопрос. Но есть другой интерес возможность управлять землей, сдавать имущество в аренду, выдавать разрешение на строительство. То есть вопросы взаимодействия с бизнес-структурами пока остаются не идеально прозрачными. И в крупных городах, и в малых поселениях. Мы видели это на примере недавнего политического кризиса в городе Волгограде.

- Новая система МСУ создает заинтересованность поселковых администраций в привлечении нового и расширении имеющегося бизнеса на территории?

- В доход МО идет 20% налога на доходы физических лиц. Чем больше фонд заработной платы в поселении, тем больше там доходов. Но этого мало. Было бы идеально, если бы региональные законодатели передали в поселения часть прямого налога с предпринимательской деятельности. Чтобы заинтересовать власти работать с инвесторами, затягивать их к себе, привлекать. Мы ставим этот вопрос перед правительством и Госдумой. Считаем, что надо передать в территории часть единого налога на вмененный доход или налог на имущество юридических лиц, который, по сути своей, является местным. Чтобы глава поселения мог на четыре года вперед рассчитывать доходы бюджета. А пока все деньги с бизнеса, собранные на территории, уходят в вышестоящие бюджеты.

Татьяна ТАРАКАНОВА