Для тех, кому закон не писан

3200 укрытых преступлений выявлено и поставлено на учёт прокуратурой Волгоградской области в 2008 году, что на 15% больше, чем за 2007 год. А по многим показателям прокурорской работы наш регион сопоставим с Краснодарским и Ставропольским краями вместе взятыми. Об этом на встрече руководителей надзорного органа с журналистами, которая состоялась в канун профессионального праздника - Дня прокуратуры, сообщил прокурор Волгоградской области Леонид Беляк.

Тем не менее после вынесения прокурорских предупреждений, принятия административных и дисциплинарных мер работа многих чиновников не меняется в лучшую сторону. Поэтому в отношении ряда ответственных должностных лиц решаются вопросы о возбуждении уголовных дел по фактам халатности и злоупотребления служебным положением. По словам руководителя надзорного органа, наиболее активную работу прокуроры провели в сфере медицины, коммунального хозяйства, градостроительства, землепользования, организации работы по выполнению государственных и муниципальных заказов. Например, проведённые прокуратурой проверки исполнения законодательства о здравоохранении показали удручающее положение дел в этой отрасли. По представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности 330 медицинских работников, по шести фактам возбуждены или решаются вопросы о возбуждении уголовных дел. Кроме того, главе администрации области направлены представления в отношении 4-х должностных лиц о соответствии занимаемым должностям. В их числе оказался заместитель губернатора, председатель комитета по здравоохранению администрации области, председатель правления Территориального фонда обязательного медицинского страхования области Евгений Анищенко.

- Нельзя осуществлять государственные программы по улучшению медицинского обслуживания, не выполняя базовую работу по обеспечению жизнедеятельности каждой больницы. Ввод в строй больших медицинских объектов, под которые выделяется финансирование, не спасёт ситуацию. Примерно так же обстоит дело и в образовании, - отметил прокурор области. Впрочем, дальнейшему укреплению законности и правопорядка в Волгоградской области, по мнению руководства облпрокуратуры, могут способствовать несколько факторов.

Во-первых, в 2008 году активно наводили порядок в собственной системе. Уволено 5 районных прокуроров, которые не справились с работой, усилена личная ответственность сотрудников областного аппарата за состояние дел в районах, за работу по жалобам граждан. Во-вторых, в большинстве правоохранительных и силовых структур назначены новые руководители, а главное, есть надежда, что закончилась череда назначений начальников ГУВД, когда за 4 года сменилось 4 руководителя.

- Очень сложно прокурору области быть и начальником милиции, и доминантно влиять на судебную практику, - поделился Леонид Беляк. - Нужна команда людей, которые желают вместе работать на перспективу и получать результат. Да и нагрузку на самого себя пора ослабить: у меня растут сын, которому 7 месяцев, и внук, которому 1,5 месяца, а ведь о них тоже нужно подумать... Так, за последние два года к уголовной ответственности было привлечено 200 сотрудников милиции. А это, как отметил руководитель надзорного органа, совершенно недопустимый показатель. Особенно настораживает, что стали преобладать дела коррупционной направленности - вымогательство и получение милиционерами взяток. Л. Беляк пообещал довести все уголовные дела, возбуждённые в отношении работников милиции, до суда, и никому не делать поблажек. - Назначение на должность начальника ГУВД Александра Кравченко вселяет уверенность, что порядок в милиции будет наведён. Я вижу его конкретные действия как в отношении нерадивых работников, так и в налаживании организации работы аппарата ГУВД и контроля, - прокомментировал прокурор области.

Л. Беляк высказался также о том, что разделяет мнения нового председателя областного суда Сергея Потапенко о необходимости усиления контроля за работой судей со стороны областного суда. - Это необходимо, поскольку судья венчает правовую систему. Сейчас по ряду дел получается, что судья волен вести процессы без учёта законов, а это недопустимо. Считаю правильной и его позицию по смягчению мер пресечения по преступлениям небольшой и средней тяжести и усилению ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления, - сказал руководитель надзорного органа. Говоря о взаимоотношениях прокуратуры и следственного управления Следственного комитета по Волгоградской области, Л. Беляк признал, что имеются некоторые расхождения позиций двух ведомств в части законности или незаконности мер пресечения. Однако он отметил, что это нормальная ситуация, которая регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом. Другое дело, как организован процесс реагирования по серьёзным вопросам, которые могут повлиять на ход дела.

- У нас есть чёткая система согласования позиций при отстаивании или предложении мер пресечения в суде. И хотя показатели прокуратуры - это число выявленных нарушений на следствии, но моя позиция такова: лучше если до нас их найдёт начальник следственного управления. Не зря Михаил Кандуевич Музраев собрал все материалы, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела, чтобы ещё раз всё перепроверить и убедиться, что там всё законно. В результате по этим материалам было возбуждено 20 уголовных дел, связанных с серьёзными преступлениями. В последнее время внимание общественности привлекла законотворческая активность прокуратуры. Только в декабре прошлого года в думу Волгоградской области были направлены законопроекты «О противодействии коррупции», «О регулировании лоббистской (представительской деятельности)», «О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса». Всего в облдуму было направлено 8 законопроектов. Их разработчик - первый заместитель прокурора Волгоградской области Леонид Кондраев - прокомментировал, что в функции прокуратуры, кроме прочего, входит и разработка новых законов. Например, закон о противодействии коррупции есть в большинстве субъектов федерации. А вот закон о лоббистской деятельности - это волгоградское ноу-хау.

- Лоббистская деятельность существует, и это не всегда негативное явление. И мы узакониваем эту деятельность. В то же время устанавливаются ограничения: кто не может заниматься лоббированием, какими формами нельзя это делать. Ведь закон можно продавливать и взятками... - напоминает Л. Кондраев. - При этом чётко поставлена задача - исключить коммерческие отношения между региональным законодателем и представителем, который проталкивает чьи-то интересы. По словам прокурора области, суть законодательных предложений заключается в том, чтобы сориентировать правоприменительную практику «не на стрижку травы - рядовых граждан, а на первых лиц, которые несут ответственность за антикоррупционную работу в своих учреждениях». Пока же существуют категории людей, которые из-за несовершенства законов выпадают из сферы ответственности. За коррупцию в основном привлекаются лишь милиционеры, врачи и педагоги...

Владимир ЕЛЬНИКОВ