Креатив срывает крышу

Неожиданное начало предвыборной кампании: один из депутатов, внезапно сменивший партийную ориентацию, собирает деньги в свой предвыборный фонд, ссылаясь на меня, - мол, она уже участвует. Первая моя реакция - позвонить и попросить вернуть мой взнос, типа я передумала. Так ведь не вернёт же... Поэтому решила считать недоразумение комплиментом: если моим примером людей можно убеждать расстаться с деньгами, видимо, моё имя немало стоит. Осталось придумать, как получить свою долю.

Но прежде, чем заняться сегодняшним днём, - о прошлогодних событиях. Под ёлочку в облпрокуратуре прошло заседание общественного совета по защите малого и среднего бизнеса, на котором, как это уже стало традицией, предприниматели рассказали прокурорам немало свежих новостей. Большая их часть связана с тем, как муниципалитеты реализуют данное предпринимателям-арендаторам преимущественное право на выкуп арендуемого муниципального имущества. По всем более-менее крупным городам региона под конец года развернулась бурная деятельность: помещения, на которые могут претендовать арендаторы, в спешном порядке переводились в фонды поддержки предпринимательства или изымались для муниципальных нужд. Там, где такой финт почему-либо невозможен, предпринимателей в массовом порядке стали признавать недобросовестными - есть в федеральном законе такая дивная норма, что право на льготный выкуп имеют только добросовестные. В результате переоценки чиновниками совести предпринимателей выяснилось, что на весь Волгоград наберётся человек 40, у которых совесть не подверглась уценке. В общем, пытливая мысль чиновника нашла способы отказать предпринимателям в их законном праве. Кстати, по закону право на льготный выкуп дают три года непрерывной аренды, а поскольку договора сроком больше, чем на год, не подписывались, формально срок аренды прерывался. Вот и ещё одна фишка: в минувшем году судом отменено постановление городской думы Волгограда, повысившее плату за землю задним числом. Но договора аренды земли предпринимателям не оформляют с учётом этого решения: мол, вы платите, а потом сделаем перерасчёт. Когда будет это «потом», никто не знает, но предприниматели подозревают, что потом будет в лучшем случае суп с котом. В прошлом же году администрация Волгограда подвела итоги конкурса на лучший девиз для города. Ознакомившись с девизами-победителями, пиарщик или маркетолог вынужден будет признать: успешно проведён конкурс на самый дурацкий девиз. «Волга течёт, Волгоград растёт». «Жизнь перешла в другой формат, преображайся, Волгоград». Вы что думаете, я шучу? Ничуточки. Именно эти шедевры народно-административного креатива выбраны в качестве лучших. Получив из администрации по осени восемь листов подобного графоманского творчества с предложением выбрать лучшие экземпляры, я впала в ступор. И до сих пор не могу из него выйти. Жизнь опять поставила перед нелёгким выбором. Или креативные люди играют по чужим правилам - то есть участвуют в конкурсе с несформулированными условиями, неназванным жюри и так далее, или не участвуют, а потом стыдливо опускают глаза, проходя мимо билборда 3 на 6 метров, где будет написано: «Устойчивое развитие - залог успеха Волгограда». Тоже один из слоганов-победителей. С трудом представляю себе, как человека, увидевшего такую надпись, можно убедить, что у Волгограда есть хоть какой-то интеллектуальный и творческий потенциал, что мы что-то слышали о рекламе и маркетинге территорий.

Мне бы очень хотелось верить, что на этих выборах кандидаты, использующие местный, а не московский креатив, поступают так не только из экономии. И правда, как показывает анализ, с местными политтехнологами и пиарщиками работают по разным соображениям. Есть действительно экономия или нежелание выпускать из рук финансовые потоки. Есть кандидаты, настолько поднаторевшие в предвыборных баталиях, что руководят своими кампаниями самостоятельно. Это те, у кого достаточно твёрдые позиции в округах. Есть такие, за кого основную работу делают муниципальные власти. Есть и такие, на кого работают спецы из столичных фирм с громкими именами. Когда голоса посчитают, будет любопытно посмотреть, у кого лучше сработано. Но это в марте. Пока же заметных проявлений интеллектуальных усилий не видно.

Но проблемы уже видны. Например, у «Единой России» обнаружилась неожиданная закавыка: население с трудом понимает, что два идущих по одному округу единоросса - не конкуренты, а союзники. Просто один избирается по одномандатному округу, а другой - по списку, но оба заинтересованы в высоком результате. Зато политкомментаторы просекли, что единороссы, идущие по разным округам, - скорее соперники, чем союзники. Ведь каждому из тех, кто баллотируется по спискам, важно не просто набрать голосов больше, чем отдадут за другую партию, но и больше, чем наберут в соседних округах. И это тоже открывает простор для творчества. А как хочется верить, что этим креативом никто не воспользуется

Анна СЕПНОВА