Шаг назад для разбега

Если бы кризиса не было, его следовало бы придумать. Нетрудных времен в России, пожалуй, вовсе не бывало никогда. А вот чему эти трудности нас учат - это вопрос. Попробуем разобраться - кто, как и почему сможет от кризиса выиграть. Сразу оговорюсь - выводы американской телекомпании CNBC, в результате своего исследования заключившей: главный плюс кризиса состоит в том, что людям станет не по карману питаться в ресторанах, а это приведёт к сплочению семьи, и, стало быть, улучшит психическое здоровье, да к тому же поспособствует стройности фигур граждан (американцы величают рестораном и McDonalds), - подобные измышления оставим до лучших времен. Только прямые следствия и конкретные возможности.

Квартирный вопрос

В Москве только за ноябрь, по некоторым оценкам, цена квадратного метра жилья упала на четверть. По фактическим данным продаж, разумеется. Вслух риэлторы пока не решаются огласить свершившийся факт. Или заявляют минус 3-5%, а остальное «дарят» в процессе переговоров, или объявляют «временные» скидки и прочие «разовые» акции. И ведь, к примеру, в Милане или Берлине жильё того же класса по-прежнему дешевле в 2-2,5 раза. В Волгограде темпы падения цен пока скромнее, но стоимость аренды, вернувшаяся к уровню полуторагодичной давности, говорит о том, что и у нас жильё станет дешевле. Впрочем, не всех волгоградских застройщиков это страшит. Представители отрасли рассчитывают, что кризис приведёт к демонополизации, а значит, к удешевлению производства стройматериалов, а также снижению стоимости ГСМ. Заявили и о снижении темпа уже утверждённого роста энерготарифов. Из личных наблюдений (я достаточно много езжу как по Волгограду, так и по области) - не видел ни одной остановившейся стройки. Панических настроений не наблюдается и в стане риэлторов.

- Да, сделок в последние месяцы, если сравнить с прошлым годом, стало меньше раза в два, - призналась директор агентства недвижимости «Спарта» (Волгоград) Наталья Лысенко, - но это не значит, что мы перестали работать. Совсем наоборот. Да, какое-то время регистрационная палата, а наш офис расположен с ними в одном здании, была практически пуста. Но в любом случае люди вступают в наследство, у них рождаются дети и они меняют квартиры, приватизируют квартиры, дачные участки. В последние годы ипотека очень подняла уровень покупательского спроса - процентов 70 покупок были по ипотеке, отсюда и такой обвал, когда кредитование остановилось. Но сейчас уже вновь стали выдавать кредиты. Только не на полную стоимость, а на миллион-полтора. И если человеку действительно нужна жилплощадь - он будет её приобретать. Единственное, чего уже не будет, - это когда зарплата позволяет купить в кредит несколько квартир и сдавать их в аренду. Хотя не исключаю, что многие агентства закроются. Я сейчас вспоминаю время, когда были только обмены, цепочки из 10, даже 12 квартир, и ничего, мы работали, были очень даже загружены. Искали варианты - обмены с доплатой и тому подобное. Кстати, у нас за последний месяц уже было четыре мены. Это трудоёмкое дело, нужно искать варианты, чтобы людям понравилась конкретная квартира, а тем - другая, но это и есть наша работа. А в последние годы риэлторы очень здорово расслабились и не хотели этим заниматься. До сих пор некоторые говорят: нам нужны только чистые деньги. Вот такие лентяи долго вряд ли протянут.

Можем сами

Эту сцену наблюдал пару недель назад собственными глазами. Раннее утро. Молодой человек с печатью скорби на лице читает в газете биржевые сводки. Бабушка, по-видимому, знающая его (а то и его отца) с детства, говорит: «Дима, ну что ты убиваешься? Вот ведь заладили - кризис-кризис. Сметана-то подешевела». На самом деле для многих российских производителей, в первую очередь продуктов питания и товаров лёгкой промышленности, кризис - не столько опасность, сколько новые возможности. Возможности развиться и закрепиться в тех сегментах рынка, куда ещё вчера в силу ряда причин доступ был закрыт. В торговых сетях стало больше молочных продуктов одного с сетью названия. Если в магазине, условно назовём его «Троечка», продаётся колбаса «Троечка», значит магазин договорился с местным производителем и снял с него обязательные платежи за попадание на полки этой сети, но и брэнд у товара оставил свой. Этот процесс только набирает силу. Не касается он тех, у кого слишком много заёмных средств или совсем неконкурентоспособная продукция. Активизировались как мелкие производители, так и региональные гиганты. Например, казачья холдинговая компания «Краснодонское» запустила грандиозный инвестиционный проект по расширению и реконструкции птицефабрики, свинокомплекса и перерабатывающего производства. В 2009 году планируется увеличить производство мяса птицы до 12 тыс. т.

- Областным советом по инвестициям наш проект включён в реестр инвестиционных проектов Волгоградской области, - рассказал исполнительный директор ЗАО «Краснодонское» Леонид Сюльев. - Для первого этапа мы привлекли целевой кредит Сбербанка. Расчётный срок окупаемости 5 лет. Опасений по поводу спроса нет совершенно никаких, даже наоборот. Ведь когда покупательная способность падает, спрос, как правило, смещается в более дешёвую нишу. А птица - это приемлемая по цене альтернатива мясу. Овощи в нашей стране никогда полностью мяса не заменяли, да и стоят дорого. По пессимистичным оценкам, на продовольственном рынке есть вероятность вернуться к нецивилизованным методам торговли. Хотя от прямых контактов производитель-потребитель, даже в форме базаров, есть плюс - может улучшиться соотношение цена/качество, от чего выиграют потребители.

Время для старта

- От действий центральной власти зависит крайне много. То, что делается сейчас, - раздача государственных денег частным банкам - не лучшая мера. История знает немало случаев, когда экономические проблемы приводили к краху империй. Последний пример - распад Советского Союза. Так что говорить, будто кризис - это ерунда, не стоит, - считает доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории и права ВГПУ Николай Болотов. - Но в любом кризисе есть и позитив. 1998-й здорово подстегнул к росту. Потому что народ зашевелился. Люди поняли, что нужно заниматься своим бизнесом. Тем более что во всём мире спад производства - значит производить в России станет намного выгоднее. Но при условии, что будет грамотная политика властей. Особой поддержки никакой не надо, нужно не мешать, создать понятные правила игры. Это в первую очередь организационный вопрос - ведь у нас только на словах бизнес можно зарегистрировать через одно окно, на практике ничего подобного. Мой друг в одном из райцентров области не может открыть дело уже несколько месяцев. Если власти не будут вставлять палки в колёса, кризис заставит наших региональных предпринимателей получше раскрутиться. Какие-то подвижки, кстати, есть. Например, «Пивовар» - предприятие, ещё недавно находившееся в крайне тяжёлом положении, при взаимодействии с муниципалитетом встало на ноги и успешно развивается. Но таких примеров пока очень мало. Если их станет больше, всё наладится. Общий спад рынка, реальные и психологические проблемы его участников - благоприятные условия для открытия нового дела или кардинальной модернизации имеющегося. Неспроста такой интерес у бизнес-сообщества к нанотехнологиям, а также к отраслям, которые считались малоперспективными. Пока все буксуют, а некоторые даже тонут, у новичка есть отличная возможность «выстрелить», в считанные месяцы пробиться в лидеры своего сегмента рынка, а то и всей отрасли. При условии, конечно, что есть финансовые ресурсы. В Волгограде, чего не было уже давно, открылась новая крупная газета. О существовании «Родного города» мы узнали аккурат одновременно с кризисом. Новое издание отличает на редкость агрессивная рекламная кампания. Неужели все эти вложения оправдаются?

- При заходе на волгоградский рынок крупный немецкий медиа-концерн, а мы входим в его состав, предлагал уже успешный в других регионах коммерческий проект, - пояснила директор волгоградского филиала ООО «Новости регионов» Любовь Ковалёва. - Конечно, все бюджеты были заранее продуманы, как и срок самоокупаемости. Что касается привлечения рекламодателей, то кризис больней всего ударил по тяжёлой промышленности и строительству, но это совсем не наша категория рекламодателей.

Есть деньги? Вкладывайте!

Специалисты финансово-кредитной сферы утверждают: те, у кого сейчас есть деньги, могут от грамотного инвестирования получить баснословную прибыль. Так, акции многих компаний сейчас упали ниже балансовой стоимости их активов, что само по себе нонсенс. Это значит, что «когда всё наладится», они гарантированно вырастут в разы. Эксперт волгоградского представительства ИК «ФИНАМ» Ольга Бусова считает: - Если несколько месяцев назад чрезмерные запасы денег на счетах рассматривались как негативный фактор - бизнес недостаточно эффективно использует капитал, то сейчас такие предприятия получили возможность развиваться эффективно. Сейчас можно реализовать инвестиционные программы с меньшими затратами за счёт снижения стоимости материалов и рабочей силы. Есть возможность достаточно недорого покупать активы, реализуя стратегию вертикальной или горизонтальной интеграции. Наконец, финансовый кризис позволяет снижать долговую нагрузку, в частности, за счёт обратного выкупа с рынка существенно подешевевших облигаций. Есть десятки других вариантов усиления рыночных позиций во время кризиса. Сейчас бизнес учится жить в новых условиях - когда деньги дороже и менее доступны. В итоге наиболее популярные ранее методы долгового финансирования снижают свою актуальность. Привлечение ресурсов через фондовый рынок также затруднено - именно биржи пострадали от кризиса в наибольшей степени. Можно ожидать, что в ближайшие несколько лет наиболее серьёзную динамику покажут прямые инвестиции. Хотя вкладываться в покупку будут только опытные инвесторы, которые хорошо знают соответствующую отрасль и имеют достаточно свободных средств. Для долгосрочных частных вложений интересны ПИФы, которые сейчас стоят феноменально дёшево, но по мере восстановления экономики способны продемонстрировать опережающий рост. Конечно, вкладываться в них стоит только с инвестиционным горизонтом от трёх лет.

Новая реальность: живём по средствам

В правительстве готовят законопроект об отмене регистрации граждан, ведь трудовая мобильность россиян катастрофически низкая. Если забыть о всеобщем магните - Москве, которая, как известно, не резиновая, практически все наши соотечественники всю жизнь работают там, где учились (а то и родились), а вовсе не там, где больше перспектив. Для уважающей себя страны ситуация непостижимая. Но с закрытием некоторых предприятий людям волей-неволей придётся искать себе лучшей доли.

- Те, кто грамотно вёл свои дела, - в любом случае выживут, а вот те, кто не совсем рационально использовал внутренние и внешние экономические рычаги, возможно, будет вынужден закрываться. Это нормальный процесс, потому что дальнейший подъём обусловлен тем, что умирают слабые, а более сильные наберут мощи и укрепятся, - считает депутат Волжской городской думы, предприниматель Дмитрий Литвинцев. - Кризис заставляет пересмотреть сам формат бизнеса. Люди корректируют то, что было неэффективно. Сейчас начинают считать каждый рубль, что, в принципе, нормально. Бизнесмены ищут более выгодные предложения, выбирая только то, что ведёт к успеху. Сейчас наступил момент, когда мы должны ориентировать экономику на инновационные технологии, которые всегда ведут к росту. Те фирмы, которые смотрели на несколько шагов вперёд, и уже занимались этим, выйдут с наименьшими потерями. С учётом того что рост зарплаты был быстрый, а производительность труда оставалась на прежнем уровне, экономика была не очень конкурентоспособной. А когда человек ощущает, что может потерять работу, он к ней по-другому относится. Социальные потрясения, увы, возможны, не удастся избежать безработицы. Но эти проблемы обязано решать государство. Для этого у него есть все возможности. А вот неизбежное перераспределение рабочей силы между предприятиями - в перспективе даже положительное явление. Все, кто хочет найти работу, - найдут. На празднование Нового года россияне по-прежнему тратят больше, чем средний европеец. Но в повседневных тратах заметно поужались. Недавний соцопрос «Если бы вы брали кредит для личных нужд, то на какие цели?» показал: на первых местах по-прежнему покупка/ремонт жилья, а вот доля желающих приобрести машину, бытовую технику и «прочие нужды» заметно снизилась. Зато на заметном месте появилась позиция «на образование». Всё у нас получится.

Владимир АЛЕКСЕЕВ