13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Хулиганы городских улиц

Два-три года назад казалось, что проблема нехватки коммунальных сетей в Волгограде не решаема - бюджет не тянет, частные инвесторы за свои деньги строить их не хотят. А сейчас на подходе уже несколько проектов комплексной жилой застройки, где строительство сетей будут финансировать частники при участии федерального бюджета. Слишком дорогой и потому безумной остаётся затея вывести промпредприятия за черту города, а ещё ни у волгоградского бюджета, ни у частников сегодня нет денег на новые здания театров, музеев и концертных залов... Но возможно, через несколько лет и здесь ситуация изменится в лучшую сторону. О стратегических подходах к архитектуре будущего города «ДП» беседует с бывшим главным архитектором Волгограда, а ныне главой территориального управления Госстройнадзора Михаилом НОРКИНЫМ.

- Михаил Карлович, какие особенности волгоградской архитектуры мы должны сохранить в городе будущего?

- Волгоградцы получили уникальное архитектурное наследие. После войны единовременно были построены красивые, выразительные дома, созданы чёткие и понятные планировки улиц и площадей центра города, части Краснооктябрьского и Красноармейского районов. И сегодня гости города, в том числе архитекторы, им восхищаются, называют столичным. Есть города столичные и провинциальные. Столичность - это широкие улицы, проспекты и площади, парки и скверы. А в поволжских городах в основном узкие улицы, сохранившаяся в центре малоэтажная частная застройка, тёмные дворы, подслеповатые окошки, квартиры в полуподвальных помещениях. Довоенный Сталинград тоже имел подобную планировку - короткие поперечные улицы, спускающиеся к Волге, много тупиков. Разрушенный во время войны город-защитник заслужил, чтобы власти сделали всё возможное для его восстановления. Исход войны ещё не был ясен, а в Сталинград пошли деньги и поехали видные советские архитекторы. Эти три фактора - свободные пространства, финансирование и талант зодчих - дали возможность построить красивый город с чистого листа. Город планировали, проектировали и строили маститые архитекторы - Василий Симбирцев, Вадим Масляев, Валентина Статун, Ефим Левитан, Семён Кобелев. В Советском Союзе тогда было всего 32 народных архитектора, двое из них - Масляев и Симбирцев - работали главными архитекторами Волгограда. Этим не может похвастаться ни один российский город.

- С виду кажется, что в других районах города столичность не сохранилась - слишком разбиты улицы и неухожены территории...

- Такая планировка присутствует в Красноармейском районе, там мы видим полную реализацию градостроительного решения послевоенного времени. Шикарная набережная, сравнимая с центральной, проспекты и площади были созданы сразу, единым ансамблем, прежде всего благодаря тому, что это обособленный, густонаселённый богатый район, с крупнейшим на Волге южным промузлом...

- Где деньги, там и архитектура?

- Это аксиома - без денег не будет архитектуры. Чтобы была хорошая архитектура, надо за неё хорошо платить. А вот Кировский район всегда был буфером, мало развитым с точки зрения промышленности и поэтому обречённым на слабое развитие. К тому же все районы, компактно расположенные вдоль главной продольной магистрали, являются пролётными, сквозными, и принимают на себя неблагоприятную для жизни нагрузку от транзитного транспорта. Но у Советского района, как более близкого к центру города, были и остаются широкие возможности для развития. Если в ближайшее время в Волгограде пустят скоростной трамвай до СХИ и достроят автомобильный подземный прокол, который решит проблему пробок на Ельшанском переезде, это даст мощнейший инвестиционный импульс для развития района, в котором мало загрязняющих среду промпредприятий и много неосвоенных территорий. И главное - 15 минут на машине до центра города.

- Ворошиловский район на общем фоне выглядит самым купеческим - там много малоэтажной застройки, ветхого жилья...

- Это могло бы создать возможности для его бурного развития и комплексной застройки современными жилыми сериями. Но есть законодательные ограничения - нельзя предоставлять землю, занятую правами третьих лиц, застройщикам. Мэрия должна перевести эти земли в свою собственность, зарезервировать под муниципальные нужды, произвести снос, предоставить людям квартиры, подвести инженерные коммуникации, и только потом землю с аукциона продать инвесторам. Так что это вопрос далёкого будущего. Зато в Ворошиловском районе есть улица Рабоче-Крестьянская. Грамотная работа архитекторов 50-х годов, которые продолжили традиции послевоенного градостроительства. Улица широкая, пронизывающая ряд площадей и скверов, - чтобы глаз не утомлялся её длиной. А сегодня мы видим примеры небрежного отношения к ней - когда площади, например возле Торгового центра, заполняются, перегружаются объектами, что ухудшает качество городской среды. Похожая ситуация происходит и с уникальной зелёной зоной Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов. В этих промышленных районах была задумана сквозная парковая зона - от большого проспекта Ленина до малого. Она была санитарно-защитной зоной для промышленных предприятий, расположенных вдоль Волги, и в то же время выполняла рекреационную функцию - горожане могли тут гулять, отдыхать, танцевать. А сейчас сплошь и рядом там пытаются строить торговые комплексы и автосервисы. Этого категорически нельзя делать.

- Административно-деловой центр Волгограда, так называемый «пятачок», справляется с нагрузкой?

- Очевидно, что нет. И поэтому по прежнему и нынешнему генпланам часть Дзержинского района вокруг улицы Рокоссовского подлежит бурному развитию. В идеале там нужно снести частный сектор и проложить ещё одну продольную улицу, выше метров на 200. Между этими улицами должен появиться общественно-культурный центр - театры, музеи, выставочные залы. Причём интуитивно этот проект уже реализуется. Можно ругать и бороться с пресловутыми «Миром люстр» и «Миром игрушек» - что мы и делаем, потому что они построены незаконно, но предприниматели интуитивно чувствуют, что здесь надо развивать услуги, строить скорее не жильё, а бизнес.

- А что в итоге будет с этими «Мирами...»?

- Даже если мы как Госстройнадзор и муниципальные власти не снесём их по суду, они сами исчезнут - эволюционным путём. Не надо в градостроительстве революций. Будучи главным архитектором Волгограда, при встречах со своим товарищем, главным архитектором Москвы Александром Кузьминым я спрашивал его, как он борется с киосками и павильончиками на Тверской. И при этом сетовал на то, что сам в Волгограде на решении этой проблемы буквально голову сломал и поседел весь. А он тогда говорил зачем бороться, эту болезнь надо пережить, дать возможность нарастить слой нового бизнеса. Люди не могут в одночасье стать богатыми - с лоточка, с киосочка должны начать. А потом они сами - финансово и психологически - придут к тому, чтобы купить несколько квартир на первом этаже и построить шикарный светлый просторный бутик с грамотными интерьерами.

- Прежде была такая логика - где промышленность, там деньги, а значит, грамотная и прорывная архитектура. А сейчас место промышленности занял бизнес?

- Да, прежде всего девелоперские компании. Не будем лукавить, в основном они приходят в город извне. Хотя и в Волгограде есть компании, с достаточным масштабом и объёмами оборотных средств, и им надо создавать льготные условия в рамках закона. Приходит девелопер, возводит ТРЦ или другое общественное здание, и эта территория становится более привлекательной - и для жизни, и для малого и среднего бизнеса. Единственное, всё же такие комплексы, как «Метро», «Парк Хаус» должны располагаться на периферии города, а не там, где они сейчас.

- Но если в сегменте жилых домов мы видим хоть какие-то архитектурные решения, а ТРЦ и автосалоны - это всегда металлический каркас, облицованный сэндвич-панелями. Серо и уныло. Вдвойне обидно, когда похожим образом выглядят жилые дома в самом центре города...

- Это точно, архитектуры тут нет никакой. Региональные власти на это влиять не могут - вопросы архитектуры вынесены за скобки градостроительного кодекса. Мы сейчас в Волгограде ждём правила землепользования и застройки. Они в том числе определяют вопросы этажности, параметров зданий.

- С другой стороны, именно сооружения, построенные вопреки правилам, порой раздражающие глаз, становятся главными городскими достопримечательностями - как дом Хундертвассера в Вене или творения Гауди в Испании. У нас такое возможно?

- Мне, несмотря на классическое образование и опыт, так хочется, чтобы кто-нибудь из архитекторов похулиганил, хочется нестандартных решений. Но наше послевоенное градостроительное наследие тут как раз тормозом выступает. Оно загипнотизировало местных архитекторов. Есть в городе такие смельчаки, мало, но есть. Надо, чтобы они набрались достаточно опыта и чтобы появились заказчики, готовые принять и оплатить такие эксперименты.

Татьяна ТАРАКАНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации