13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Автоматная очередь

Супермаркеты и автосалоны, больницы и вузы, аэропорты - это далеко не все места, где можно встретить аппараты быстрой автоматизированной продажи. Рядом с ними не надо выстаивать долгую очередь и общаться с продавцом или кассиром. А можно - в зависимости от типа автомата - приобрести чашечку кофе, пакетик чипсов или шоколадку, бутылку минералки, средства личной гигиены и многое другое. Такая форма обслуживания более привычна для столичных жителей, в нашем же регионе вендинговый бизнес (так называется продажа и обслуживание подобных автоматов) только начинает развиваться. «ДП» выясняет, насколько это прибыльно, и с какими проблемами приходится сталкиваться владельцам вендинг-автоматов.

Получите свою чашку кофе

В мировом масштабе вендинг - это система продажи товаров практически любого ассортимента: еды, одежды, аксессуаров, телефонов... В России же - несколько другая ситуация. Через автоматы продаётся лишь малая часть того, что могло бы реализовываться с их помощью. В нашей стране этот бизнес развивается в основном в столицах, и далеко не в таких объёмах, как за рубежом. В регионы же он только приходит. Более всего жители Волгограда и области знакомы с автоматами, которые предлагают чай или кофе. Их владельцы - компании как транснационального или федерального, так и местного уровня, и взгляд на вендинговый бизнес у них разный. Крупные сетевики в Волгоградской области - это компании «Нестле», «НеоТрейд», «Top Vending». Действуют они по отлаженной схеме, которая регулируется в головных офисах. Региональным же компаниям приходится труднее. Генеральный директор ООО «Кофе Тайм» Андрей Виноградов, который занимается вендингом около полугода, рассказал, что сподвигла его на это просьба питерских коллег, которые сопровождают федеральные торговые сети. И дело это совсем не простое:

- Те иллюзии, которые люди питают, смотря со стороны на вендинг и думая, что они будут сидеть и наблюдать, как деньги капают в карман, безосновательны. Это кропотливый тяжёлый труд. В России вендингом заниматься неинтересно, у него низкая рентабельность. Изначально вендинг - просто дополнительная услуга, оказываемая в офисах, крупных магазинах, местах массового скопления людей. А у нас владельцы помещений пытаются на этом заработать. Прибыль не покрывает ставки арендной платы, даже минимальные (в среднем - 1000-1500 руб. в месяц). У нас есть договора на безвозмездной основе, когда мы оплачиваем только расходы на электроэнергию, но их очень мало. Есть аппараты, которые не приносят прибыль, работают в убыток, хотя они стоят в хороших местах. Плюс налоговое законодательство - совершенно не в пользу вендинга. Кофе-автоматы представители вендингового бизнеса покупают за рубежом, и самые дешёвые стоят 120-130 тыс. рублей, а самые дорогие - 300-320 тыс. Их окупаемость - несколько лет, а для того, чтобы бизнес приносил доход, автоматов нужно не один и даже не десять. К этому прибавляется обслуживание, постоянная загрузка ингредиентов, чистка, техническое обслуживание монетоприёмников - всё это, для того чтобы автомат бесперебойно работал и приносил прибыль, нужно делать несколько раз в неделю. И для компании регионального масштаба это достаточно накладно. Плюс отсутствие в регионах культуры потребления из автоматов, которая прививается годами.

У игроков федерального уровня иное мнение. Технический директор московской компании «Top Vending» Дмитрий Ясько рассказал, что его компания пришла на волгоградский рынок около года назад, и рынок здесь «девственный, практически не охваченный» - много предприятий, заводов, других мест, где есть большие скопления людей, большая проходимость, но нет вендинг-автоматов. Вопрос об окупаемости Д. Ясько удивляет: «Что же, я буду работать себе в убыток? Как он может не окупать аренду? Аренда в городе - 800-1000 рублей, что он, в месяц 1000 рублей не принесёт? Если не приносит прибыли - может, так подходят к выбору места, может быть, так обслуживают. Большую роль играет место размещения и контингент. К примеру, есть у нас аппарат, который стоит в больнице, где в основном - пожилые люди, они боятся подходить. А в вузах, детских учреждениях аппараты пользуются спросом». Единственная проблема, на его взгляд, - административные учреждения, руководство которых с недоверием относятся к таким нововведениям. Поэтому автоматам вход в большинство таких мест пока закрыт.

Единственное, в чём сходятся и федеральные, и региональные представители этого бизнеса - важно, чтобы автомат работал бесперебойно, чтобы человек в любое время мог к нему подойти, нажать на кнопку и получить свою чашку кофе. Ещё одна продуктовая линия вендинга - снековые автоматы, в которых можно приобрести чипсы, шоколадки, минералку и тому подобную снедь. Средняя стоимость такого агрегата - 150 тыс. рублей. В Волгоградской области только одна компания, которая занимается этим направлением, - это уже упомянутая московская «Top Vending». Всего в городе у них 40 аппаратов, по словам Дмитрия Ясько, весной планируется завезти ещё по 20 - в Волгоград и Волжский. Компания размещает снековые автоматы рядом со своими же кофейными, чтобы не было сезонного простоя - летом больше спрос на прохладительные напитки, зимой люди греются кофе, к которому тут же можно купить что-нибудь сладкое. Хотя снеки и относятся к продовольственному ряду, но аппараты, заточенные под них, имеют свои особенности: по сравнению с кофейными, их надо чаще обслуживать, в жару по нескольку раз в день завозить напитки, которые моментально разбираются. Нововведения на рынке продуктового вендинга приживаются плохо. Так, одна из компаний разработала свою концепцию аппарата по продаже жевательной резинки, вышла на крупных производителей. Те изобретение оценили, но финансировать его внедрение со своей продукцией не взялись.

Автомат вместо бабушки

Непродуктовый вендинг в Волгограде практически не развивается, несмотря на то, что автоматы такого типа принципиально отличаются от снековых и кофейных - в разы дешевле и основаны на механическом принципе, а не компьютеризованы. Представитель ООО «Торговые автоматы» волгоградского филиала московской компании «Гамболс» Александр Рыжков рассказывает о причинах: «Мы начинали работать в 2002 году. У нас было направление - средства личной гигиены и контрацепции. Мы ставили в кинотеатрах, барах, клубах автоматы по продаже презервативов. Автомат задумывался как «один-на-один». Если человек, допустим, стесняется приобрести презерватив, он может спокойно подойти к автоматическому продавцу в туалете, опустить в него монету и получить то, что хотел. Но продажи пошли очень слабо. Какой-то потребности в этом мы не ощутили. Я не знаю, с чем это связать - может быть, с психологией людей Постепенно это направление мы оставили». Автоматы с игрушками, которые многие из жителей города помнят, постепенно тоже сходят на нет. «Торговые автоматы» занимались и ими, и, по мнению Александра Рыжкова, основная проблема здесь - отношение человека: «Очень много случаев вандализма. У нас лежат груды металла и пластмассы, сожжённые, перевёрнутые, искорёженные и разбитые. Был случай - поставили автомат в кафе на набережной, а на следующий день оттуда звонят - «приезжайте, заберите, мы не будем за него отвечать». Была драка и автомат стали использовать в качестве орудия самозащиты. Нужно, чтобы человек стоял рядом с автоматом - но тогда смысла в нём нет». Есть, пожалуй, единственная на сегодня хорошо прижившаяся разновидность непродуктового вендинга. Приходя в больницы, волгоградцы уже сейчас могут увидеть автомат, осуществляющий продажу бахил. Александр Рыжков говорит, что это ещё одно из направлений, которым они занимались, компания даже изобрела и запатентовала собственную технологию производства автоматов. Это дело пошло успешно. Но аппараты не сбываются напрямую, их заказывает московская компания, а потом уже распределяет по России. Не исключено, что волгоградская поликлиника купит волгоградский же аппарат у столичной фирмы. Есть компании, которые используют бахилы и как носитель для рекламы: их упаковывают в капсулу, на которую и наносится нужный текст или изображение. Судя по комментариям экспертов, волгоградский рынок вендинга не скоро достигнет состояния насыщения, и это несмотря на то, что в городе проживает более миллиона жителей, и он достаточно перспективен. Есть мнение, что невостребованность вендинговых аппаратов - это следствие низкой покупательской способности жителей города. Так, на одном из форумов в теме, посвящённой вендингу, приводится пример Мурманска: численность жителей в нём намного меньше - 375 тыс., а покупательская способность выше - и вендинг развивается лучше.

Мария ЧУРАКОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации