13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Жить завтра лучше, чем вчера

В этом году в Волгоградской области принят трёхлетний бюджет. Об этом, пожалуй, знает большинство жителей региона. Такое среднесрочное планирование обеспечит более чёткое финансирование программ и объектов, рассчитанных не на один год. Но разговор с руководителем комитета по бюджету, налогам и финансам Волгоградской областной думы Владимиром ПОПОВЫМ мы начали с обсуждения не этой новации, а с более спорных вопросов. В работе над бюджетом на 2008-2010 годы было несколько моментов, когда отлаженный за четыре года оперативный думский механизм на время стопорился депутаты высказывали диаметрально противоположные точки зрения на некоторые законопроекты и долго не могли принять окончательного решения.

- Владимир Георгиевич, последний раз это произошло, когда в облдуме рассматривали механизм стимулирования местных властей. Администрация области тогда предложила ориентироваться на критерии, по которым президент России будет оценивать губернаторов. А депутаты поставили такой подход под сомнение.

- Я бы даже не с этого закона начал. Ведь он является продолжением прежнего закона - о фонде развития муниципальных образований, который действовал в области и уже доказал свою эффективность. И по этому закону тоже было много споров, особенно два года назад, когда я выдвинул идею его создания. Напомню, что из этого фонда, который в 2007 году решением депутатов был увеличен до одного миллиарда рублей, муниципальные образования области получали софинансирование на строительство значимых для себя объектов - социальных, культурных, инфраструктурных. У этого закона до сих пор есть ярые противники. Но я убеждён, что это путь правильный, и тому очень много могу привести аргументов. Я не понимаю, почему в Палласовке, Старополтавке, Котово - в любом отдалённом районе объекты должны строить и отвечать за них отраслевые комитеты, которые находятся в Волгограде. В таком случае главы местных администраций, депутаты, избранные жителями территорий, не имеют к этому строительству никакого отношения, не влияют на него. Я считаю, что это нелогично, неправильно и неэффективно с точки зрения использования бюджетных денег. В результате создания фонда муниципального развития были изменены зоны ответственности и направления финансовых потоков. Деньги сегодня идут через районы. А власти районов, городов и поселений через систему тендеров выбирают подрядчиков и на местах контролируют ход строительства.

- Однако в облфинкомитете говорят, что освоение этого миллиардного фонда в 2007 году идёт не слишком активно...

- Да, есть некоторая опасность, что средства фонда не будут до конца использованы. Мы изучали ситуацию на начало декабря - речь шла о 30 млн невыбранных рублей. Но, во-первых, это не слишком большая доля от всего объёма, а во-вторых, это показывает - кто из избранных народом глав не в полной мере справляется со своими обязанностями. Если они не хотят осваивать выделенные деньги, то значит, и с остальными функциями недостаточно хорошо справляются. Если такие моменты будут продолжаться, надо снимать деньги с этих территорий и отдавать туда, где их умеют эффективно тратить.

- По новому Бюджетному кодексу и 131-му федеральному закону создавать в составе бюджетов фонды не разрешается. Значит, в 2008 году софинансирование социальных объектов из облбюджета прекратится?

- Фонды создавать действительно не разрешается. Но механизм, при котором местные власти перестают ходить в поисках денег, а начинают сами разрабатывать проекты и софинансировать их вместе с нами из своих бюджетов, надо сохранить. Он ускоряет развитие области. И в бюджете следующего года заложено порядка 1,2 млрд рублей на дотации и субвенции территориям по утверждённому перечню социальных и инфра-структурных объектов. А если добавить сюда ещё порядка 700 млн рублей от «Газпрома» на газификацию, то нам есть чем гордиться, - бюджет развития области составит 2 млрд рублей. Это деньги, которые мы инвестируем, а не проедаем. Закон о стимулировании деятельности органов МСУ, с которого вы начали наш разговор, - тоже часть этой работы, которой занимаются депутаты облдумы.

- Однако он так и не был принят.

- У нас есть время поработать над ним в начале следующего года. Действительно, на думском заседании в ноябре законопроект, разработанный областной администрацией, вызвал много нареканий депутатов и не набрал большинства голосов. Его сторонники, к которым я отношу и себя, не смогли убедить остальных депутатов принять его как концепцию и потом дорабатывать параметры. Сейчас разработчики заложили 50 критериев оценки работы местных органов власти. Согласен, это много, и не все из них оценивают те показатели, на которые могут влиять те, кого мы оцениваем. Депутаты законопроект отклонили. Но работа над ним продолжается в комитетах. К тому же мы разослали письма во все муниципальные образования с просьбой дать свои рекомендации. И ответы потихоньку начинают приходить. Думаю, в начале года мы примем этот закон о стимулировании, тем более что деньги в бюджет на поощрение десяти лучших районов, городов и поселений уже заложены.

- Какие ещё законопроекты, касающиеся бюджетной и финансовой сферы, вызывали жаркие дебаты в текущем году?

- Всегда болезненно проходят проекты по увеличению налоговых платежей. Обладминистрация предлагала увеличить налог на транспорт - для физических и юридических лиц, прежде всего для тех, кто владеет иномарками. Депутаты этот проект отклонили, посчитав, что волгоградцы и так много платят. Хотя я считал этот проект справедливым - понятно, что пенсионеры на дорогих иномарках не ездят. А бюджет мог бы получить порядка 100 млн дополнительных рублей. Тяжело шёл проект закона по госгарантиям. Моя позиция проста, и я её озвучивал не единожды на думе. Это надо делать. Опыт передовых регионов России показывает эффективность такого подхода. Ряд моих коллег, оппонентов этого закона, говорят: почему, мол, мы должны помогать тому или иному частнику, у которого денег и так много. Пусть, мол, сами кувыркаются. Это подход неправильный. Наши многомиллионные вливания за счёт бюджета в личные подсобные хозяйства тоже нужны, но и среднему, и крупному бизнесу надо помогать. Иначе, когда страна присоединится к ВТО, нас завалят дешёвой сельхозпродукцией. И волгоградские сельхозпроизводители окажутся не готовы конкурировать с иностранными фирмами. Госгарантии нормальный цивилизованный путь поддержки своего товаропроизводителя. И Волгоградская облдума в итоге проголосовала именно за такой путь.

- Какие ещё решения облдумы имеют стратегическое значение для развития региона?

- Мы правильно сделали, что укрупнили региональные целевые программы. Раньше деньги по программам мы размазывали тонким слоем по широкому кругу проблем. Теперь программы весят по 100-500 млн рублей каждая, и сразу видно - по итогам, например, программы социального развития села строятся конкретные водопроводы, газопроводы, детские сады. При таком подходе мы легче вписываемся в федеральные программы.

- На какие объекты в области сегодня идут живые федеральные деньги?

- Сразу оговорюсь, хоть поток этих денег весьма весом, мы используем далеко не все возможности. И всё же радует, что софинансирование из федерального и регионального бюджетов идёт на новую коммунальную инфраструктуру в рамках жилищного нацпроекта. Вместе с федерацией и местными бюджетами мы финансируем очистные сооружения на о. Голодный, мост через Волгу. Причём в хороших пропорциях, при которых большая часть идёт из центра. Сейчас очень важно проработать механизм первого для области государственно-частного партнёрства при строительстве дороги «Объезд Волгограда». Ведь речь идёт о 100 млрд рублей, которые могут влиться в экономику области.

- Мы говорим о значительных объёмах бюджета развития. А как обстоит дело с социальными выплатами?

- К сожалению, есть много категорий волгоградцев, которые не могут сами себя обеспечить и которым надо помогать. И в этом вопросе у депутатов редко бывают споры. Принято немало социальных законов, которые облегчают жизнь ветеранов, детей, беременных женщин, малообеспеченных граждан. В год на прямую помощь им из бюджета выделяется порядка 2 млрд рублей. Возьмите повестку дня любого заседания думы обязательно один-два вопроса касаются этой темы. Ещё одна относительно новая тенденция - у депутатов появилось больше возможностей заняться контролем за расходованием бюджетных средств, наладить на постоянной основе работу с контрольно-счётной палатой, создать постоянно действующие рабочие группы.

- Дума в этом составе работает четыре года. Насколько накопленный опыт ускоряет процессы принятия, например, самых сложных, бюджетных вопросов?

- Рост профессионализма депутатского корпуса заметен невооружённым глазом. Подавляющее большинство депутатов научились работать с бюджетом, понимают, что на что влияет и что от чего зависит. С одной стороны, это ускоряет процессы принятия решений, с другой - тормозит. Обсуждения по спорным вопросам стали предметней и жарче. Да и само законодательство усложняется. По документам сегодня можно проследить путь каждого бюджетного рубля.

- Какая для вас самая любимая строчка в бюджете 2008 года?

- Всё-таки наиболее ценны для меня вопросы, касающиеся фонда муниципального развития. Территории должны развиваться, завтра мы должны жить лучше, чем вчера. И очень меня радует, что бюджет принимается на три года - мы теперь не ограничены одним годом, можем просматривать судьбу долгосрочных проектов, сократить количество долгостроев.

- Налоговая система региона в этом году менялась?

- Да, мы в некоторых аспектах меняли законодательство о налоге на имущество, на землю. Но это была работа над частностями. К счастью, сейчас время, когда законодатели создали в целом достаточно стабильную и понятную систему. Это очень облегчает работу местных органов власти. Я перед выборами в Госдуму РФ ездил по районам. В одной из школ смотрю - новые парты, доски. Спрашиваю: что, по нацпроекту деньги получили? Нет, говорят, сами сэкономили. Поставили мини-котельную, и в десять раз сократили платежи за тепло - с 400 тысяч рублей в месяц до 40. Это главный итог года - в территориях начинают эффективно работать с деньгами. Ведь с уровня области всё не проконтролируешь. А сейчас снизу создаётся система, при которой действительно выгодно эффективно работать с деньгами. Если все так будут делать, результат будет отличный.

Татьяна ТАРАКАНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации