13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Непродуктивный критерий

Весь 2009 год «Деловое Поволжье» вместе со своими экспертами обсуждало темы морали и нравственности в нашей жизни. Мы говорили на эти темы с политиками, предпринимателями, деятелями искусства, редакторами СМИ, обсуждали темы этики в благотворительности, семейной жизни. Настало время подводить итоги годовой работы. И мы сделали это с теми, ради кого, собственно, мы живём, - с молодыми людьми. 10 студентов Волгоградского государственного университета ответили на вопросы анкеты, состоявшей из четырёх вопросов. Назвать их будущими журналистами нельзя - многие из них успешно совмещают учёбу с работой. И тем интереснее их мнение по столь насущным для всей страны вопросам: без формирования общих ценностей, без некого нравственного напряжения не получится у нас ни борьба с коррупцией в экономике, и тем более в политике, ни интеллектуальный рост, ни многое другое, что сейчас принято называть модернизацией страны.

Глас вопиющего в маршрутке

Вопросы для студентов были несложными: не требовалось всесторонне оценивать уровень нравственности общества, нужно было описать конкретные ситуации, в которых вопрос об этичности или неэтичности поведения неизбежно возникает. Когда? Что говорят люди? Кто берёт на себя эту ответственность - сказать другому, что он ведёт себя неподобающим образом? А потому первый вопрос: приходилось ли вам за последний месяц слышать в чей-либо адрес замечание «как вам не стыдно?!» или что-то аналогичное? Из десяти человек двое ответили: нет. Правда, один тут же оговорился, что в его собственный адрес такое вполне могло бы прозвучать: «когда я не обращаю внимания на окружающих». Из восьми сказавших «да» пятеро сталкивались с этой ситуацией в маршрутке или другом общественном транспорте.

Юрий Воропаев: Места большого скопления людей - это настоящий рассадник всяческих нарушений норм морали. Большое количество незнакомых людей не могут спокойно находиться вместе. Особенно это касается общественного транспорта. И призывы к чьей-либо совести там слышны постоянно: водители обращаются к пассажирам, пассажиры - к водителям и друг к другу.

Дмитрий Бондарев: Будучи пресс-секретарём «Волгоградрегионгаз», в период кампании по заключению договоров на ТО ВДГО, не раз отвечал на звонки населения, слушал жалобы на «плохую работу газовиков», в том числе и лично в свой адрес. Данную реакцию людей я старался воспринимать адекватно. С одной стороны, понимал, что моей вины в сложившейся ситуации не было, с другой - старался не «переводить стрелки» на руководителей компании. В общении оставался спокоен, стараясь внести ясность в вопрос ТО ВДГО. А приходилось ли вам самим за последний месяц обращаться к чьей-либо совести или стыду? Вот тут расклад уже сложнее. Четверо ответили «нет».

Дмитрий Бондарев: Не считаю критерий совести продуктивным в современных условиях. Двое сказали «нет», оговорившись, что желание-то было, а вот возможности - нет.

Евгений Кулькин: Не далее чем вчера, пребывая за рулём автомобиля, был вытеснен со своего ряда перестраивающейся машиной, которая никак не реагировала на издаваемые мной сигналы. Результат - я на обочине в сугробе. Водитель даже не остановился и спокойно поехал дальше. Правда, сомневаюсь, что я бы ему сказал «как вам не стыдно».

Из четверых самых активных двое взывали к совести водителя маршрутки, причём в обоих случаях это касалось неуважительного отношения к старикам. Но результата не принесло.

Анастасия Аксёнова: Сидя с водителем рядом, я спросила, не стыдно ли ему, на что на протяжении 15 минут до конечной остановки он мне отвечал, как нелегка доля маршрутчика, а пенсионеры пусть ездят на трамвае.

Александр Акулиничев: Имел опыт общения с молодым коллегой-журналистом, работающим в одной «жёлтой» газете. Я говорил, что ему должно быть стыдно писать подобную ерунду, тратить свои силы, талант и кормить людей «жареными» фактами. Как всегда бывает в подобных случаях, он меня не понял. Впрочем, иного и не ожидалось.

Нюансы за чертой

Естественно, что, видя малый результат призывов к совести, можно усомниться в необходимости таких призывов. Получают ли молодые люди поддержку в таком активном поведении? От кого? Третий вопрос звучал так: обсуждали ли вы в какой-либо компании или аудитории ситуации, связанные с этическими нюансами поведения? Обсуждали все. Причём в большинстве случаев - со своими сверстниками (друзьями, однокурсниками). Иногда к разговору подключаются родители, родственники. Анастасия Аксёнова: Помимо ВолГУ сейчас учусь ещё в другом учебном заведении, преподаватели которого не прочь принять от студентов какой-либо подарок за цифру в зачётке. С группой студентов-заочников, которые не прочь эти подарки сделать, часто обсуждаем грань дозволенного, этические нюансы за чертой, которую мы уже переступили.

Александр Акулиничев: С одним из друзей я регулярно обсуждаю проблемы этичного/неэтичного поведения и отношения к жизни волгоградской «золотой молодёжи» (сыновей бизнесменов и политиков, наших общих знакомых).

Анна Матасова: Обсуждали мою подругу, которая с пренебрежением относится к продавцам и консультантам в отделах продаж. Пытались объяснить ей, что это люди, они к концу дня тоже устают и не могут только одной ей уделять внимание.

Сергей Кузнецов: Чаще всего - ситуации, связанные с дорогой, поведением водителей и игнорированием правил дорожного движения. Несмотря на то, что, по моим наблюдениям, этические темы в интернет-форумах собирают рекордное количество реплик, только один из десяти сказал, что участвовал в такой дискуссии, причём обсуждали ситуацию с его участием. А что же старшие? Коллеги по работе, преподаватели вуза? Похоже, что их роль минимальна.

Дарья Лежайская: На работе часто обсуждаем лизоблюдническое поведение начальства по отношению к вышестоящим руководителям. И только два ответа отличаются от всех прочих.

Дмитрий Бондарев: На занятиях по «Этике журналистики», на семинаре в «Газпроме» - «Этические принципы работы с населением».

Анастасия Радчук: Проводила лекции по основам журналистики школьникам, выпускающим школьные газеты в Калаче-на-Дону. Говорили с ними о том, как журналисты должны правильно писать о наркотиках, ВИЧ, СПИД и т.д. Ездила в рамках проекта «Правильный взгляд» ВООО «Федерация детских организаций». Может быть, поддержку оказывают средства массовой информации? За последний месяц видели ли вы телепередачи (фильмы), читали ли в СМИ какие-либо публикации на этические темы, описание чьих-либо поступков или взглядов с точки зрения их нравственности? Совсем ничего не вспомнил только один.

Анастасия Радчук: Фильм «Похороните меня за плинтусом» по книге Павла Санаева. Проблема воспитания детей.

Александр Акулиничев: В последнем номере журнала «Огонёк» читал статью о Сергее Магнитском, юристе, умершем в одной из тюрем, и об отношении к заключённым в наших правоохранительных органах и в обществе. Регулярно читаю статьи на подобные темы в различных печатных СМИ, поскольку эта тема мне интересна. Но телевизор всё-таки рулит. Диапазон увиденного - от передачи «Человек и закон» до старых выпусков программы «Культурная революция».

Инесса Герасименко: Обсуждали современное кино. О том, чего ему недостаёт, что можно совершенно обойти стороной. Затрагивалась тема нравственности в современном кино, что оно в себе несёт.

Но, даже если тема совпадает с личной болью, полного удовлетворения от просмотра нет.

Сергей Кузнецов: Буквально через день после похорон дедушки случайно попал на программу 5-го канала (СПб) «Открытая студия». Тема передачи на тот момент оказалась чрезвычайно актуальной: «Цена смерти». И то, с чем нам пришлось столкнуться самим, обсуждалось в течение часа и абсолютно разными людьми. Программа не претендует на решение проблем, а только обсуждает их, обращаясь к морально-нравственной составляющей.

Дмитрий Бондарев: Ток-шоу «Пусть говорят», хотя и в крайней форме - тема этики здесь не главная. Других программ и публикаций, к сожалению, не видел.

Юрий Воропаев: В последнее время стало популярно делать передачи на темы этики и нравственности. Конкретные примеры привести затрудняюсь. Но, как правило, передач и фильмов, нарушающих всячески эти нормы, гораздо больше, взять, например, современные российские «комедии» и развлекательные передачи.

Дарья Лежайская: Недавно смотрела передачу В. Третьякова «Что делать?» с темой «Совместимы ли мораль и политика?». Кажется, так она звучала. Обсуждение было спокойным и философским. А я бы кричала, рассуждая об этом вопросе.

Хотите поговорить об этом?

Какие же из всего этого выводы? Находясь в маленькой замкнутой группе, молодые люди могут реализовать свои этические потребности - здесь можно и обсудить что-то, и быть услышанным, и получить сполна за плохое поведение. Но как только человек выходит за пределы привычного окружения, он сталкивается с тем, чему не может противостоять, даже если хочет. Не случайно девушки, посовещавшись, назвали «самые малоэтичные места» - общественный транспорт и большие магазины. Те, кто сами водят машины, добавляют третье - дорога. Это, пожалуй, и есть главный вывод не только разговора со студентами, но и всей годовой исследовательской работы «ДП»: формирование единой, общей для всех этики идёт в тех социальных группах, где, во-первых, возможны переговоры, во-вторых, есть рычаги влияния на тех, кто эти этические принципы нарушает. Общество и государство в целом не имеет ни таких переговорных площадок, ни рычагов.

Мы, даже если очень хотим, не успеем и не сумеем перевоспитать «трамвайного хама», пусть даже сегодня он не в трамвае, а в маршрутном такси. Впрочем, в маршрутке как раз может за время пути сложиться маленькая общность, осуждающая нетрезвого хама. Хотя такое сообщество может и ополчиться на разговаривающего по телефону студента - не потому что громко или с матом, а просто потому, что надоел. Бывает такое и в трамвае, раз уж о них зашла речь. Годы стабильности в экономике привели и к стабилизации в обществе. Деловые круги, например, - это уже вполне структурированное сообщество, в котором все друг друга знают, и появление одноразового бизнесмена (по принципу «хапнуть и сбежать») становится почти нереальным. Репутация человека слова здесь уже ценится. Влияет и конкуренция: с добросовестным партнёром иметь дело выгоднее. Своя этика складывается и в политике, хотя результаты могут сильно огорчать: эта этика направлена в большей степени на обустройство отношений внутри группы, чем на отношения с обществом, избирателями в целом. То же самое можно сказать и об этике СМИ: внутри сообщества есть свои авторитеты и изгои, есть правила внутрикорпоративного взаимодействия, но далеко не всегда эти этические правила распространяются на читателей и зрителей. Но в этих группах и переговоры возможны, и наказание за дурное поведение реально - просто перестают принимать в свои круги, и живи сам по себе.

А вот ситуация на дороге становится квинтэссенцией морального состояния общества. Возможностей вести себя не по-людски - море, тем более что на дороге все участники движения анонимны, вступить в переговоры нереально, а наказание за хамство может последовать только от государства, но никак не от других участников процесса. Хотя встречаются водители, которые считают нужным «учить» других - например, запирать своей машиной неправильно припарковавшегося на стоянке, несколько раз прицельно «оттормозиться» перед капотом того, кто грубо перестраивается, и так далее. Но слишком часто такие действия являются оборотной стороной того же хамства, против которого направлены. В более корректном варианте выразить своё осуждение можно истошным сигналом, а одобрение, благодарность - миганием аварийных сигналов. Вот и весь арсенал. И если государство своих функций не выполняет, на дорогах творится хаос. Правда, оно наказывает только за нарушения закона (ПДД), но, оказывается, и этого достаточно. Как ни странно, нравственное состояние нашего общества - это, может быть, единственная его проблема, которую можно решить разговорами.

Материал публикуется в рамках гранта Волгоградской области в сфере СМИ по теме «О проблемах морали (нравственности)».

Анна СТЕПНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации