13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Дети великого разлома

Каждый день я так или иначе проживаю со студентами. Каждый профессиональный день. Слушаю, смотрю, думаю. Меняются? Да. Становятся жёстче, циничнее, компромисснее (о чём не преминет посетовать старшее поколение)? Ой ли...

Мы привыкли спрашивать с молодых людей по всей строгости. Начиная с детсадовского возраста постоянно вопрошаем: выучил ли, понял ли, освоил, преодолел? Оправдал ли надежды, заботу и вложения? Словно играя в куклы, мы в каждодневной рутине забываем глянуть на них глубже, иначе, сквозь призму самих себя, прячась за привычное: мы такими не были. А ведь и правда - не были! Страна, вырастившая нас, нынешних сорокалетних, усеяла наше детство и юность россыпями устойчивых ориентиров, от нравственных до идеологических. Мы не только знали, что такое хорошо и что такое плохо, но и умели применить это в собственной жизни (конечно же, с переменным успехом, на то она и жизнь!). И именно на наше взросление и выпало время, когда страна, усомнившаяся в верности выбранного курса на всеобщее счастье, в срочном порядке отозвала прежние ориентиры и... Каждый отправился искать собственное счастье, а не всеобщее... Нынешние двадцатилетние - дети того великого разлома, когда всё поделилось на ДО и ПОСЛЕ. И мы предложили им новый мир.

Каждый молодой человек, взрослея, стремится встроиться в предлагаемые обстоятельства, с одной стороны, и стать счастливым, с другой. Первое диктуется обществом, второе... Наверное, это и есть то духовное, от Бога, что делает нас людьми. Начала не стыкуются, образуя ножницы, латентный конфликт, если хотите. Чтобы избавиться от противоречия, нынешние молодые складывают некую специфическую, на первый взгляд, иерархию ценностей, ищут себя в новой этике и эстетике. Современный мир диктует им обязательность успешности и материального процветания, предлагая этапы пути к этим благам: учёба, карьера, власть и финансовое величие (как результат усилий). И они штурмуют вузы, выбирая престижные, но, увы, нелюбимые специальности (первый взрослый компромисс), пакуют чемоданы и отправляются покорять офисы столицы, северной столицы и далее... Современный мир подсказывает, что финансовая успешность - обязательное условие семейного благополучия. И они отказываются от первой любви (рано!), официальных браков (я не готов к такой ответственности!), детей (только не сейчас!). Второй взрослый компромисс.

Современный мир учит, что побеждает сильнейший, что никто никому ничего не должен, что слабый - заведомый неудачник. И они старательно «закаляются»: сквернословие, алкоголь, табак и т. п. Знают ли о последствиях? Конечно! Просто это очередной компромисс... Их много ещё будет в жизни, а с этими, как правило, стартуют. Но, к счастью, не всё так грустно. Социологи сегодня фиксируют у современной молодёжи наметившийся возврат к консервативным ценностям. Исследования показывают (в частности, работы профессора В. Е. Семёнова, СПб.), что главными жизненными ценностями молодёжи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Примечательно, что для сознания молодых людей характерна вера в принцип справедливости в этой жизни, что является важным элементом нравственности. Они убеждены в том, что возмездие за злодеяния неизбежно. Значимым индикатором духовно-нравственного состояния общества, особенно в настоящее время, в условиях аморализма, царящего в СМИ, является отношение к нравственному контролю над содержанием телевизионных программ. За такой контроль выступает подавляющее большинство молодых людей. Об этом же свидетельствует и молодёжный выбор в сфере литературы и искусства. Исследования также показывают, что молодые люди осознают, кто и что влияет на них. Вне конкуренции остаётся влияние родителей, прежде всего матери и в меньшей степени отца, затем с большим отрывом следуют друзья, книги, фильмы, родственники и на последнем месте - учителя. Вместе с тем влияние средств массовой информации (прежде всего телевидения) молодёжью осознаётся плохо.

Главной проблемой формирования современного молодого человека в настоящее время стало противоречие между его просоциальным, нравственным характером и антисоциальными, аморальными условиями отечественных нецивилизованных рынка, инфраструктуры досуга и СМИ, вопиющий разрыв между сверхбогатыми и крайне бедными слоями населения. Современный молодой человек, с одной стороны, находится в более или менее нормальной нравственной обстановке семьи, школы, высшего учебного заведения, работы (прежде всего, на государственных предприятиях), а с другой стороны, на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга оказывается в совершенно иной атмосфере. Его окружает навязчивая двусмысленная реклама, часто переходящая все нормы элементарной этики, ключевыми словами которой являются «наслаждение», «соблазн», «искушение». Наверное, приходит пора сказать нашей молодёжи, что современное общество лицемерно, оно требует от нас многого, но не даёт возможности это исполнить. Однако, судя и по опросам, и по личному опыту, молодёжь обладает ещё существенным позитивным духовно-нравственным потенциалом. А значит, никуда оно не денется, счастье, и личное, и общественное.

Елена КОВШИКОВА, доцент кафедры социологии управления ВАГС


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации