13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Трамвай «Выборы»

Предстоящие выборы главы администрации Волгограда активизировали общественные и политические силы региона. Однако традиционно у местных избирателей нет права самостоятельного выдвижения кандидата. Этот право находится в руках крупнейших кланов области, которые заинтересованы в сохранении статус-кво и стабильности политической ситуации. В июне 2005 года в «ДП» 20 была опубликована статья под названием «Клановая политэкономия Волгоградской области», где автор анализировал социально-политические процессы с позиции борьбы кланов нашего региона. Напомним, что было обозначено четыре основных клана нефтяники, газовики, новгородская (то есть новогородская) и старгородская (старогородская) группы. Данный материал продолжает эту тему.

Выборы и кланы

В сохранении политического статус-кво особенно заинтересованы нефтяники и газовики, которые не испытывают политэкономического интереса к городскому хозяйству и, соответственно, к выборам мэра, т.к. при любой власти будут получать свою долю коммунального налога в виде платежей за энергоносители. Они заинтересованы только в консервации слабой политической системы городской власти. Это выгодно, потому что позволяет выкручивать руки любому политику, находящемуся во главе города, и навязывать свои решения в определенных сферах (ценообразование на коммунальные услуги, политическая поддержка депутатов областной думы от этих групп и т.д.). Новгородская группа больше всех заинтересована в сохранении своих экономических и политических позиций, основанных на торговой и коммунальной деятельности на территории города. Потеряв лидера по известным всем причинам, она вынуждена выставить на ристалище политической арены исполняющего обязанности мэра, который неожиданно для всех оказался в роли публичного лидера клана. Используя значительные медиаресурсы и административные рычаги своей группы, он активно вступил в политическую деятельность, навязывая быстрый темп одновременной игры по защите интересов клана и собственной раскрутке. Старгородская группа, представленная экс-мэром и приближенными к нему бизнесменами, заинтересована в продвижении кого угодно, но только не представителя новгородской группы, который несколько лет юридически преследовал предприятия данного клана и публиковал негативную информацию о ее лидере. Однако медиаресурсы группы ограниченны, хотя они могут перевесить чашу политического общественного выбора в критическую минуту на другую сторону.

Выборы, партии и политики

Традиционно большинство местных политологов считает, что в выборах победит тот политик, который получит поддержку парламентских партий и губернатора. По нашему мнению, это не так. Губернатор как фигура полити- ческая и многоопытная публично может никого не поддержать. Ему это не выгодно. Кто бы ни победил, все придут к нему на поклон. Косвенную публичную поддержку отдельным кандидатам в мэры могут оказывать разные его заместители, таким образом огораживая поле для маневра в будущем для губернатора. А это уже совсем другой уровень поддержки. Парламентские партии Волгоградской области сегодня находятся в достаточно сложном положении. Областная «Единая Россия» пока не имеет единого местного центра силы и лидера, который оперативно сплачивал бы массы сочувствующих представителей элиты под любые выборы, что показали выборы губернатора в прошлом. Это продолжалось и этой осенью, когда партийного кандидата в мэры с подачи газовой вертикали федеральной власти выдвинули с большим опозданием. Трамвай под названием «волгоградский выбор» уже едет, а на ходу в него пытается вскочить новый партийный претендент. Новая партия власти «ЖИРОПЕН» (по едкому определению Г. Зюганова) под руководством молодого политика вообще никому не известна. И навряд ли способна одарить будущего мэра большим количеством голосующих, что подтвердили выборы в Перми и в других регионах России.

Позиция КПРФ кажется твердой, как никогда. Они могут поддержать экс-спикера или, учитывая его деструктивную позицию относительно первого секретаря обкома, кого-то другого, т. е. банально поторговать своей политической поддержкой в обмен на будущие услуги. Однако подобная ситуация на прошлых мэрских выборах, когда смена приоритетов произошла в течение осени 2003 года, больно ударила по авторитету партии. Кроме того, электоральная сила коммунистов уходит в советское прошлое. Сегодня многие местные политики позиционируются как самостоятельные фигуры, готовые к работе в качестве нового мэра. Однако большинство из них не имеет значительных ресурсов для собственного продвижения, кроме желания и потенциальной возможности получить поддержку отдельных партий, о которой без соответствующих финансовых вложений электорат может и не узнать. Больший интерес представляют позиции только двух наиболее известных претендентов на власть в городе. Экс-спикер, который имеет огромный политический вес народного популиста в районе «Красного Октября» и традиционный шлейф представителя нового поколения коммунистической партии. Это 20% послушного электората (при явке избирателей ниже среднего от списочного состава это составит в абсолютных цифрах порядка 35-40 тысяч человек), который гарантированно проголосует при любой погоде за этого политика. Его поддержат нефтяники, и с определенной оговоркой газовики, которые должны учитывать федеральные партийные пожелания, и, скорее всего, старгородская группа, если не увлечется собственными прожектами. Поддержка будет иметь, вероятно, финансовый, но не публичный вид. Новгородская группа будет этому сопротивляться всеми доступными средствами, этот клан борется за свое выживание. Исполняющий обязанности мэра оказался полити- ческим бойцом, который сумел объединить административные ресурсы и городскую клиентелу (работники администрации, члены их семей, трудовые коллективы дружественных коммунальных предприятий, участники ветеранских, национальных, иных прикормленных общественных организаций и т.д.) вокруг себя. Это тоже 20% электората, который достаточно устойчив. Некоторые неожиданности могут грозить от предыдущего лидера, который может вырваться на свободу и поменять расстановку сил в группе. Но это не сильно скажется на электоральной активности сторонников данного клана. Кстати, по данным разных социологических опросов большинство голосующего населения Волгограда не хотят видеть во главе города политиков или хозяйственников моложе 40 лет.

Выборы и технологии

Сроки выборов еще плавали в зимнем волгоградском тумане, а почтовые ящики жителей миллионного города уже заполняли бесплатные рулоны газетной бумаги. Очевидно, что предстоящие выборы будут самыми дорогими и грязными выборами последних лет. По оценкам экспертов, для победы над политическими оппонентами необходимо потратить около 70-120 млн рублей денег и 5-6 месяцев каторжной работы политтехнологов. Ведущие политики города сделали выбор в пользу использования самых затратных технологий политического выбора. И учитывая их молодость и свойственный такому возрасту радикализм мышления, нас ожидает яркая и безобразная кампания. Одни используют выпуск якобы разных газет для черного пиара, отбивая охоту участвовать в выборах вообще у большинства населения, что выгодно тому кандидату, у которого электорат приходит всегда. Другие агитируют волгоградцев с помощью малых добрых дел, озаряемых светом голубого экрана. Расчет на поддержку сердобольных бабушек и дедушек, традиционно относимых к электорату, который должен голосовать за другого кандидата в мэры. Очевидно также, что предвыборные штабы первого и второго политиков готовят контратаки на чужом медийном поле. И тогда произойдет смешение грязи и добрых дел в почтовых ящиках и на экранах телевизоров волгоградцев. И выбирать, как всегда, нам будет не из кого.

Выборы и народ

Таким образом, народ традиционно продемонстрирует низкий уровень явки на выборы, тем более что муниципальный уровень политической борьбы пользуется все меньшей популярностью у большинства социальных групп. Вспомним, с каким трудом, в два тура, еле-еле преодолев народное вето («против всех»), в 2004 году избрали городское собрание законодателей Волгограда. Такой расклад сил может изменить только прямое участие федеральных политиков в местных политических процессах, которые возьмут на себя ответственность за исход такого противостояния двух молодых лидеров (в частности, как обычно, ходят разговоры, что Митрофанов хочет стать мэром Волгограда). Тогда политического влияния заместителей губернатора явно не хватит, чтобы отрегулировать ситуацию. Обсуждается и вариант выбора мэра городской думой, которая славится неумением находить консенсус. Здесь вопрос выбора интересен в политико-правовом аспекте: глава муниципального образования будет из состава депутатов или политик со стороны? Интересно, у кого из нынешних депутатов найдутся лишние 100 миллионов для кулуарного решения вопроса? Не в банке же им кредит брать? А то это уже соблазн для многих из них. А местные политинвесторы, скорее всего, будут вкладывать свои средства в обоих кандидатов примерно поровну. И ждать выборов или другого политического решения, например, в русле построения вертикали административного управления, когда появится возможность у других возрастных групп местной элиты взять власть в свои руки.

Игорь Бельских, к.э.н., директор Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие»


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации