13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Школа компромисса

Волгоградской областной думе исполняется 15 лет. В день выборов её первого созыва - 12 декабря 1993 года - принята и новая Конституция России. Эти полтора десятка лет - история становления профессиональной политики и большая школа демократии. Депутаты четырёх созывов учились не только читать бюджетные росписи и понимать, что такое дух и буква закона. Главное - они учились искусству компромисса, без которого нет движения вперёд ни для них самих, ни для региона. В этой школе за 15 лет проучилось всего-то лишь более сотни человек. Но вместе с ними училась вся область: публичность уроков оказала огромное влияние и на политиков, и на избирателей. И даже характеры председателей думы отражали не только расклад на момент избрания, но и дух времени.

Дитя свободы

За эти годы установлены формальные и неформальные правила политической конкуренции, причём она стала публичной и вышла из коридоров дома на проспекте Ленина, 9, на поле массовой политики. Становление думы началось, как и положено, с того, что она долго и мучительно отрабатывала собственную структуру. В думе первого созыва председателем стал Леонид Семергей («Наш дом - Россия»). Несмотря на то, что Леонид Васильевич долго работал в КГБ, его стиль общения имел мало общего с образом немногословного и неяркого чекиста, какими они нам по сей день кажутся. Хлёсткие шутки первого председателя бережно хранятся в памяти политических аналитиков. И те же аналитики отмечают, что гибкости председателю явно не хватало: противостояние с коммунистами грозило парализовать работу думы. С другой стороны, в те годы «держать и не пущать» коммунистов было государственной задачей. Депутаты от КПРФ требовали полномочий - им их не давали. Это в значительной мере было содержанием политической конкуренции в первой думе. Изначально в ней было создано всего четыре комиссии, в начале 1994-го добавили ещё одну, к осени ещё, потом их полномочия перераспределялись, возникали новые комиссии, старые упразднялись. В 1995 году в Волгограде состоялись выборы мэра, чему предшествовала жёсткая борьба в думе при определении статуса и возможностей местного самоуправления. В итоге городская автономия ещё больше укрепилась. Председателем гордумы стал представитель директорского корпуса, коммунист Николай Максюта.

Одним из первых принятых думой в 1994 г. был закон, ставший основой Устава Волгоградской области (принят в 1996 г.), в котором дума зафиксировала свои полномочия - как законодательные, так и контрольные. Они были по нынешним меркам очень велики. Помимо принятия законов области и бюджета, дума взяла на себя установление областных налогов, определение порядка управления и распоряжения собственностью области; утверждение схемы управления областью и системы органов исполнительной власти; выражение недоверия должностным лицам администрации области и так далее. Думский контроль должен был осуществляться за исполнением принятых законов и бюджета, использованием кредитных ресурсов, ассигнований федерального бюджета и средств внебюджетных фондов, выполнением областных программ и планов социально-экономического развития; распоряжением областной собственностью. Для этих функций была создана Контрольно-счётная палата, которая поначалу подчинялась одной из думских комиссий, а впоследствии стала постоянно действующим органом думы.

Председатель Волгоградской областной думы созыва 1993-1998 гг. Леонид Семергей:

- Теперь, с дистанции прошедших пятнадцати лет, я воспринимаю эту думу как новорождённого ребёнка. Мы были здоровы, сильны и не глупы в большинстве своём. Мы начали создавать законодательную базу с того, что написали закон о законах, то есть прописали себе, как надо работать. Нас забудут, но то, что мы сделали, будет действовать.

Председатель комитета Волгоградской областной думы созыва 1993-1998 гг. Александр Морозов:

- Первой думе здорово повезло, поскольку на тот момент российского экономического законодательства практически не было. Мы сделали очень много полезных вещей. Например, своё налоговое законодательство, благодаря чему наша химическая промышленность практически не упала в те кризисные годы, и законодательство о зонах экономического развития, и первые в России законы о негосударственных пенсионных фондах и кредитных кооперативах, и многое-многое другое.

Деды против чайников

В составе думы было много людей с опытом работы в выборных органах советской власти, но депутаты понимали ограниченность этого опыта, его непригодность к работе в новых условиях. Отсюда пошла идея проводить выборы по ротационному принципу: часть депутатов-старичков передают опыт новобранцам, а потом новобранцы, став «дедами», помогают освоиться следующему составу. В начале 1997 года закон вступил в силу. Дума по нему должна состоять из 32 депутатов, выбираемых в разные сроки по 16 человек, а в переходный период - из 48-ми: 32 избранных в действующем составе плюс 16 «стажёров», потом 32 уходят, а на их место приходят 16 новых. В марте 1997 г., после выборов по новому закону, в областной думе оформились четыре группировки: фракция КПРФ (самая многочисленная, её координатором был Виктор Приписнов), фракция «НДР» (её возглавлял председатель думы Л. Семергей), фракция аграриев и близкая к «НДР» депутатская группа «Правда». Работоспособной эта конструкция не стала: ни одной фракции не удалось внести ни одного закона, их вносили от комитетов. И для проведения законопроектов голосов тоже не хватало, каждый раз приходилось обращаться к помощи других объединений и независимых депутатов. Это была та самая школа компромисса: чтобы провести свои идеи, депутаты вынуждены были взаимодействовать. В 1998 г. после очередных выборов и ухода первого состава ситуация резко изменилась: из 32 депутатов новой думы 23 вошли во фракцию КПРФ. Их прежний координатор Виктор Приписнов стал председателем думы. А в 1996-м, как известно, и главой администрации области избрали члена КПРФ Николая Максюту. Так что необходимость политического компромисса стала неактуальной. Да и публичность политики увяла. Доктор философских наук Приписнов всегда находился в тени своего товарища по партии - губернатора. Социальные достижения законопроектов тех лет - заслуга в большей степени Николая Максюты, как и принятие первого бюджета развития и первой программы социально-экономического развития области (2001 г.)./

Нынешняя традиция - наращивание социальной составляющей бюджета - была заложена именно тогда. До 80% областного бюджета направлялось на поддержку населения в той или иной форме. Правда, при этом была сломана традиция первой думы - создание законодательства, направленного на стимулирование экономического роста. Область опередила Федерацию в разработке и принятии законов о негосударственных пенсионных фондах, кредитных потребительских кооперативах, о зонах экономического развития, которые помогли если не подняться, то выжить нескольким предприятиям и районам области. Новаторским был и закон о стимулировании инвестиционной деятельности на территории области. Третья дума от этих достижений отказалась.

Председатель Волгоградской областной думы 2001-2003 гг. Роман Гребенников:

- Сам период был крайне интересен... Мы, может быть, стали чуть более открытыми, наша работа - чуть более прозрачной, мы продолжили линию по установлению зон экономического развития, абсолютно правильная была мысль тогда. И мы сформировали, по-моему, 12 таких зон. В то время достаточно много разумных решений принималось. В 2001 году после очередных ротационных выборов председателем думы избран Роман Гребенников, тоже коммунист, как и прежний председатель. Было и разительное отличие: в момент избрания на этот пост Виктору Ивановичу было 68 лет, а Роману Георгиевичу - 26. С приходом молодого политика связывали надежды на изменение полити- ческой ситуации, однако монополия КПРФ в думе лишь усилилась, а её председатель показал себя жёстким руководителем. Редактирование того самого продвинутого закона об инвестиционной деятельности привело к тому, что единственным инвестором на территории области признавалась областная администрация, а источником инвестиций - бюджет региона. Централизация власти того времени выражалась в том числе и в таких нормах областного законодательства. Однако же вторая дума перед своим уходом признала ротационный принцип выборов нецелесообразным. И одним из мотивов (помимо дороговизны чрезмерно частых выборов - раз в два года) было то, что опытные депутаты зажимают вновь избранных. «Дедовщина» в думе к чести народных избранников была ими прекращена: ротационный принцип выборов отменили. При этом избранные в 1998 году депутаты думы продлили себе срок на год, чтобы совместить выборы областной думы с выборами Государственной думы, которые должны были состояться в декабре 2003 года. Это решение оспаривалось в Верховном суде, подавший иск депутат Александр Шевченко просил также компенсировать ему моральный вред, причинённый этим решением, оценив свои потери в 200 тыс. руб. Суд отказал.

Лицом к обществу

И четвёртая областная дума была избрана в 2003-м, её возглавлял до 2005 г. Роман Гребенников. В 2005-м председателем думы избран беспартийный на тот момент Виталий Лихачёв, который вскоре вступил в «Единую Россию» и возглавил её региональное отделение. Его избрание стало результатом компромисса противоборствующих в думе (и не только в думе) групп и фракций, тем более что его самого называют мастером компромисса (варианты: мистер Компромисс или даже Компромистер).

Председатель Волгоградской областной думы созыва 2003-2009 гг. Виталий Лихачёв:

- Общество развивается, законотворческий процесс развивается, и, конечно же, хотим мы или не хотим, преемственность должна быть у всех созывов. В нашем законодательном собрании она выражается в социальной направленности бюджета. Если в недавнем прошлом социальная часть бюджета составляла меньше миллиарда, то сегодня - в 6 раз больше. Если в прошлом на территории Волгоградской области было 15 социальных групп льготников, то сегодня это сотни категорий льготников. 15-летняя история областной думы может быть преподнесена в театральных терминах. Как и в труппе театра, здесь были свои благородные отцы, герои-любовники, резонёры, инженю и так далее. Ни одна дума не обходилась без своего клоуна, роль которого исполнялась с переменным успехом. Острая потребность в компромиссах сформировала в новой думе особую депутатскую специализацию - исключительно договороспособные политики мигрировали из партии в партию, из фракции во фракцию. Спрос на таких политиков большой. Казалось бы, следствием подобной гибкости, востребованной в думе, могла бы стать её полная зависимость от исполнительной власти. Но не стала, потому что фактор публичности политики и упомянутый выше перенос политической конкуренции на электоральное поле привёл к тому, что компромисс между необходимостью зарабатывать и умением тратить дума стала находить всё более профессионально.

Глава администрации Волгоградской области Николай Максюта:

- Несмотря на многопартийность, парламент консолидирован. Председателю это удалось. Достигнуто взаимопонимание, депутаты полностью осознают свою ответственность перед избирателями и страной.

Председатель Волгоградской областной думы созыва 2003-2009 гг. Виталий Лихачёв:

- Нам избиратели доверили не только участвовать в законотворческом процессе, у нас задача гораздо масштабнее - принимать такие законы, которые помогли бы нашим гражданам жить дольше, богаче, достойнее.

Заместитель председателя Волгоградской областной думы созыва 2003-2009 гг. Анатолий Бакулин:

- Главная задача, которую мы поставили перед собой, - мы должны создать систему законотворчества, мы привлекаем различных специалистов, общественные организации, чтобы эти законы работали на людей и для людей.

Депутат Волгоградской областной думы созыва 2003-2009 гг. Татьяна Цыбизова:

- За последние три года Волгоградская областная дума приняла законов о социальной поддержке населения больше, чем любая другая региональная дума в России. При том, что в нынешнем составе думы немало выходцев из деловых кругов, которые, казалось бы, должны заниматься установлением преференций для бизнеса, в работе думы социальная направленность стала доминирующей. Так, например, нынешним составом разработан Социальный кодекс - свод областных законов и норм социальной направленности. При этом дума по собственной инициативе пытается вносить новые правила и требования в социальную сферу. Примером этих новых правил стали грантовые и премиальные программы думы: соглашаясь с необходимостью финансовой поддержки науки, культуры, образования, депутаты внедряют стимулирование проектной деятельности в этих сферах.

Председатель комитета по делам семьи, материнства и детства Волгоградской областной думы созыва 2003-2009 гг. Ирина Гусева:

- В каждый дом пришла помощь и поддержка, в которой особо нуждаются женщины, дети и старики...

Председатель комитета Волгоградской областной думы созыва 2003-2009 гг. Владимир Овчинцев:

- За два с небольшим года мы внесли дополнительно в социальную сферу более 2,5 млрд рублей. Это редкий пример по России. Впервые мы контролируем ежемесячное исполнение каждой социальной программы, каждого закона, всё выполняется на 100 процентов. Принципы местного самоуправления закладывались депутатами думы ещё с первого созыва. Видимо, в том числе и поэтому к внедрению в полном объёме закона «О местном самоуправлении» Волгоградская область оказалась готова одной из первых в России. На протяжении нескольких лет депутат Пётр Дудин курировал это направление, разбираясь в многочисленных тонкостях и деталях реформы.

Депутат Волгоградской областной думы созыва 2003-2009 гг. Пётр Дудин:

- Пришлось перелопатить сотни областных законов, прежде чем мы смогли решить особенно острую проблему делегирования полномочий органам местного самоуправления. И эта работа принесла свои плоды.

Председатель комитетa по государственному строительству и местному самоуправлению Волгоградской областной думы созыва 2003-2009 гг. Леонид Титов:

- Местное самоуправление - это революционная вещь. Создан четвёртый уровень власти в стране - со своим имуществом, доходами и полномочиями, и область стала первопроходцем в этом деле. Немало и нерешённых вопросов: из 34 видов полномочий МСУ денег хватает лишь на 10-12. Но главное сделано: власть приближена к людям. Чтобы запустить реформу МСУ в регионе, нам пришлось провести огромную работу: сформировано 495 поселений, установлены границы каждого, разграничена собственность, приняты бюджеты.

Председатель комитета по бюджету Волгоградской областной думы созыва 2003-2009 гг. Владимир Попов:

- В результате реформы МСУ в регионе пошло резкое увеличение объектов строительства: до 90 процентов средств муниципалитеты могут получать на возведение детсадов, роддомов, школ. Я считаю, что это очень прогрессивно. В марте 2009-го в этой школе - выпускные экзамены.

Автор благодарит пресс-службу Волгоградской областной думы за помощь в подготовке статьи и предоставленные фотографии.

Анна СТЕПНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации