13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Бюджетный рубль работает на стройке

Практика участия региональных бюджетов в целевых программах предполагает немало технологий инвестирования проектов и стимулирования развития отраслей. Чтобы сравнить наиболее распространённые технологии, автором разработана методика оценки эффективности использования бюджетных средств. Для оценки эффективности расходов на реализацию областной целевой программы «Жильё 2007-2010» предлагается использовать два критерия. Первый - прирост физических объёмов жилья в расчёте на рубль бюджетных расходов. Второй - прирост налоговых доходов регионального бюджета в расчёте на рубль бюджетных расходов. Эти критерии позволяют сравнивать технологии бюджетного инвестирования между собой.

Чтобы узнать прирост объёмов строительства жилья, достаточно размер инвестиций разделить на среднюю себестоимость 1 кв. м жилья. Так вычисляется прирост объёмов в физических величинах на рубль бюджетных расходов для каждой технологии инвестирования. Чтобы вычислить прирост спроса, необходимо знать ставку ипотечных кредитов, действующую в регионе.

Вычисление второго критерия связано с деятельностью строительных организаций. Они обычно используют общую систему налогообложения. Если предположить, что добавленная стоимость в строительстве равна 60%, а зарплата составляет 30% от суммы капвложений, то налоговые поступления в региональный бюджет - 7%, а в федеральный - 8,2% выручки, и при освоении 1 млн руб. инвестиций в жилищном строительстве налоговые доходы регионального бюджета составят 70 тыс. руб., а федерального - 82 тыс. руб. Технологии влияния власти на рост объёмов строительства жилья в регионе можно разделить на два типа (см. схему). Первый - прямые вложения бюджетных средств. Второй - бюджетные расходы на стимулирование роста объёмов спроса и предложения на рынке жилья. Национальный проект «Доступное и комфортное жильё» не предусматривает инвестирование жилищного строительства из региональных бюджетов. Однако такая вероятность есть, и здесь возможны варианты: прямое инвестирование из бюджета; эмиссия целевого займа; привлечение кредитных ресурсов (заёмщик - структура, уполномоченная органами власти); гарантии областного бюджета инвесторам для привлечения банковского капитала. Такая практика в России есть, чаще всего она состоит в том, что за счёт бюджета возводится инженерная инфраструктура. Практикуется и компенсация части процентной ставки заёмщикам-строителям. (При оценке эффективности технологий бюджетного инвестирования строительства принималась ставка банковского процента в размере 15%, продолжительность компенсации - не более 3-х лет). Компенсация процентной ставки потребителям стимулирует ипотечное кредитование и соответственно рост спроса на рынке жилья, что повышает эффективность инвестиций. Для оценки эффективности использования бюджетных финансовых ресурсов при реализации областной целевой программы «Жильё 2007-2010» используем два критерия: прирост физического объёма жилья в расчёте на единицу расходов бюджета и увеличение налоговых доходов.

Программа «Жильё 2007-2010» предусматривает увеличение объёмов жилищного строительства в 2 раза к 2010 году. Для этого надо ежегодно строить на 500 тыс. кв. м больше. Расчёт выполнялся в два этапа. На первом этапе устанавливалось значение объёма инвестиций в строительство, связанное с расходованием бюджетных ресурсов. На втором - вычислялся физический объём строительства жилья на вычисленную сумму инвестиций. Затем определялся объём жилищного строительства в квадратных метрах на единичный объём расходов регионального бюджета (1 млн руб.).

Итак, вычислен годовой объём капвложений регионального бюджета, необходимый для строительства 500 тыс. кв. м жилья в год (10 млрд руб. при себестоимости 20 тыс. руб. за 1 кв. м). Предоставление гарантий регионального бюджета инвесторам предполагает, что расходы бюджета связаны со страхованием финансовых рисков в течение действия такой гарантии (до 3-х лет). Кредит в коммерческом банке от лица региональной власти получает уполномоченный орган, обладающий функциями генерального заказчика строительства жилья, а расходы бюджета при этом связаны с оплатой процентов (не более 10% годовых в течение не более 3-х лет). Региональный целевой жилищный заём осуществляет организация, уполномоченная органом власти для инвестирования в строительство жилья, а расходы бюджета связаны с выплатой доходов из расчёта 15% годовых.

Долевое участие региональных капвложений в строительство жилья предполагает привлечение на объём региональных бюджетных инвестиций не меньших ресурсов из федерального бюджета или негосударственных источников, а компенсация региональных расходов осуществляется после реализации готового жилья, передаваемого в собственность пропорционально внесённой доле.

При компенсации процентной ставки инвестору из бюджета финансируется половина ставки коммерческих банков (7,5% половина от 15%-ной ставки) в течение 3-х лет, что позволяет на 750 млн руб. ежегодных бюджетных расходов привлекать 10 млрд руб. инвестиций в строительство жилья. При компенсации процентной ставки населению по ипотечным кредитам ежегодные расходы регионального бюджета (0,5 млрд руб.) обеспечивают объём размещённых ипотечных кредитов на территории области в размере 10 млрд руб. (под 10% годовых на срок до 10 лет).

Прямые бюджетные инвестиции из средств регионального бюджета (в виде долевого участия или без привлечения дольщиков) могут быть компенсированы в результате реализации готового жилья в течение не более 3-х лет. По истечении 3-х лет потребность в финансовых ресурсах из регионального бюджета отпадает, поскольку средства, необходимые для стимулирования строительства, будут пополняться за счёт реализации готового жилья на рынке. Выделение бюджетных ресурсов на реализацию иных мер, направленных на рост инвестиций в жилищное строительство, не предполагает возврата от реализации. Доходы регионального бюджета от областной целевой программы «Жильё 2007-2010» состоят из двух частей: реализация готового жилья и рост налоговых доходов регионального бюджета. Доходы от реализации возникают при участии финансовых ресурсов в создании строительной продукции. Рост налоговых доходов регионального бюджета происходит в любом случае.

Для государственных капвложений, включая долевое участие, доходы бюджета складываются из суммы, полученной от реализации жилья, а также налогов, уплаченных подрядчиками при освоении 10 млрд руб. в жилищном строительстве, при этом расходы бюджета равны суммам госкапвложений. При финансировании мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционной активности в жилищном строительстве, дополнительные доходы бюджета образуются в результате налоговых поступлений от подрядчиков, освоивших 10 млрд руб. за год. Сравнение технологий бюджетного инвестирования жилищного строительства (табл. 1 и табл. 2) позволяет сделать важные выводы. Во-первых, только предоставление гарантий инвесторам, осуществляющим финансовые вложения в жилищное строительство, обеспечивает одинаково высокие преимущества как с точки зрения физических объёмов жилья, так и с точки зрения доходности (табл. 3). Такое положение объясняется незначительностью расходов регионального бюджета, необходимых для увеличения в 2 раза инвестиций в жилищное строительство. Разброс значений рейтинга для остальных направлений использования средств бюджета не обеспечивает безусловных преимуществ одному из них (табл. 3). Это аргумент в пользу сочетания технологий бюджетного инвестирования.

Участие регионального бюджета в реализации областной целевой программы «Жильё 2007-2010» имеет не только высокую доходность (выше уровня банковского депозита), но и обеспечивает значительный социальный эффект: это и решение жилищной проблемы, и увеличением количества рабочих мест, и рост зарплаты. Под руководством автора продолжается поиск наиболее эффективного взаимодействия участников регионального рынка жилья (потребителей, инвесторов, подрядных организаций) и органов государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время заканчиваются исследования влияния роста объёмов жилищного строительства на качество жизни населения муниципального образования.

Владимир КАБАНОВ, д.э.н., профессор

Оценка эфеективности бюджетных расходов


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации