13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Сталинский ампир на улице и в головах

Разрабатывая проект стратегического развития Волгограда, творческая группа учёных Волгоградского госуниверситета предложила развивать город не только как бизнес-центр, но и как культурную столицу юга России. О том, на какие деньги должна жить культура культурной столицы, «ДП» рассказал председатель комитета Волгоградской областной думы по науке, образованию, культуре и общественным связям, ректор ВолГУ, доктор экономических наук Олег ИНШАКОВ.

Инновации в идеях

- Олег Васильевич, на какие средства живёт культура региона?

- На первом этапе принятия 3-летнего бюджета основная задача была в том, чтобы выдержать предельные доли по отраслям. Чтобы культура развивалась, на неё необходимо 5-6%. В бюджете прошлых лет было до 2%, а из-за невыполнения - и того меньше. Мы добились, чтобы на культуру в этом году было выделено дополнительно около 100 млн рублей. Это близко к показателю 2,6%. А главное, что удалось сделать, - найти дополнительных 0,5 млрд рублей на культуру в течение трёх лет, и, поскольку бюджет предполагает возможность профицита, сумма может и вырасти. Массовая культура в хорошем смысле слова - продвижение кино в сельской местности, модернизация клубной деятельности - сможет развиваться. Но в бюджете региона социальные статьи даже слишком велики около 60% расходов. Баланс должен быть смещён в пользу экономики. Если мы не будем увеличивать инвестиции, если не будет расти производительность труда, не будет и роста социального финансирования.

- То есть на бюджетные средства лучше построить свинарник, а не дом культуры?

- Лучше построить новое предприятие, а на налоговые доходы с него - дом культуры.

- Предприятия строят и из частных средств, а вот штукатурить сельский клуб за частный счёт - это вряд ли. Значит ли это, что клубов на селе нам не надо?

- Те 100 млн рублей, которые мы получили на культуру в этом году, пойдут как раз на ремонт сельских клубов как центров культуры, общественной активности. И всё же надо говорить не только о бюджете, но и о правильном механизме функционирования этой сферы. Что должно финансироваться из регионального бюджета, а что - за счёт коммерческой деятельности, спонсорских взносов, бюджета муниципалитета? Эта система у нас даже не рассматривается. Кроме того, у учреждений культуры разное значение. Одни обслуживают область, другие - муниципальное образование. Есть универсальные, есть локальные: музей завода или писателя в месте, где он родился. Вряд ли всё это нужно финансировать из бюджета региона. Стоило бы посмотреть и на статус учреждений. Например, Молодёжный театр - нужен ли он только городу или всей области? Хорошо ли, что только три театра более-менее посещаются жителями области - НЭТ, ТЮЗ и Музыкальный? Есть ли у них молодёжная аудитория? Это надо глубоко рассмотреть не только для того, чтобы что-то сбросить на муниципальный уровень, но и для того, чтобы, может, поднять. Серьёзный вопрос - выравнивание статуса профессионалов в разных коллективах. Если у музыкантов симфонического оркестра зарплата ниже, чем в оперной антрепризе, начинается беготня. Правильно ли не поддерживать баланс с учётом наших потребностей? Если создаём благоприятные условия для одного коллектива, не теряем ли в обоих?.. Очень часто, говоря о культуре, имеют в виду искусство. Это неправильно. Представление, что культура исчерпывается фольклорными ансамблями, тянет нас назад. К сожалению, у нас в области бережно сохраняют отсталые образцы. Нам нужно больше смотреть на изменение общества, на растущее поколение, его потребности и развитие его культурного потенциала. Инновации и в технологиях, и в идеологии нужны не меньше, чем традиции.

Что у шамана было на обед

- Инновации в науке стимулируются грантами и премиями?

- В этом году мы повысили размеры премий и грантов в сфере науки и техники, культуры, искусства и печати. Первая премия более $10 тыс. - это солидный уровень даже для международных фондов. В этом году в конкурсе грантов на научные разработки пришло 115 заявок. Когда три года назад эта практика начиналась, их было чуть больше 20-ти. Очень разные коллективы аграрного, гуманитарного, технического, медицинского профилей подготовили хорошие заявки.

- А как насчёт стимулирования творчества? Почему нет различий в финансировании театра, который выпускает одну премьеру в сезон, и того, который даёт четыре-пять?

- Эта проблема решается разделением бюджетного и внебюджетного финансирования. На мой взгляд, бюджет должен давать творческому коллективу не более четверти его реальных доходов. Коллектив должен зависеть от своего продукта: сколько людей посмотрело, какую выручку получили. Надо всё-таки исходить из наших возможностей. Как известно, содержать культовых работников в первобытном обществе начали тогда, когда производительность труда позволила их кормить. Но, когда мы говорим, что готовы содержать работников культуры на тарифной сетке, то все должны понимать, что от коммерческой деятельности они могут получать любые зарплаты. Нормально, если зарплата составит 54-55% выручки. Такой опыт имеют вузы, и у нас в ВолГУ внебюджетный доход больше бюджетного. При этом мы не забываем вкладывать в свой капитал - здания, оборудование и так далее, потому что нельзя проедать все заработки. В учреждениях культуры чаще всего внебюджетные доходы распределяются негласно, верхушкой.

- Но и в медицине так.

- Это заболевание встречается во всех социальных учреждениях. А про нас могу сказать, что мы ежегодно отчитываемся и обсуждаем надбавки на учёном совете, сведения есть на сайте. Люди должны знать, как мы работаем. Как это делается, всем известно, но сегодня это зависит от доброй воли руководителя. А если будет законодательно закреплено разделение этих средств, всем станет понятно, что задача учреждения культуры - наращивать переменную часть. Это самый естественный способ стимулирования инициативы. Плюс к этому я считаю правильным вводить систему госзаказа, оплачивая не существование театра или музея, а спектакли и выставки.

- Целевые программы не являются таким стимулом?

- С ними дело обстоит не очень хорошо. Например, над программой патриотического воспитания мы работали почти год, потому что она была излишне военизированной и обращённой назад, причём не далеко, а только на полвека. А ведь и в Великую Отечественную люди защищали свое историческое прошлое. Мы старались внести в программу более долгую историю. С другой стороны, воспитание - это работа с будущим. И мы должны внести в него гражданское содержание - созидательное, креативное, предпринимательское, наши надежды на здоровый образ жизни, интернационализм и прочее. Программа получилась неплохой, но, как и многие другие, затормозилась. Это было связано с введением конкурсов и непониманием того, насколько это долгое, трудное и жёстко регламентированное законом дело. Из-за этого деньги пошли только во втором полугодии. За 9 месяцев некоторые программы были профинансированы на 0,4%, на 10%... Обсуждение в думе было очень жёсткое. Мы сочли, что отношение администрации к программам было не то что халатное, а так... спустя рукава: «А, потом как-нибудь». Но ситуация изменилась, выполнение программы патриотического воспитания дошло до 50%, а по отдельным пунктам и до 90%. Есть надежда, что всё будет выполнено. То же самое со строительством объектов образования и культуры. Многие стройки в области стали осваивать капвложения только осенью и теперь работают без выходных, спеша потратить выделенные средства, потому что иначе их снимут с финансирования, а это опасно, остановка стройки на год ведёт к ее большому удорожанию.

День победы - раз в году

- Вы активно участвовали в разработке нового порядка формирования Общественной палаты области. Это важно для вас?

- Палата должна формироваться из авторитетных граждан, которые реализовали значимые проекты, имеют опыт общественной деятельности, заинтересованы в том, чтобы общество развивалось. Были предложения формировать её делегатами от каждого района, от каждой партии и т.д., были попытки подчинить её госорганам. Члены палаты предлагали нормы, удобные для себя. Мы же убирали из проекта закона всё то, что может сделать её зависимой от одной из ветвей власти. Это всё-таки орган общественного самоуправления. И закон принят единогласно. Мы не хотели, чтобы палата была придатком исполнительной власти, и мы этого добились. Принцип формирования палаты стал более демократичным. Мы усилили её связь с облдумой как органом представительной власти. Это тем более важно, что палата имеет право законодательной инициативы.

- Культурная проблема: внешний вид города. Депутат облдумы Руслан Шарифов в интервью «ДП» сказал, что необходим закон, ограничивающий в историческом центре города переустройство без согласований с архитекторами, поскольку архитектурный ансамбль центра является фишкой Волгограда: других городов, где сталинским ампиром застроены целые кварталы, в мире нет. Меня смущает коррупциогенность согласований.

- Думаю, мой коллега прав процентов на 90, а оставшиеся 10 можно обсуждать. Действительно, изуродованные фасады архитектурной группы центра города - это безобразие. Мне кажется, должна быть дана общественная оценка действиям тех архитекторов, которые позволяют себе строить времянки на Аллее Героев. И если нет нормы согласования застройки и реконструкции в центре, нужно её вводить. Инициативу могла бы проявить и городская дума. Кроме того, меня возмущает отношение города к своей набережной. А как можно мириться с тем, что вокруг музея-панорамы растащили плиты? Мы находим деньги на военные юбилеи, но на музей денег нет. Что важнее - праздник раз в году или повседневная забота?

- Панорама ещё в хорошем состоянии, не зря же выставка «Сокровища Кремля» выбрала её, хотя переговоры велись с музеем изобразительных искусств. Видимо, организаторов напугала идея пригласить спонсора выставки Вагита Алекперова в помещение бывшего овощного магазина, где располагается музей ИЗО. Вот это - чья головная боль?

- Я бы поддержал строительство в Волгограде современного культурного центра, основой которого стал бы музей изобразительных искусств. В подобном центре в Стокгольме я с удовольствием провёл полдня. Не понимаю, почему культурная общественность, творческие союзы не занимаются этим. В регионе крупные компании заключают соглашения с администрацией области об уровне зарплаты и режимах труда. А почему бы не поставить вопрос о вложениях в объекты культуры? Ведь крупный бизнес мог бы решить многие проблемы культуры, если подать ему такую идею.

Анна СТЕПНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации