13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Государство наказало себя рублем

В 2006 году правила игры на алкогольном рынке России всерьез поменялись. Введение новых акцизных марок, переход на систему ЕГАИС, запрет на ввоз грузинских и молдавских вин, изменение требований к участникам оптовой и розничной торговли, разрешение на ввоз молдавских вин, законопроект о госмонополии на производство и торговлю алкоголем вот неполный перечень последних государственных новаций. Участники беседы в редакции «ДП» генеральный директор торговой сети «Радеж» Юрий СУДАРЕВ и бывший замруководителя УФНС по Волгоградской области, ныне проректор Волгоградской академии госслужбы Вячеслав СИБИРЯКОВ считают: государство ищет не там, где потеряло, а там, где светло. В итоге неумелых реформ бюджеты всех уровней недополучили акцизы, а потребители качественное спиртное. Зато зеленую улицу открыли производителям суррогатного алкоголя, для борьбы с которым по идее и была задумана алкогольная реформа-2006.

О дешевой водке

- Что происходит на алкогольном рынке? Чем вызваны изменения правил игры?

Вячеслав Сибиряков: Начну рассуждать как налоговик. Спиртное товар подакцизный. Акцизы легко увеличиваемый налог, который не зависит от результатов деятельности предприятий, а ложится на плечи конечного потребителя. Поэтому государство с предельным вниманием относится к акцизам и с их помощью регулирует наполняемость бюджета. Недаром каждый год акцизы в России поднимаются процентов на десять. Последнее время на этот процесс наложились новые обстоятельства. Во-первых, видимо, назрел глобальный передел в водочном бизнесе в производстве и в обороте. Появились новые игроки, которых их доля рынка не устраивает. Они используют все ресурсы влияния, в том числе и законодательные инициативы, продавливая новые изменения в налоговом законодательстве. Во-вторых, во взаимоотношениях с государствами-соседями для достижения политических целей России пришлось надавить на их болевые точки. В силу общей неразвитости бизнеса этих стран оказалось, что экономически наиболее чувствительна и в Грузии, и в Молдавии именно алкогольная отрасль. Стечение этих обстоятельств в одно время в одной точке и в результате мы получили активизацию государства на алкогольном рынке. Теперь в качестве ученого я напомню экономическую теорию. Она говорит, что отсутствие налогового регулирования является главным стимулирующим фактором развития экономики. Чем больше государство вмешивается и контролирует ситуацию, тем она становится хуже.

Юрий Сударев: Думаю, что поток сообщений об отравлении суррогатным алкоголем это объективная реальность. Люди пьют спиртное и зачастую травятся. Вопрос особенно остро стоит в районах области, куда в результате изменений требований к участникам оптовой и розничной торговли алкоголем качественное спиртное просто не доходит. Но мне также очевидно, что проблема не в качестве товара, который продается в лицензированных крупных сетевых магазинах, как это пытаются сегодня представить. Проблему нужно искать в качестве спиртного, которое попадает к потребителю в обход розницы.

- Можно ли говорить о результатах государственных новаций в сфере алкогольного рынка?

В.С.: Несмотря на 10%-ный рост акцизов в начале 2006 года за 9 месяцев в бюджетную сеть региона поступило 10,2 млн акцизов по спирту и 234 млн рублей по алкоголю на 48% меньше, чем в прошлом году. И это при том, что по новому закону о федеральном бюджете из 100% водочных акцизов, остающихся в регионе, только 20% поступают сразу остальные обезличиваются в общефедеральном мешке и лишь потом распределяются по регионам по системе коэффициентов. То есть в региональную казну они поступают с опозданием. Вот конкретный результат новаций в федеральном законодательстве. В результате ужесточения требований к производителям и продавцам алкоголя многие игроки были выдавлены с рынка. С 1 июля производители спирта должны были поднять минимальный размер уставного капитала с 10 тыс. рублей до 10 млн. А производителям водки пришлось увеличивать его до 50 млн рублей. Наверное, чиновники рассуждали так: ужесточение требований к уставному капиталу уберет мелких игроков, которые при неблагоприятных условиях могут мгновенно свернуть свою деятельность. А серьезные игроки, вложившие в бизнес серьезные деньги, никуда не денутся, добрым именем жертвовать не будут, а будут работать легально. Но зачем тогда на самом высоком уровне заявлять о необходимости производства водки эконом-класса, если эту нишу как раз и заполняли те самые средние и мелкие законопослушные производители? В Волгоградской области был мини-завод «Родник» в Дубовке, небольшое предприятие в Быково, в Калаче, волгоградский винзавод работал. Сегодня их нет, ушли с рынка. Не потому что были недобросовестными игроками и злостными нарушителями. Им не под силу оказались новые условия хозяйствования, а объединиться не сумели. В том числе и поэтому мы не досчитались акцизов, а население вынуждено травиться суррогатом.

О суррогатной водке

Ю.С.: То, что государство не досчитается акцизов, было ясно с начала года, когда в магазинах и ресторанах из-за отсутствия новых акцизных марок пропало спиртное. Не думаю, что это уменьшило число пострадавших от некачественного алкоголя. Скорее вызвало рост потребления нелицензированной продукции. Лет восемь назад ликеро-водочный завод работал на полную мощность, а сейчас загрузка составляет примерно 20%. А пить в регионе, как и в России, меньше не стали это очевидно. Где эта недостающая водка производится, по каким каналам потребляется, вот с чем надо разбираться. Бюджет не досчитался доходов не только по акцизам. В него не в полном объеме поступили и другие налоги. Понятно, что наша выручка уменьшилась, а, значит, и налогов мы заплатили меньше. Ведь алкоголь, занимая порядка 10% ассортимента, дает 15-20% выручки.

- Есть ли данные о размерах теневого рынка алкоголя в России?

В.С.: По осторожным экспертным оценкам, 40%, возможно, больше. Я думаю, в выявлении источников ее появления и каналов распространения решающее слово могли бы сказать муниципальные органы власти, которые осуществляют выдачу лицензий на розничную торговлю, на производство. Ведь лицензии в массовом порядке выдаются, а обратного процесса лишения почти нет. Налоговая служба постоянно составляет протоколы, фиксирует достаточно серьезные нарушения, которых с лихвой бы хватило для лишения права на производство, на торговлю. Но на каждые 100 протоколов было лишь по 2 отзыва лицензии. Как с Дона выдачи нет, так и с районных администраций. Своих не сдавали. А кто, как не они, в курсе дела, они знают, чем дышит каждый предприниматель.

- Насколько вероятно, что левая водка производится в том числе и на крупных, государственных или частных заводах?

В.С.: Мне сложно представить эти ночные смены. Возьмем, например, Волгоградский ликеро-водочный завод (ЛВЗ) предприятие в центре города, деятельность которого находится в центре внимания сразу нескольких контролирующих структур. Думаю, при таком плотном контроле невозможно организовать несанкционированный выпуск, так называемую «третью смену».

- Тогда откуда берется и по каким каналам распространяется суррогат? И каковы гарантии, что при таких значительных объемах он проходит мимо розницы?

Ю.С.: Мне сложно говорить о нелегальных путях распространения спиртного, это, скорее, дело органов внутренних дел. Могу сказать одно для меня как для предпринимателя введение нового товара в сеть долгий и очень дорогой процесс. До момента, когда товар встанет на полку, проходит немало времени и сложных процедур. Задействована масса документов внутренней отчетности ассортиментные матрицы, планограммы. При такой системе проникновение на полки суррогата попросту невозможно.

О госмонополии на водку

- Казалось бы, чего выгодней купил машину левой водки и без всяких планограмм реализовал ее. Не вы, так мелкие магазины могут так поступать...

Ю.С.: Еще раз повторю проблема не в системе легальной розничной торговли. Потому что по новым правилам предприниматели уже не торгуют алкоголем, только юридические лица. Чтобы получить лицензию на торговлю, например, в Волгограде, нужно 250 тыс. рублей, в селе 50 тысяч. Добавьте сюда требования к площади торгового зала, необходимость покупки специального торгового оборудования. Это такие серьезные вложения, что не всем под силу. И из-за партии левой водки никто рисковать не будет.

- Кто же тогда торгует водкой в малых населенных пунктах?

Ю.С.: Думаю, теперь туда качественная водка не доходит. У малых предприятий нет возможности выполнить требования государства для участников оптовой и розничной торговли алкоголем, а крупные розничные сети только начали свой путь вглубь районов области. И вместо того, чтобы способствовать продвижению цивилизованной торговли в малые города и поселения, государство не придумало ничего лучше, чем предложить госмонополию на торговлю спиртным.

- Насколько реальны планы государства по монополизации торговли? Как вы оцениваете перспективы государства в этой отрасли?

В.С.: Такие времена были в истории России, и добрым словом их не вспомнить. Что говорить, если единственный государственный игрок алкогольного рынка России «Росспиртпром» не выдерживает конкуренции с частниками. Волгоградский ЛВЗ относится к системе «Росспиртпрома», поэтому все налоги в регион приходят через Москву. И всегда с опозданием. Наше управление всегда лихорадило, поскольку это был единственный поставщик акцизов. Точно знаю, что для уплаты акцизов «Росспиртпром» дважды в месяц берет кредиты в банке. Сложно представить, что в таком бизнесе, как водочный, можно работать с постоянной нехваткой оборотных средств. А если государство вновь наступит на те же грабли, возьмет процессы производства и торговли в свои руки, то лучше никому не будет.

Ю.С.: Не думаю, что этот законопроект пройдет. Но если вдруг такое случится, то лучше не станет никому. Частная торговля будет вынуждена закрыть винно-водочные отделы, а государство в спешном порядке организовать торговлю. По всей России надо будет создать государственные учреждения торговли, арендовать помещения, наладить поставки, набрать и обучить персонал. Это потребует времени, денег, опыта, наконец. И пока государство будет учиться торговать, в стране опять произойдет рост производства и потребления суррогатного алкоголя. Я в наше государство верю. Но лучше пусть оно занимается государственными делами, а розницей займутся профессионалы.

«Росспиртпром» взялся за производство дешевой водки

С 15 ноября 2006 г. ведущий производитель алкогольной продукции Федеральное государственное унитарное предприятие «Росспиртпром» начало выпуск серии водок под брэндом «Росспиртпром» («Национальный водочный проект»). Ассортимент представлен пятью видами: «Хлебная», «Пшеничная», «Ржаная», «Солодовая» и «Кедровая». Основной особенностью этих водок заявлена их цена: на полках магазинов бутылка водки серии «Росспиртпром» будет стоить не дороже 65 рублей.

Татьяна Тараканова


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации