13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Обязательный порядок досудебного урегулирования споров

Правилами ст. 138 НК РФ в настоящее время предусматривается возможность как последовательного, так и одновременного урегулирования налоговых споров в судебном и досудебном порядке. Однако не все налогоплательщики прибегали к последнему способу защиты своих прав.

С 1 января 2009 г. вступит в силу п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ, предусматривающий обязательный порядок досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение такого правонарушения. Эта новелла в законодательстве о налогах и сборах, завершающая реформирование налогового администрирования в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. 137-ФЗ, призвана снизить нагрузку на судебные органы, упростить и усовершенствовать разрешение налоговых споров. Следует отметить, что у досудебной процедуры множество преимуществ, таких как: относительно простая процедура обращения; свободная форма изложения жалобы; быстрые сроки рассмотрения жалобы; жалоба не может быть оставлена без движения; основания для возврата жалобы минимальны; за подачу жалобы не уплачивается государственная пошлина, возможность определения позиции вышестоящего налогового органа, что при отрицательном результате рассмотрения позволит лицу, подавшему жалобу, основательно подготовиться к судебному рассмотрению.

Данным видом обжалования пользуются во многих странах с развитой системой судопроизводства, а в некоторых она является обязательной. По общему правилу жалоба подаётся в течение трёх календарных месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). Однако при обжаловании актов налоговых органов по результатам проверок действуют иные сроки. Жалоба на не вступившее в силу решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности подаётся в течение десяти дней (абз. 3 п. 2 ст. 139, п. 9 ст. 101 НК РФ) и именуется апелляционной. Срок её подачи начинается со дня вручения соответствующего решения налогоплательщику (его представителю). Жалоба на вступившее в законную силу решение инспекции, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подаётся в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 139 НК РФ жалоба подаётся в вышестоящий орган, которому подчиняется инспекция, решением которой нарушены, по мнению налогоплательщика, его права.

В отношении апелляционных жалоб имеется некоторое отличие, которое касается процедуры поступления жалобы в вышестоящий орган. В абз. 2 п. 3 ст. 139 НК РФ предусмотрено, что апелляционная жалоба подаётся в налоговый орган, который вынес обжалуемое решение. Далее в трёхдневный срок поступившая жалоба этим органом должна быть передана со всеми материалами уже в вышестоящий налоговый орган на рассмотрение. Вместе с тем следует отметить определённую неурегулированность налоговым законодательством отдельных вопросов, связанных с досудебным рассмотрением жалоб налогоплательщиков. Так, налоговый кодекс не определяет:

- каков порядок рассмотрения жалобы: очный или заочный (в присутствии или в отсутствие представителя компании);

- каковы последствия подачи жалобы, если её содержание не позволяет определить предмет обжалования или отсутствует обоснование заявляемых требований;

- каковы последствия подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий или полномочия которого не подтверждены;

- каковы последствия подачи жалобы в ФНС России напрямую, минуя вышестоящий налоговый орган инспекции, вынесшей обжалуемое решение;

- возможно ли обжалование решения, принятого по жалобе, в суде или в вышестоящем по отношению к принявшему решение органе.

Это лишь некоторые проблемы, которые могут возникнуть с введением обязательного досудебного порядка обжалования решений налоговых органов, принятых по результатам налоговых проверок. К тому же Федеральная налоговая служба, в отличие от Высшего Арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ, не обладает правом обобщения практики применения законодательства и не может давать своим территориальным органам разъяснения относительно применения норм налогового права, регулирующих порядок досудебного разрешения налоговых споров. Следует также отметить, что согласно п. 16 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 137-ФЗ пункт 5 ст. 101.2 НК РФ применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 г.

Татьяна КОРСАКОВА, начальник отдела налогового аудита ИФНС России по Центральному району г. Волгограда


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации