13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Вэньчжоуская модель: результат без плана

По китайским законам земля считается государственной собственностью и не подлежит купле-продаже. Однако массовая миграция рабочей силы и процесс урбанизации неизбежно превращали землю в товар. В 1980-1985 годах почти миллион сельскохозяйственных работников переместился в промышленность и сектор услуг. В 1985 году, в ходе строительства города Лунган, власти округа официально разрешили торговлю землей. Руководителем этого строительного проекта был назначен чиновник, не боявшийся принимать смелые решения, местный уроженец Чэн Динмуо (Chen Dingmuo). Ни местные банки, ни власти не предоставили ему финансирования или займов. У него была лишь земля да план городской застройки. Взвесив все «за» и «против», Чэн решил рискнуть и начать продажу земельных участков. Его смелая реформа увенчалась невероятным успехом. За одну неделю владельцы 5 тыс. СП приобрели землю под строительство собственных домов на общую сумму в 200 млн юаней. Этих средств Чэну хватило, чтобы за два года на месте непригодного для обработки гористого участка вырос процветающий город со стотысячным населением. С тех пор, сталкиваясь с необходимостью строительства нового города или реконструкции существующего, власти Вэньчжоу, чтобы раздобыть необходимые средства, как правило, следовали «схеме Лунгана».

В. Модернизация и глобализация

Когда большинство институциональных инноваций, имевших место в Вэньчжоу, распространились на другие отсталые районы, округ столкнулся с растущими экономическими трудностями. В результате Вэньчжоу утратил сравнительное преимущество в области производства мелких изделий и аксессуаров. В теории в условиях «идеально конкурентного» рынка - существует три способа выхода из подобной ситуации. Первый состоит в недопущении роста или сокращении производственных издержек; второй - в изменении ассортимента продукции и попытках завоевать монопольные позиции на новых рынках; третий - в корректировке структуры производства, чтобы по максимуму использовать имеющиеся преимущества. Власти Вэньчжоу изо всех сил старались сократить производственные издержки. Вэньчжоу долгое время боролся с неразвитостью инфраструктуры, особенно транспортной. Из-за географических условий строительство здесь в среднем обходится дороже, чем в других регионах. Отчасти именно с этим связан тот факт, что даже в период реформ руководство страны не желало вкладывать большие средства в совершенствование инфраструктуры Вэньчжоу. Однако местные власти не могли в одиночку обеспечить адекватное финансирование подобных проектов. К примеру, стоимость сооружения железнодорожной ветки, соединяющей округ с Цзиньхуа, оценивалась в 25 млрд юаней, тогда как все поступления в бюджет округа за 1992 год составили лишь миллиард. В результате власти Вэньчжоу первыми в стране начали приватизацию инфраструктуры и других общественных услуг, которые прежде являлись исключительной монополией государства. В 1992 году акционерный кооператив «Цзиньвэнь» приступил к выполнению сложнейшей задачи - строительству железнодорожной ветки протяженностью в 180 миль, соединяющей Вэньчжоу с Цзиньхуа. До 60% из 28,2 млрд юаней, израсходованных на этот проект, составили частные инвестиции. Когда строительство было завершено, управление железной дорогой взяла на себя та же частная компания - и справляется она с этим куда эффективнее, чем любая государственная структура. Только за 1999 год прибыль железной дороги составила полмиллиарда юаней. В 1990-х приватизация быстро распространилась на другие сферы. Применить второй метод при наличии в округе большого количества частных предпринимателей не составило труда. В условиях усиления конкуренции внутри страны некоторые СП из Вэньчжоу переключили внимание на зарубежные рынки. Большую роль стало играть производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Благодаря низкой стоимости и привлекательному внешнему виду товары, изготовленные в Вэньчжоу, нашли спрос на международном рынке и одолели большинство иностранных конкурентов. Так, зажигалки из Вэньчжоу практически вытеснили аналогичную южнокорейскую и японскую продукцию, поскольку ее себестоимость превышала рыночную цену на изделия из Вэньчжоу. В 1998 году до 80% зажигалок, реализованных на международном рынке, были изготовлены в округе. Третий метод связан с рядом дополнительных факторов. Чтобы ваша продукция выделялась на рынке в условиях жестокой конкуренции, необходим известный брэнд, продвинутые технологии и эффективная маркетинговая стратегия. Некоторые предприниматели в Вэньчжоу сумели адаптироваться к этой тенденции. Им удалось преобразовать свои СП в современные корпорации и резко увеличить масштаб деятельности. После 1995 года в округе появилось немало гигантских предприятий, играющих ведущую роль в местной экономике. На таких предприятиях занято более тысячи работников, они имеют собственные брэнды, современное оборудование и торговых агентов по всему миру. Небольшие пакеты акций этих корпораций принадлежат менеджерам и техническим специалистам высшего звена. Власти Вэньчжоу и сегодня обеспечивают политическую защиту подобным крупным частным предприятиям.

4. Теоретический аспект

Поскольку процесс развития Вэньчжоу был признан уникальной моделью, он удостоился пристального внимания в рамках изучения переходного периода в Китае и вызвал неоднозначные оценки. Наиболее важной чертой Вэньчжоуской модели стала опора в первую очередь на частные, а не на коллективные предприятия. С первого же взгляда энергия, изобретательность и смелость предпринимателей Вэньчжоу производит большое впечатление. Многочисленные частные предприниматели не упускали ни одной возможности, чтобы наладить производство товаров, пользующихся высоким спросом, а также их транспортировку и реализацию на мировом рынке. Более того, подобная деятельность позволила укрепить их позиции в диалоге с властями, оказывала все большее воздействие на политику местного руководства и в конечном итоге приводила к институциональным реформам на официальном уровне. Можно без преувеличения сказать, что экономические успехи Вэньчжоу являются их заслугой. Предприниматели постоянно ищут информацию, позволяющую получить прибыль, которая в противном случае была бы проигнорирована. Их действия улучшают координацию и подталкивают экономику к равновесию. Применительно к Вэньчжоу, в переходный период классическую предпринимательскую функцию выполняли многочисленные СП. С 1978 по 1985 год, когда объем общенационального рынка рос ускоренными темпами, предприниматели из Вэньчжоу обнаружили неравномерность развития китайской экономики в предшествующие годы. С одной стороны, чрезмерный акцент на развитие тяжелой промышленности породил дефицит товаров народного потребления, особенно мелких - трудоемких в производстве и дешевых изделий. С другой стороны, по экономическим соображениям государственные предприятия с современным оборудованием и продвинутыми технологиями не желали выпускать подобные товары. Предприниматели из Вэньчжоу быстро выявили наличие этой гигантской ниши и переключились на производство мелких изделий и аксессуаров. Поначалу не все понимали, какие здесь открываются возможности. Лишь немногие предприниматели воспользовались представившимся шансом. Во время переходного периода в Китае права собственности носят неопределенный характер, что превращает их не столько в стимул, сколько в источник коррупции и конфликтов. Однако Вэньчжоу удалось добиться немалых результатов в обеспечении прав собственности. На начальном этапе реформы местные партийные функционеры признали, что прибыль специализированного семейного предприятия должна распределяться в соответствии с социалистическим принципом: каждому по труду. В 1984 году местные власти выпустили на свободу девять влиятельных торговцев, которым было предъявлено обвинение в спекуляции. Этот акт давал понять, что частная торговля является легитимным занятием. В 1987 году в Вэньчжоу был разработан первый Свод правил деятельности акционерных кооперативных предприятий, который обеспечивает юридическую защиту прав собственности. Но почему власти округа занялись обеспечением прав частной собственности? В Сунани, к примеру, местное руководство делало акцент на коллективных предприятиях, а не на структурировании прав собственности. С чем связано подобное различие в политике властей двух районов в вопросе о реформе собственности? Этот диспаритет объясняется тремя причинами. Главная из них связана с общенациональной бюджетной реформой. На первом этапе преобразований после тридцати лет идеологизированного эксперимента с плановой экономикой Китай пытался следовать восточноазиатской модели развития. Однако неэффективность командной экономики и конкретные условия не позволили Пекину скопировать японскую рационально спланированную модель. Побочные эффекты аграрной реформы и существования жесткой системы заготовок сельхозпродукции привели к неожиданному всплеску инфляции. Система Баочань Даоху создала для китайских крестьян сильнейшие стимулы. Постоянный рост объема сельскохозяйственного производства создал для центрального правительства трудности с выполнением его обязательства по госзакупкам продукции аграрного сектора. Чтобы справиться с бюджетными обязательствами, китайское правительство прибегло к раскручиванию инфляции. Однако это обернулось серьезным сокращением реальных доходов городского населения, создав угрозу социальных потрясений. Для компенсации гражданам этих потерь Центр увеличил размер государственных субсидий, что лишь повысило бюджетный дефицит. Столкнувшись с его взрывным ростом, Пекин попытался переложить бремя бюджетных расходов на местные власти. В 1980 году правительство ввело Систему раздела доходов (СРД). Это нововведение самым существенным образом повлияло на характер принятия решений на местном уровне. Теперь Центр прекратил субсидирование местных бюджетов - за исключением самых бедных регионов. Местным функционерам отныне приходилось выступать в роли предпринимателей, обеспечивая максимальные поступления. В то же время центральное правительство передало в ведение местных властей большое количество государственных предприятий. В 1980-х годах местные органы власти приобретали все больше самостоятельности в вопросах экономического развития. По сути, Центр не обладал достаточной информацией, чтобы обеспечить централизованное планирование этого развития в общенациональном масштабе. И он передал соответствующие полномочия на места. Частичное отсутствие или ограниченность информации превратили объем налоговых поступлений в главный показатель экономических результатов, достигнутых тем или иным районом. Постепенно на китайском горизонте замаячил рыночный федерализм. Бюджетная реформа не только изменила поведение местных властей, но и привела к перераспределению ресурсов. Из-за неравномерности капиталовложений в эпоху плановой экономики одни местные органы получили в ведение гораздо больше государственных предприятий, чем другие. К примеру, Центр передал Цзянсу более 300 крупных предприятий, а властям Вэньчжоу досталось не больше сотни средних. Эти предприятия не могли обеспечить большие поступления в бюджет округа. Третья причина связана со структурой экономики региона. Местные власти могли наполнить бюджет за счет монополизации какого-либо сектора или опоры на крупные предприятия. Однако руководство Вэньчжоу не могло пойти по любому из этих относительно легких путей увеличения доходов. В отсутствие крупных месторождений полезных ископаемых наполнение бюджета за счет создания крупных предприятий требовало больших расходов. А монополизация государством производства мелких потребительских изделий была бы неприбыльна, да и неосуществима с экономической точки зрения. Как правило, эти товары приносят очень небольшую прибыль, а их ассортимент и спрос на такую продукцию быстро меняются. Местные власти не могли бы управлять такими производствами столь же эффективно, как индивидуальные предприниматели. В результате бюджет округа Вэньчжоу зависит в первую очередь от налогов с оборота частных предприятий и коммерческой деятельности. В условиях ограниченности источников доходов власти Вэньчжоу были вынуждены пойти на рискованный шаг, узаконив права собственности - этот мощнейший стимул предпринимательства. Руководство округа разработало новые формулировки или теории, чтобы приспособить идеологические догмы для легализации незаконных прав собственности (по выражению Де Сото). К примеру, местные партийные органы признали акционерный кооператив разновидностью социалистического предприятия и использовали марксистские положения о перераспределении земли для узаконивания ее купли-продажи. Все эти намеренные «идейные заблуждения» служили обеспечению прав собственности.

Заключение

Вэньчжоуская модель занимает особое место в процессе перехода Китая к рыночной экономике. Она демонстрирует значение предпринимательской активности «снизу», важнейшую роль прав собственности и то, какие функции должно играть государство. Если другие региональные модели развития начинают переживать кризис, то Вэньчжоу благодаря энергии предпринимателей продолжает поддерживать высокие темпы роста. Индивидуальные предприниматели быстро приспосабливаются к колебаниям рыночной конъюнктуры. Они находят новые рынки сбыта, смело увеличивают инвестиции и изобретают различные схемы организации производства и маркетинга. Видя, что сравнительное преимущество в одном секторе утрачено, они переключаются на другие виды деятельности. Когда на внутреннем рынке устанавливается равновесие, они выходят на международные рынки. Их смелые и твор- ческие инициативы становятся реальной основой устойчивого роста. Успехи Вэньчжоу показывают все значение прав собственности. Четкая и рациональная система прав собственности жизненно необходима для развития предпринимательства. Только подобная институциональная структура способна побудить множество индивидуальных предпринимателей к активизации экономической деятельности. В условиях переходной экономики государство все еще играет существенную роль. Однако эта роль заключается не в чрезмерном вмешательстве в процесс инвестиций, производства и сбыта, а в легализации неформальных прав собственности. Реформы в Вэньчжоу показывают, что местные власти при известной изобретательности способны нейтрализовать идеологическое давление Центра. Одним словом, Вэньчжоуская модель не вписывается в общепринятые истолкования китайских реформ. С одной стороны, местные власти не выступают в роли «предпринимателя», разрабатывающего институциональные инновации. В основном они придают официальную легитимность уже существующим правам собственности. С другой стороны, опыт Вэньчжоу позволяет заполнить пробел в неоклассической концепции китайских реформ: устойчивость экономическому росту обеспечивают институциональные инновации, исходящие «снизу», от предпринимателей.

Чен ДИЧИНГ, Полит.ru Печатается с сокращениями


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации