13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Казна в три хода

В этом году Волгоградская область впервые перешла на трехлетнее бюджетное планирование, и практически во всех муниципальных образованиях бюджеты на 2008-2010 годы уже приняты. Но принять бюджет лишь начало работы. Куда сложнее обстоят дела с вопросами наполняемости и исполняемости местных бюджетов. На очередном заседании комиссии по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов чиновники обладминистрации и представители муниципалитетов после обмена взаимными претензиями все же пришли к согласию на почве общего недовольства бюджетной политикой федерального центра.

Ход 1-й: точный расчет

Разговор о бюджете начался чуть ли не в военных терминах - вице-губернатор Александр Шилин призвал представителей муниципальных образований к «мобилизации всех усилий ради мобилизации доходов». По мнению вице-губернатора, слишком часто плохую работу по сбору налогов на местах пытаются объяснить несовершенством межбюджетных отношений.

- Не надо думать, что от недофинансирования страдают только субъекты МСУ, - подчеркнул он. - Нам, региону, федеральный центр точно так же передает полномочия, зачастую не обеспеченные деньгами. Это системная проблема. Но если будем только сидеть сложа руки, ничего не изменится. Надо изыскивать внутренние ресурсы, работать, а не просто переводить бумагу. Сейчас на любой наш запрос из муниципалитетов приходит столько бумаг, каких-то отписок непонятных - у меня ручки шариковой на две недели еле-еле хватает, чтобы все это просмотреть и какие-то распоряжения подготовить. Так что ресурсы нужно изыскивать, сокращая управленческие расходы, которые, как считают в обладминистрации, на местах растут куда более быстрыми темпами, чем, к примеру, уровень бюджетной обеспеченности. При этом вопреки распоряжению губернатора Волгоградской области Николая Максюты, чиновники готовы сокращать расходы на оргтехнику, транспорт, мебель, связь, содержание помещений - только не фонд заработной платы. В комитете бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области проанализировали структуру доходов и расходов местных бюджетов. По словам председателя комитета - заместителя главы администрации Александра Дорждеева, расходы по статье «общегосударственные вопросы», куда входят и расходы на содержание руководящего аппарата муниципального образования, составляют от 15-20% расходной части в бюджетах городских округов и муниципальных районов до 42,3% - в бюджетах поселений. При этом именно в бюджетах муниципальных районов и сельских поселений доля безвозмездных поступлений самая высокая - 60-70% доходной части бюджетов этих субъектов составляют различного рода дотации, субвенции и субсидии. Но, конечно, только за счет сокращения чиновничьих зарплат местные бюджеты бездефицитными не станут. Впрочем, и за счет 100%-ной собираемости налогов тоже. Как признал заместитель главы областной администрации по экономике Александр Плотников, при существующем порядке распределения налоговых поступлений дефицит средств на осуществление всех переданных федеральным центром полномочий составляет порядка 20%. К тому же и до идеальной налоговой дисциплины по-прежнему очень далеко.

- По нашим подсчетам, из-за так называемых серых и черных зарплатных схем бюджеты теряют до 3 млрд рублей недополученного НДФЛ, - отметил Александр Плотников. - Если взять земельный налог, то здесь тоже есть над чем работать. Только 60% земельных участков в области зарегистрировано в базе налоговых органов, причем если в некоторых районах перешли к завершающему этапу и уже занимаются оцифровкой карт, то в других об этом даже и не думали.

Ход 2-й: грамотное администрирование

В муниципальных образованиях с критикой в целом согласны, но в то же время уверены - в вопросах сбора налогов практически все зависящее от местной власти уже сделано. И даже совет вице-губернатора Александра Шилина воспользоваться распоряжением премьер-министра РФ Виктора Зубкова о более тесном сотрудничестве налоговых органов с муниципальными образованиями - вряд ли сильно облегчит жизнь. Тот же земельный налог - один из немногих, оставленных субъектам МСУ, - можно было бы собирать в больших объемах: достаточно просто увеличить ставку для собственников земли. Но вряд ли такое решение поможет развитию бизнеса на территориях.

- Да, мы получили дополнительные доходы после уплаты повышенного земельного налога одним из наших предприятий, - сказал глава администрации городского поселения Дубовка Евгений Носачев. - Но отлично понимаем, что этот ресурс не бесконечен. Нам помогла бы передача полномочий по регистрации земельных участков на уровень поселений. Сейчас районные комитеты по имуществу просто завалены работой и физически не успевают вовремя обрабатывать всю информацию. А ведь мы на местах гораздо лучше знаем - и кто владелец земли, и что на ней строится. Хотя, конечно, ситуацию в целом это не изменит. При существующем порядке налогового распределения наши бюджеты - это все равно бюджеты выживания.

- Нам говорят, что мы плохо занимаемся администрированием, из-за чего будто бы теряем большие деньги, - поддержал коллегу глава Наримановского сельского поселения Николай Соловьев. Но о каких больших деньгах можно говорить, когда любой глава любого поселения уже давно знает все о своих потенциальных доходах? Это в крупном городе можно провести инвентаризацию и внезапно «найти» какой-нибудь новый магазин, а я же всех своих предпринимателей знаю лично и знаю, какие налоги они платят. Для нас куда большая проблема в том, что у нас две трети жителей работают в Волгограде, и налог на доходы, соответственно, уходит туда же. Ну, где тут плохое администрирование?

Так что слова Александра Дорждеева о том, что итоги выполнения консолидированного бюджета за 9 месяцев нынешнего года дали свыше 1,5 млрд рублей суммарного профицита местных бюджетов, представители муниципальных образований встретили, мягко говоря, с удивлением.

- Надо учитывать, что наши налоги поступают на счета муниципальных образований в строго конкретные сроки, обозначенные законом, - попытался объяснить несовпадение реальности с действительностью Евгений Носачев.

- К примеру, тот же налог на землю собственник может заплатить либо весной, либо осенью, а в финуправлении распределяют всю сумму равномерно по месяцам. Так что в Волгограде считают, что деньги нами уже получены, хотя на самом деле мы живем в долг. Часть возникающих проблем традиционно объясняется низкой квалификацией кадров на местах. Администрациям муниципальных образований катастрофически не хватает грамотных финансовых менеджеров - особенно в медицине, образовании и сфере ЖКХ. Кстати, эти же отрасли - самые дорогие для местных бюджетов и, возможно, не в последнюю очередь именно из-за низкого качества менеджмента.

Ход 3-й: четкое выполнение

И все же некоторые претензии региональных властей к руководителям муниципальных образований выглядят справедливыми. По словам выступившего на заседании губернатора Волгоградской области Николая Максюты, региональные власти выделяют деньги своевременно, но зачастую эти субсидии и субвенции нетронутыми остаются на счетах администраций городов и районов.

- До конца года осталось совсем немного времени, а часть субвенций из областного бюджета до сих пор не освоена муниципальными образованиями, - обрушился он с критикой на присутствовавших руководителей городов и районов. - В частности, по нацпроекту «Образование» деньги, которые вы получили в июне, освоены лишь наполовину, а в некоторых районах, например, в Кумылженском, Среднеахтубинском, Калачевском - и того меньше. По Волгограду и Волжскому будем отдельно разбираться. А ведь еще нужно тендеры провести, конкурсы - иначе, по бюджетному кодексу, вы просто не сможете эти деньги использовать. Останутся они на счетах - в следующем году помощи не ждите. В ближайшие дни все должны предоставить в областную администрацию планы мероприятий по освоению выделенных средств. Иначе лично буду изымать и перенаправлять деньги тем, кто умеет работать, и доказывайте потом, что я не имел права так поступать! Работа с трехлетними бюджетами потребует от властей всех муниципальных образований еще большей финансовой дисциплины, подчеркнул Николай Максюта. Зато в перспективе на местном уровне можно будет планировать и реализовывать серьезные масштабные проекты, не боясь при этом, что остатки неосвоенных средств «сгорят» в казначействе. Отдельно губернатор остановился на поддержке ТОСов, призвав чиновников всячески их поддерживать и им помогать.

Со своей стороны, областная администрация также старается облегчить для МСУ переход на трехлетнее бюджетное планирование. Александр Дорждеев пообещал помочь с обучением сотрудников финансовых управлений муниципальных образований - соответствующие курсы, по его словам, будут организованы при Волгоградской академии госслужбы. А Александр Шилин в очередной раз пообещал выйти с законодательной инициативой по пересмотру правил распределения налогов с тем, чтобы больше денег оставалось в регионах. Но представители муниципальных образований уверены, что реально ситуация изменится только после того, как будет полностью изменен порядок формирования бюджетов. Начинать надо не с доходов, а с расходов - причем подсчитывая их снизу вверх, от конкретного поселения до региона в целом, а уже потом заниматься доходной базой и распределением денег. Иначе в бюджете постоянно будут появляться и сгорать неосвоенные деньги по одним статьям, и фиксироваться перерасход - по другим. А главы сельских поселений и городских округов по-прежнему будут обивать пороги областного комитета бюджетно-финансовой политики и выяснять, почему размеры дотаций и субвенций, на которые они рассчитывали, в разы отличаются от тех сумм, которые они реально получили.

Цитаты:

Николай Максюта, глава администрации Волгоградской области:

- Неосвоенные субсидии и дотации буду изымать лично, перенаправляя их тем муниципальным образованиям, кто умеет работать, и доказывайте потом, что я не имел права так поступать!

Александр Шилин, первый заместитель главы администрации Волгоградской области:

- Сейчас на любой наш запрос из муниципалитетов приходит столько бумаг, каких-то отписок непонятных - у меня ручки шариковой на две недели еле-еле хватает, чтобы все это просмотреть и какие-то распоряжения подготовить...

Структура доходов органов МСУ Волгоградской области на 01.10.2007 г.

Антон БОРЦОВ


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации