13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Корабли смешного плавания

Нашумевшая на весь мир катастрофа в Керченском проливе неизбежно вызовет большой скандал и очень серьезные оргвыводы. Погибшие суда, за исключением одного, не должны были попадать в море вообще, так как они спроектированы как чисто речные и построены в 50-60-е годы. А попали они туда по чисто экономическим причинам.

Это ужасное происшествие некоторым образом касается и нашего региона. Названия трех затонувших теплоходов и одного переломившегося пополам хорошо знакомы сотрудникам Волго-Донского судоходного канала (ВДСК), которые осуществляют шлюзование судов и диспетчерскую их проводку. Все они не могли миновать канал, так как нефть везут в Азово-Черноморский бассейн либо с Каспия, либо с Волги (включая нефтяной терминал в Татьянке). А серу исключительно с химического предприятия на базе Астраханского газоконденсатного месторождения. Причем, серу возят навалом, как песок. По грузопотоку через ВДСК это опасное химическое сырье занимает третье место после нефтепродуктов и металла. В месяц его перевозят более 100 тыс. тонн. А, например, переломившаяся «Волго-нефть 139» загрузилась мазутом в Самаре.

Причины трагедии выявит государственная комиссия на самом высоком уровне. Недаром президент РФ Владимир Путин поручил главе правительства Виктору Зубкову выехать на место и тщательно разобраться с происшествием. Не исключено, что причиной гибели судов послужило смещение насыпного груза во время сильнейшей качки. В таком случае суда неизбежно приобретают опасный крен и черпают воду, либо переворачиваются. Специалисты, которые, как автор этих строк, работали на море, наверняка испытают потрясение, когда узнают, что собой представляли затонувшие суда. Особенно одно, под названием «Ковель». По сведениям, уточненным у сотрудников ВДСК, где тщательно фиксируются названия и типы судов, проследовавших по каналу, так называемый сухогруз «Ковель» есть не что иное, как самоходная баржа серии «Шестая пятилетка». Речники называют их «ШеПешки» или «самоходки». Это тупоносое приземистое судно, построенное полвека назад, когда ни о каких судах типа «река-море» и не слышали.

Два других судна «Вольногорск» и «Нахичевань» на десять лет моложе. Это так называемые «чешки» грузовые теплоходы чешской постройки, но, опять же, чисто речные. В те же 60-е годы смелая конструкторская мысль придумала совместить в одном проекте речное и морское судно. Появились теплоходы типа «Волго-Балт», «Волго-нефть» (последние строили на Волгоградском ССЗ). Но эти суда смешанного плавания (моряки говорят «смешного», и в этой шутке есть доля истины) резко отличаются по архитектуре от «ШеПешек» и «чешек». У них гораздо выше борт, а особенно нос, способный «всходить» на волну. О том, чтобы выпускать в море самоходные баржи, в то время и речи быть не могло. Но прошли годы, и все изменилось.

Перед памятной «шоковой терапией» «ШеПешки» исчезли с голубых дорог. Они дожидались на приколе, когда их разрежут на металлолом. Зато на реках появились мощные толкачи-четырехтысячники (4000 л.с.), скоростные грузовые катамараны, спокойно обгонявшие пассажирские теплоходы, и т.д. Но после отпуска цен судоходные организации стали разоряться. Возить было нечего. Однако все чаще стали ходить по рекам танкеры, поскольку нефть осталась чуть ли не единственным ликвидным продуктом. А из сухогрузных судов выползли именно «ШеПешки», так как ввиду своей тихоходности они стали самыми рентабельными из-за малого расхода топлива. Ну а когда цены на топливо резко пошли вверх, рационализаторы, движимые очень хорошим экономическим эффектом, додумались и самоходки сделать судами смешанного плавания. Для этого дооснастили их морскими навигационными приборами, наварили дополнительные ребра жесткости в трюмах и «уговорили» соответствующие инспектирующие органы. Однако архитектуру судов они же не могли изменить.

Эти инспектирующие органы, скорее всего, и понесут основную ответственность за случившееся. Теперь будет, как в тайге в сильную бурю: сверху шумит-шумит, а внизу тихо-тихо, и большие шишки летят. Любопытно было слышать комментарии «специалистов» по ТВ «Судам надо было выйти в открытое море, где волна не такая крутая». «Волго-нефти», возможно, да. Но только не речным самоходкам.

Михаил БОБИЧЕНКО, бывший штурман дальнего плавания


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации