13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Вэньчжоуская модель: результат без плана

Семейные предприятия (СП) производили мелкие изделия и аксессуары, приносящие ничтожную прибыль и требующие больших трудозатрат. Проведенное вP1984Pгоду исследование ассортимента продукции, изготавливавшейся вPВэньчжоу, рисует такую картину: производились пуговицы, одежда из синтетических тканей, скобяные изделия, бытовое оборудование, полиэтиленовые пакеты, иголки, алюминиевые значки, плакаты и ремешки дляPчасов. ВPусловиях дефицита товаров эти изделия пользовались немалым спросом. Хотя СПP структура относительно небольшая (число занятых неPпревышает 10Pчеловек), оно действует наPоснове четкого разделения труда. Такие предприятия называют «магазин вPпередней комнате и мастерская вPзадней». Муж, как правило, отвечает заPсбыт заPпределами Вэньчжоу, женаP заPторговлю наPместном рынке, а дети занимаются организацией производства.

Эффективное разделение труда и растущая емкость рынка привели кPрасцвету СП. ВP1980Pгоду ониPпроизвели продукции наP0,3Pмлрд юаней; аналогичный показатель заP1985Pгод достигал примерно 2 млрд юаней. Именно тысячи подобных малых и средних предприятий стали главной опорой экономики Вэньчжоу. ВP1982Pгоду наPдолю СП приходилось 60% налоговых доходов местных властей. Более того, благодаря им почти все 900Pтыс.P «избыточных» работников изPсельской местности были задействованы вPпромышленности и секторе услуг. Иными словами, СП вPобщем решили проблему хронического избытка трудовых ресурсов. Быстрый рост объемов производства СП породил проблемы вPсфере сбыта. Как организовать продажу такого огромного количества товаров наPобщенациональном рынке? Как наладить доступ кPтекущей информации оP спросе и предложении? ВPначале 1980-х вPВэньчжоу спонтанно сформировались два подхода кPрешению этой сложной проблемы. Первым стало возникновение специализированных рынков, а второй был связан сPсозданием сети сбытовых агентов поPвсей стране.

Спонтанность подобного развития вызывала все большую критику соPстороны Центра и властей провинции. Вэньчжоу рассматривался как «авангард» ползучей экспансии капитализма. Однако, несмотря наPсильнейшее политическое давление высших эшелонов власти, руководство округа неофициально «спускало наPтормозах» все попытки поставить деятельность СП вPжесткие идеологические рамки. Напротив, оно различными способами поощряло этот новаторский феномен. ВP1982Pгоду наPофициальной конференции глава окружного комитета КПК Юань Фанле дал весьма позитивную оценку деятельности СП. Более 200 наиболее успешных специализированных семейных предприятий получили почетные грамоты заPвыдающийся вклад вPразвитие экономики Вэньчжоу. ВP своем официальном докладе Фанле утверждал, что СП воплощают собой передовые производительные силы, прокладывающие путь кPсоциализму. ВP1984Pгоду власти Вэньчжоу реабилитировали работников девяти весьма эффективных СП, которых обвинили вPспекуляции и подрыве социалистического хозяйства. Подобные действия официально узаконивали рыночный характер СП и обеспечивали права собственностиP т.е. создавали важнейшие стимулы дляPмалых предпринимателей.

Б. Переходный период: акционерные кооперативы, неофициальные финансовые институты и купля-продажа земли

После 1985 года вPразвитии экономики Вэньчжоу начался новый этап. СPодной стороны, ускоренное развитие вP предшествующий период породило ряд проблем, связанных сPфакторами производстваP трудом, капиталом и землей. Дело вPтом, что малый размер предприятий, ограниченность кредита и неэффективное использование земельных ресурсов превратились вPтормоз дляPдальнейшего развития. Однако жителям Вэньчжоу удалось создать новаторские институты, позволившие преодолеть эти барьеры. По мере расширения рынков и роста производства некоторые СП накопили немалые капиталы, что позволяло им повысить эффективность заPсчет увеличения масштабов деятельности. СPчисто экономической точки зрения наступил момент дляPнаращивания объемов инвестиций и увеличения численности работников. Однако наPпланы и решения частных предпринимателей большое воздействие оказывали опыт прошлого и идеологические табу. СP точки зрения марксистской идеологии, если наPсемейном предприятии было занято более семи наемных работников, его владелец считался капиталистом-эксплуататором, а значит, вPполитическом плане мог быть признан «враждебным элементом». ВPусловиях подобной политической неопределенности большинство предпринимателей неPжелали увеличивать количество занятых свыше 10Pчеловек, или старались скрыть подлинный масштаб своей деятельности.

По оценкам, вP1985 году неPменее 300Pфирм имели более 50Pработников, однако лишь немногие изPних официально регистрировались вPкачестве средних предприятий. Как уже отмечалось, СП скрывали свой частный характер, «надевая красную шапку» или «прикрепляясь» кPгосударственным предприятиям. Хотя подобная тактика вPкакой-то степени считалась легитимной, права собственности были настолько размыты, что возникла «серая зона», открывавшая возможности дляPприсвоения ренты. Местные чиновники оказывали существенное влияние наP распределение прибылей, зачастую неPсоответствовавшее ожиданиям частных предпринимателей. ВP1987Pгоду властям Вэньчжоу удалось пролоббировать создание «экспериментальной экономической зоны». ВPподобных зонах центральное правительство допускало ряд отклонений отPпринятой вPстране институциональной структуры. Более того, политическая элита Вэньчжоу даже «переделала» марксизм, чтобы придать легитимность рыночной экономике. В итоге всего заPгод количество акционерных кооперативов вPокруге достигло 10Pтыс. ВPэтот период многие крупные частные предприятия «сняли красные шапки» и преобразовались вPакционерные кооперативы. Средний объем капитала такого предприятия составлял неPменее 500Pтыс.Pюаней, а число работников равнялось примерноP20.

Серьезной проблемой дляPместной экономики Вэньчжоу стала недоступность кредита. В социалистическом Китае банковская система находится подPжестким контролем государства. Все виды банковской деятельности P эмиссия денег, переводы чеков, одобрение займов и получение вкладовP регулируются центральным правительством. Долгое время процентные ставки поддерживались наPодном и томPже уровне, независимо отP изменений вPполитической или экономической ситуации. ПоPполитическим соображениям государственным банкам вPцелом неPразрешалось предоставлять крупные долгосрочные кредиты частным, да и коллективным предприятиям. ВPрезультате частные предприятия, независимо отPразмера и эффективности, могли воспользоваться лишь услугами частных финансовых организаций.

Однако «финансовое подавление», вызванное государственным регулированием, еще доP1985Pгода привело кP появлению банковского «черного рынка». Первые неофициальные финансовые институты были менее организованы и структурированы поPсравнению сPтеми, что возникли вPсередине 80-х. Тогда речь шла оPмелких сельских предпринимателях, обнаруживших существование значительного диспаритета между официальными и рыночными процентными ставками. Благодаря стабильному росту доходов населения вPпервой половине 1980-х годов простые жители Вэньчжоу вPсовокупности заработали миллионы юаней наличными. НеPвсе хранили свои деньги в государственных банках. ВPто время официальная ставка составляла менее 5% годовых, а вPСП отдача отP капитала вPсреднем превышала 60%. Официальная процентная ставка была гораздо ниже рыночной, и некоторые предприимчивые люди осознали, что наPэтом можно хорошо заработать. Поэтому примерно вP1980Pгоду началось быстрое возрождение традиционных неофициальных финансовых институтов. Различные формы Hui (кредитных ассоциаций) привлекли значительные объемы накоплений физических лиц, «перехватывая» их у государственных банков. Различаясь вPнюансах, подобные ассоциации (HePHui, Lunhui и Paihui) имели ряд основополагающих общих черт. ПоPсути, все ониPдействовали поPпринципу очередности. 10-15Pчеловек договаривались ежемесячно вносить вP«общий котел» фиксированную сумму (она передавалась организатору Hui), а затем поPзаранее оговоренному графику эта «казна» выдавалась участникам поPочереди, или ее выдавали вPкредит наP«конкурсной основе»P тому участнику, кто предлагал остальным самые высокие проценты. ПоPмере того, как количество семейных предприятий вPВэньчжоу росло, Hui стали одним изPважнейших источников средств дляPвложения вPосновные фонды, оптовые закупки сырья и оплаты иных производственных расходов. Благодаря более высоким процентным ставкам Hui их участниками стало доP90% сельских семей вPокруге. Однако из-заPотсутствия у них специализированных знаний оPбанковском деле и стремления получить максимальную прибыль, участники кредитных ассоциаций неизбежно втягивались вPрискованное кредитование. ВP1986Pгоду, вскоре после того, как деятельность ассоциаций вPВэньчжоу достигла апогея, их охватил лавинообразный финансовый кризис. Крах Hui подтолкнул местные власти кPсозданию альтернативных «полулегальных» финансовых институтов. Хотя центральное правительство по-прежнему жестко регулировало деятельность финансовых учреждений, окружные власти, проявив изобретательность, прибегли кPряду хитроумных тактических приемов, позволяющих обойти действующие правила и придать легитимность некоторым видам частных финансовых организаций, созданных предпринимателями «снизу». ВP1984Pгоду неPНародный банк, а Управление промышленности торговли выдало лицензию «денежному дому» (qianzhuang)P это было обосновано тем, что онPявляется неPфинансовым институтом, а частным предприятием. Началось неуклонное развитие «денежных домов». КP1989Pгоду вPокруге насчитывалось уже 27Pтаких учреждений. ДоPмомента запрета «денежных домов» вP1990Pгоду их деятельность неPвызвала никаких нареканий сPфинансовой точки зрения.

Кроме того, власти Вэньчжоу способствовали тому, чтобы лидирующие позиции вPфинансовом секторе заняли городские кредитные кооперативы (ГКК) и сельские кредитные кооперативы (СКК). Эти организации вызывали куда меньше идеологических нареканий, чем частные «денежные дома», поскольку ониPквалифицировались как коллективные предприятия. ВP1984Pгоду вPВэньчжоу был создан первый городской кредитный кооператив. ВPтечение следующих пяти лет число ГКК и СКК увеличилось до 47. Эти кредитные ассоциации воPмногом действовали поPтемPже принципам, что и частные банки: ониPориентировались наPполучение прибыли, отличались большей продолжительностью рабочего дня и осуществляли кредитование поPплавающим ставкам, более высоким поPсравнению сPгосударственными банками. ПодPдавлением Народного банка эти управлявшиеся частными лицами кредитные учреждения были преобразованы вPгородские кооперативные банки. Тем неPменее ониPсохранили высокий уровень самостоятельности. Эти частные финансовые организации оказали существенное влияние наPэкономическое развитие Вэньчжоу. ПоPоценкам, более 80% сбережений, размещенных вPэтих кооперативах, и 95% отPобщего объема движения капиталов вPокруге вP1983-1985Pгодах были связаны сP деятельностью негосударственных экономических субъектов. ВPрезультате фундаментальных структурных изменений вPэкономике все труднее стало осуществлять жесткий контроль над земельными ресурсами.

Чен ДИЧИНГ


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации