13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


МСУ по-самарски: два года спустя

На протяжении года «ДП» изучает и освещает реформу местного самоуправления, причем рассказывает не только о работе муниципальных образований Волгоградской области, но и о том, как идет реформа в других регионах. В Самарской области реформа стартовала 1 января 2006 года как и в Волгограде, здесь не стали ждать, пока кто-то самый смелый научит жить по-новому. Проблемы, с которыми столкнулись местные власти, реализуя 131-й закон, во многом схожи с теми, на которые жалуются их коллеги в других регионах. Но есть и особенности: например, большое количество пограничных конфликтов между муниципальными образованиями.

Большие города и спорные земли

Одна из идей Министерства регионального развития проект объединения крупных городов в агломерации. Правда, пока в Минрегионе говорят не о слиянии муниципалитетов, а лишь об упрощении взаимодействия между близлежащими городами, создании общей инфраструктуры.

Вопрос о создании в Самарской области агломерации Самара-Тольятти впервые был поднят в июне 2006 года на заседании конгресса муниципальных образований в Новосибирске. Но сейчас в Самаре опасаются, что идея Минрегиона останется нереализованной, так как требуются многомиллиардные финансовые затраты, а кто их должен осуществлять неизвестно. Хотя в том, что объединение нескольких муниципальных образований в единое целое может дать неплохой синергетический эффект, уверены власти и региона, и городов. Руководитель департамента по информационной политике и взаимодействию с институтами гражданского общества аппарата правительства Самарской области Андрей Колядин считает, что если Самара войдет в программу создания агломераций, область от такого решения только выиграет. Во-первых, это, скорее всего, повлечет за собой увеличение финансирования из федерального бюджета. Во-вторых, позволит объединить средства, научные и бизнес-силы, что также будет способствовать развитию региона. В настоящее время общая численность населения городов потенциальных участников агломерации (кроме Самары и Тольятти, в нее могут войти Новокуйбышевск, Чапаевск и Кинель) составляет около 2,2 млн человек. Если «Большая Самара» появится на картах, ее общая площадь превысит 1,7 тыс. кв. км, что в 1,6 раза больше площади Москвы. К тому же создание агломерации может стать дополнительным стимулом для привлечения рабочей силы из других городов и областей. Но осуществлению этих планов могут помешать пограничные конфликты между муниципальными образованиями: земля в Самарской области предмет особо крупных и длительных разборок. К примеру, споры между Самарой и Новокуйбышевском о принадлежности поселка Гранный излюбленного места дачного отдыха самарских VIP-персон ведутся с 1978 года и докатились до Страсбургского суда. В результате власти Новокуйбышевска, которому поселок вроде бы принадлежит юридически, не могут начать реализацию программы по созданию рекреационной зоны, хотя только в разработку проектной документации уже вложено свыше 16 млн рублей. Подобная ситуация в Кинельском районе, где о принадлежности поселка Алексеевка четвертый год спорят районная и городская администрации. А в Тольятти продолжается конфликт между муниципалитетом и одним из крупных сельхозпредприятий. Тольяттинская гордума даже выносила этот вопрос на общегородской референдум.

Бюджеты и их «поклонники»

Оставленные местным властям налоги на землю, недвижимость и на доходы физических лиц не дают им простора для финансовых маневров. Но региональные власти винят муниципалитеты в низких поступлениях в местные бюджеты и даже обещают разработать комплекс мер воздействия на глав, не способных увеличить налогооблагаемую базу. Претензии сводятся к тому, что работа по регистрации земель и недвижимости якобы ведется плохо или вовсе не ведется. В мае бывший тогда губернатором Константин Титов пообещал вводить прямое губернаторское правление в тех муниципалитетах, где уровень бюджетной обеспеченности за счет собственных средств составит менее 70%. Вряд ли нынешний глава Самарской области Владимир Артяков окажется более благосклонным в этом вопросе.

На местах от таких идей не в восторге. По мнению председателя Чапаевской гордумы Владимира Семендяя, чтобы увеличить собираемость земельного налога, следует воздействовать не на глав муниципалитетов, а разработать механизм сбора налогов с предприятий оборонного комплекса. Председатель бюджетного комитета думы городского округа Сызрань Виктор Балаченков на межокружном совещании руководителей муниципальных КСО, проходившем 25 сентября в Волгограде, заявил, что при существующем порядке распределения налоговых доходов ситуация будет только ухудшаться. В Сызрани ежегодно собирают более 4 млрд рублей налогов, но оставляют городу чуть более 11%. Еще один пример: в занявшем 1-е место в области по обеспеченности на душу населения за счет налоговых и неналоговых поступлений по области Новокуйбышевске сумма бюджетной обеспеченности по итогам 9 месяцев прошлого года составила 5,9 тыс. рублей, а с учетом безвозмездных поступлений 9 тыс. на человека. Едва ли не более сложным вопросом, чем наполняемость бюджета, оказывается распределение собранных денег. Повышение качества бюджетного планирования на деле порой означает невозможность выделить средства на решение тех или иных задач без нарушения законодательства. И если инициатива депутатов Кинель-Черкасской районной думы по созданию новой надзорной структуры для проверки деятельности органов местного самоуправления и муниципальных предприятий выглядит вполне оправданной все-таки общее дело делаем, то многочисленные прокурорские проверки, жалуются представители органов МСУ, порой полностью парализуют всю работу муниципалитета. У прокуратуры Самарской области, естественно, другое мнение. В 2006 году было выявлено почти 4 тысячи нарушений бюджетного законодательства, допущенных в муниципальных образованиях, от превышения предельно допустимого дефицита бюджета до отсутствия нормативных правовых актов, регулирующих порядок его составления и рассмотрения. По мнению представителей прокуратуры, основной причиной большей части выявленных нарушений является неправильное толкование и применение норм права, «в отдельных случаях недостаточная квалификация работников юридических служб», а также «отсутствие квалифицированных специалистов в области финансов, экономики». В ответ местные органы власти ссылаются на частые изменения бюджетного законодательства, а также советуют областной прокуратуре проверять компетенцию собственных сотрудников. О том, что совет этот не лишен оснований, говорят и решения судов различных инстанций, которые часто встают на сторону муниципалитетов.

Спорт, охота и другие радости

Тем не менее в Самарской области все же находят деньги для реализации проектов, в том числе и социальных. Так, в Новокуйбышевске была принята трехлетняя программа развития физкультуры и спорта общей стоимостью свыше 150 млн рублей. Из городского бюджета будет выделено почти 54 млн, остальные средства должны прийти из областной казны и внебюджетных источников. Но чтобы участвовать в софинансировании, муниципалитету сначала надо что-то заработать. Один из немногих законных способов передача в долгосрочную аренду или продажа муниципального имущества. В том же Новокуйбышевске была продана муниципальная гостиница эконом-класса «Дружба». После капремонта и акционирования она была выставлена на открытые торги и выкуплена приблизительно за 30 млн рублей. А в Сызрани правда, не без скандала была продана гостиница «Чайка», также ранее находившаяся в муниципальной собственности. Сумма сделки составила 21 млн рублей, хотя в прокуратуре города посчитали цену заниженной почти в два раза. Гостиничный бизнес считается весьма рентабельным регион все чаще становится местом проведения крупных конференций и совещаний, в том числе и международного масштаба, а общий номерной фонд явно недостаточен.

К тому же Самарская область активно продвигает себя на внутреннем туристическом рынке, а региональные и местные власти вкладывают неплохие деньги в развитие отрасли. Правда, иногда депутаты губернской думы пытаются инициировать проверку законности выделения средств тем или иным предприятиям, но правительству области пока удается находить аргументы для сомневающихся. Так, скандалом сопровождалось выделение 7 млн рублей из областного бюджета на нужды ФГУ «Волжское государственное опытно-охотничье хозяйство», находящегося в Шигонском районе. Планировалось, что средства будут направлены, в частности, на разведение перепелов и фазанов для развлечения гостей санатория «Волжский Утес» места проведения Евросаммита в мае нынешнего года. Депутаты интересовались, почему для финансирования таких работ используются областные деньги, в то время как объект находится в федеральной собственности. И это при том, что многие схожие объекты областного подчинения не получают ни копейки. Но чиновники ответили, что федеральный центр выделит большую часть необходимых средств, а отдых VIP-персон позволит гораздо быстро окупить вложения. Все большее распространение получает кредитование городских поселений в коммерческих банках. У городов появилась возможность выбора: в объявляемых конкурсах активно участвуют и региональные, и федеральные банки, предлагающие кредиты на выгодных условиях. Если средства берутся на определенные цели например, на строительство недвижимости в рамках проекта «Доступное жилье» проценты по кредиту погашаются за счет областного и федерального бюджетов.

Банкротство как фактор развития

Приближается время, когда все муниципальные образования должны будут научиться жить без субвенций из бюджетов, но главы районов единодушно утверждают, что это невозможно. Более того, нет возможности довести уровень собственных доходов даже до 60%. По словам главы Шенталинского муниципального района Владимира Петрова, из 163 млн рублей доходной части районного бюджета лишь 32 млн собственные доходы. А среди сельских поселений области вообще нет ни одного с бездотационным бюджетом. Как в таких условиях повышать налоговую базу? В районах считают, что нужно менять порядок распределения налоговых поступлений в пользу муниципальных образований, особенно в пользу сельских поселений. Иначе по мере приближения 2009 года действия местных властей будут все больше напоминать агонию. А пока главы муниципальных районов ищут инвесторов, которые вкладывали бы деньги не только в агропром, но и развивали другие отрасли. При этом довольно активно используется институт банкротства несостоятельных предприятий. К примеру, в Сызранском муниципальном районе на месте обанкротившегося молочного хозяйства московские инвесторы намерены построить перепелиную ферму, а в Шенталинском только благодаря банкротству племзавода (с последующим выкупом имущества) удалось сохранить крупное стадо племенного скота. Так как земля в муниципальных районах и сельских поселениях дешевле, чем в городе, многие компании намерены развивать производство именно там. Из строящихся сельских объектов заводы по добыче горючих сланцев и монолитной опалубки для коттеджного строительства, нефтеперерабатывающее и стекольное предприятия. Последнее после проведения процедуры банкротства выкупила известная немецкая компания Quarzwerke. Но все-таки поправок в 131-й закон и Налоговый кодекс самарцы ждут как манны небесной без них трудно ожидать, что даже сверхэнергичный глава муниципалитета сможет сделать бюджет бездотационный, а район или поселение процветающим.

Антон БОРЦОВ, Варвара ГАЛИЦКАЯ


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации