13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Мустанги Цимлянских песков

У волгоградского писателя-краеведа в книге «Царицынские байки» есть история под названием «Символ счастья». Там рассказывается, как братья-художники плыли по Волге и писали общую картину: один рисовал правый берег, другой левый. В Царицыне младший стал набрасывать эскиз городка, изобразив на переднем плане полотна нищего в рваных лаптях. Увидав это, купец Лапшин выразил недовольство. «Господин художник, - сказал он, - ты тут изволил намалевать нищего, а он ни в какие ворота не лезет в наш Царицын». Дискуссия привела к тому, что картина совершенно изменилась. И не только на полотне, но и в реальности.

Сказка - ложь, да в ней намёк

«В полдень картина была готова. На ней была изображена счастливая пара целующихся молодожёнов. Вокруг - ликующая толпа свадебных ряженых, уплетающих колбасы и вина. Купец был за посажённого отца и выплясывал «барыню». В глубине картины красовался Царицын. Сначала горожане не приняли полотно, сказали, дескать, всё это неправда, но, по совету художника, чтобы придать полотну реалистическое начало, порешили женить их натуральным образом и погулять на свадьбе. Купец, славный человек, на радостях подарил молодожёнам дом и жениха сделал приказчиком. А картину у художника царицынцы выкупили». Примерно по такой схеме и делаются брэнды, в том числе регионов: сначала рисуется идеальная картина, потом действительность преобразуется подгоняется под идеал. По этому пути пошли в Волгограде.

Курировать вопросы туризма в администрации Волгоградской области поручено комитету по делам молодёжи. Неделю назад по инициативе председателя комитета Владимира Васина за круглым столом сошлись краеведы, писатели и представители туриндустрии, чтобы поговорить о том, какие мифы нашей губернии могут быть использованы, раскручены и превращены в сырьё для тех, кто составляет туристические маршруты. Трёхчасовая дискуссия началась с того, что историки-краеведы сцепились с писателями. Когда Юрий Войтов рассказывает о том, что делает с записанными в области сказками, у историков волосы на головах шевелятся: как же можно так вольничать с историческим материалом? Услышав, например, два варианта одной и той же легенды, он выбирает тот, где герои - монахи, а не богатыри, потому что эта версия кажется ему «более правильной». А вот легенды тех времён, когда люди поклонялись идолам, он вообще предпочитает не обнародовать, поскольку неясно, как к этому отнесётся церковь. Туроператоры оказались меж двух огней. Хорошо бы, конечно, иметь некий канонический сборник мифов и легенд Волгоградской области, причём такой, который можно использовать в своей повседневной жизни, составляя туристические маршруты и тексты для экскурсоводов. Им ведь нужны не то чтобы достоверные данные, а скорее красивые и даже модные легенды, истории. Пример? Название города «Царицын» у нас всегда считалось производным от Сары-Су, жёлтая река, но теперь краеведы всё чаще задают вопрос: а почему, собственно, жёлтая-то? Сарацины (сара-чины) - это жёлтые или всё-таки царские воины? Да и создателям мифов больше нравится связь названия города не с туземной топонимикой, а с русскими царями. Идеологического запрета на царей у нас больше нет, поэтому и происхождение слова получает другое толкование, более удобное для раскрутки - в туристических целях в том числе. И, если не вдаваться в подробности споров о том, что значит то или иное историческое название, что стоит за тем или иным фактом, горячая дискуссия привела к одному выводу. Для успеха всей затеи необходимо вырабатывать механизм взаимодействия: как на основе краеведческих знаний сформировать притягательные для людей мифы, рассказать им те истории, в которые захочется поверить, а потом уже превратить эти истории в коммерческий продукт для туристической индустрии.

Мимо плывут туристы и деньги

В выработке этого механизма мне повезло поучаствовать - в Чернышковском районе. Глава района Виктор Шлыков обратился к Владимиру Васину с предложением помочь району в активизации туризма. В. Васин собрал группу креативщиков и туроператоров и высадил десант в районной администрации. Называлось всё это - «экспертный совет по разработке проектных решений создания объектов особой туристической привлекательности на территории Чернышковского муниципального района». Сначала хозяева рассказывали о том, что в районе есть. Потом гостям было предложено высказать свои идеи относительно того, чего не хватает, как и чем дополнить имеющееся. Оказалось, что ситуация в районе - точь-в-точь ситуация в регионе и в стране в целом. И даже есть свой символ этой ситуации. На территории района находится природный парк «Цимлянские пески», где пасутся стада диких лошадей, течёт чистейшая река Чир, где из-за перепадов рельефа очень интересно сплавляться на байдарке, и есть даже естественное джакузи, местечко с бурлящей водой, которое местные называют ласково - «Камушки». Историко-этнографический музей здесь - отличный, и директор музея Михаил Луночкин - просто суперпрофи, заслуженный деятель культуры РФ, между прочим. Места красивейшие, но туристы едут мимо. Глава Большетерновского сельского поселения Михаил Полтавский об этом очень выразительно рассказывал: как он сидит на берегу реки, а мимо десятками проплывают байдарки... В «Камушках» за раз плещутся по сто человек, а больше-то, наверное, и не поместится. Что бы им такое продать, чтоб и хорошо было, и себя не обидеть? Вопрос о том, что в районе негде переночевать, - даже не обсуждается. В местной гостинице 10 мест - «на 10 туристов смело можете рассчитывать». Вариант расселения туристов «по хатам», такой деревенский bed & breakfast, туроператоры восприняли без восторга: туристы не горят желанием жить у кого-то на дому, им бы турбазы, кемпинги, усадьбы - пусть простые и дешёвые, но без хозяев. Планы строительства экодеревни в районе есть, но денег нет. Нужны инвесторы, а они появятся лишь в том случае, если поток туристов в район можно будет оценить как финансовый поток. Туроператоры согласны возить сюда гостей и на день, как ездили мы - если выехать пораньше, а вернуться попозже, то можно многое успеть. Вопрос - что именно успеть?

Песочные часы ещё идут

Обобщая высказанные идеи, можно вывести системные рекомендации для местных организаторов. Прежде всего - технологическая отработка местных достопримечательностей, так, чтобы их них можно было формировать экскурсионные программы по тому же принципу, как из модулей мебели собирается комплект для конкретной комнаты. Тогда туроператорам будет понятно, как из этих кубиков собрать комплект для конкретной группы, как выстроить логистику путешествия. Высказанные экспертным советом идеи содержали очень много современных предложений: человеку хочется не просто смотреть, а в чём-то участвовать. Значит, переодеваться в какие-то костюмы, что-то делать самим (мастер-классы по сбиванию масла - прикольная тема), быть не наблюдателем, а участником событий - очень важно для нас. Кстати, когда директор музея Михаил Луночкин говорил об отзывах туристов, он сказал, что всем очень нравится, что у них экспонаты можно трогать руками. Трогать, конечно, можно не всё. Зато кое-что можно даже примерить. Второе - очень важно решить, что турист может увезти с собой, помимо фотографий и впечатлений. Сувениры - это опора туристической отрасли. Желательно, правда, чтобы они имели какой-то практический смысл: на недавней российско-германской ярмарке варежки-мышки с глазками и ушками пользовались куда большим спросом, чем игрушки неизвестного назначения. Солёные арбузы или местный самогон - это лучше, чем примитивные магниты на холодильник с гербом района. А гербы, кстати, на которые уповают во многих районах, - вещь нужная, но проблем не решает: язык геральдики красив, как церковнославянский, но на этом языке никто уже не умеет разговаривать, только специалисты понимают его. Нужны более простые и современные символы. Для того же Чернышковского района песочные часы будут куда более ясным и выразительным знаком, чем корона и сноп на его гербе. Третье, очень важное условие - предсказуемость во всём. Это значит, что происходящие события должны быть жёстко привязаны к конкретным датам. Если праздник на день Ивана Купалы - значит, только 7 июля, если на день Петра и Февронии - 8 июля, если скачки на приз губернатора - значит, в определённый заранее день, а не когда получится. Причём заранее - это не за неделю, а расписание на год вперёд. Событийный туризм - хорошая вещь, но чтобы его организовать, нужно иметь расписание на год вперёд. Этого, кстати, даже в Волгограде не понимают, поэтому и день города гуляет по календарю - то первые, то вторые выходные сентября, как городским властям удобнее, у них какие-то свои мотивы на этот счёт.

И по поводу возможностей природного парка - особая тема. Дикие лошади, живущие в Цимлянских песках, - уникальное явление. История их появления точно не известна. Кто-то считает, что они здесь живут уже несколько веков, другие говорят, что это эхо Великой Отечественной - казаки, оказывается, и тут в седле воевали. Потерявшие седоков кони одичали именно тогда. Как бы то ни было, посмотреть на них многим хотелось бы. По крайней мере, у меня все, кто знал, что я ездила в Чернышковский район, именно про лошадей и спрашивали: видела ли? Не видела, потому что не ездили мы туда, не до того было. Но, как выяснилось, и если бы поехали, могло быть то же самое. Увидим или нет - этим вопросом я одолевала многих участников нашего экспертного совета, но ответ в основном был такой: «Если повезёт - увидите». Так не пойдёт! Турист, приезжающий в Африку на сафари, получит полный ассортимент: льва, жирафа, носорога и слона в обязательном порядке и на таком расстоянии, что можно сфотографировать без телескопа. В турецких отелях черепах приучают вылезать в определённые часы на кормёжку на радость туристам, думаю, наши лошади тоже приучатся, если кто-то поставит себе такую цель. Лошади, лебеди, кто там ещё? Приезжающий в природный парк турист должен увидеть их всех своими глазами. Горожане, которые никогда не видели живого жука-носорога, и на него с удовольствием посмотрят. В. Васин аж предложил на лошадей навигаторы вешать, чтобы отслеживать их местонахождение. Но это, конечно, шутка. Хотя на днях «Волгоград ТРВ» показывало сюжет как раз из этого природного парка, где местные знатоки объясняют, что отыскать табун можно: «Если дождь прошёл - по следам. Если снег, тем более. Ареал обитания - километров 40-50. Зная их повадки, найти в принципе не сложно». Надо, значит, только цель такую поставить. Эти табуны - просто отличная метафора для наших туристических возможностей: они есть, но увидишь, только если повезёт. Это ценность, которой мы «как бы» обладаем, но не можем получить от владения ни дохода, ни радости. В чём разница между капиталом и сокровищем? Капитал приносит прибыль, сокровище нет. Капитализация культурных, природных ценностей нашей земли - благородная задача. Ведь речь не идёт о том, чтобы перевести сокровища на колбасу. Вопреки пословице - за погляд деньги берут, и притом немалые.

Материал публикуется в рамках гранта Волгоградской области в сфере СМИ по теме «Волгоградская область - регион новых возможностей».

На фото: 1. В старых книгах есть ответы на многие вопросы. 2. Михаил Луночкин показал, как пользоваться экспонатами. 3. Редкая экспозиция. 4. Самая красивая и уютная комната в музее - жилая.

Анна СТЕПНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации